Рынок потребительского лизинга в России. Рынок лизинга в россии


Рынок лизинга в России

1.1. Место лизинга на финансовом рынке России

Рынок лизинга в России несколько лет подряд растет высокими темпами, опережающими темпы роста других сегментов финансового рынка.

Быстрый рост российской экономики способствует формированию огромного инвестиционного спроса для обновления чрезвычайно изношенных основных фондов и расширения производства. При этом сроки предлагаемых банками кредитных средств значительно меньше требующихся субъектам экономики. Альтернативной лизингу формой финансирования расширения и обновления основных фондов могло бы стать банковское залоговое кредитование. Однако, данная финансовая услуга не получила широкого распространения, в том числе из-за наличия проблем в российском залоговом законодательстве и общей нехватки в банковской системе долгосрочных ресурсов. В этих условиях лизинг стал главным инструментом модернизации, а также восполнил пробел не предоставляемого банками среднесрочного и долгосрочного финансирования (3-7 лет).

Кроме того, широкому использованию лизинга способствует и ряд других факторов. Во-первых, востребованы его классические преимущества - налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, играет роль специфика лизинга как "защищенного" продукта: получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем оформить кредит для его покупки, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате действия всех этих факторов лизинговый сектор развивается значительно быстрее остальных финансовых рынков.

1.2. Развитие рынка лизинга

Несмотря на относительно короткую историю развития российского рынка лизинга, уже можно сделать вывод о наличии цикличности в его развитии. По данным исследований рынка лизинга, проводимых с 2002 г. агентством "Эксперт РА", рынок на протяжении своей истории уже прошел две полные волны цикла: 1998-2001 и 2002-2005 гг. В 2006 году начался третий цикл развития.

В каждый из указанных трех периодов факторы, определяющие развитие лизингового рынка, были неодинаковы. Во время становления рынка лизинга в России, длина волны на нем определялась главным образом средними сроками заключенных договоров, а также инфляционными ожиданиями участников лизинговых сделок. В настоящее время все большее влияние на развитие рынка оказывает возможность решения инфраструктурных проблем экономики, и соответственно рост инвестиционного спроса.

Первый этап: возникновение рынка (1998-2001). Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики.

Потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа.

Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг.

График 1. Объем профинансированных средств лизинговыми компаниями в 2003 и 2004 годах удваивался в сравнении с предшествующим годом Объем профинансированных средств лизинговыми компаниями

Источник: "Эксперт РА"

График 2. Темпы прироста объемов лизингового рынка: экономический цикл к 2005 году удлинился с 2 до 5 лет Темпы прироста объемов лизингового рынка

Источник: "Эксперт РА"

График 3. Возможные сценарии развития рынка лизинга Возможные сценарии развития рынка лизинга

Источник: "Эксперт РА"

Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из маловостребованной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.

Второй этап: укрепление рынка (2002-2005). В 2002 году развитие рынка лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены существенные изменения в законодательство. Новая версия закона "О лизинге" была приведена в соответствие с другими законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Наиболее существенным импульсом для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.

В 2003 году лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики. Во-первых, заметно удлинились сроки лизинговых сделок – сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и вследствие увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков.

Несмотря на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов, оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Препятствиями развития российского лизингового рынка являлись дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний.

Третий этап: быстрое расширение. К 2005 году закончилась вторая волна инвестиционного спроса на рынке лизинга. Большинство заключенных в 2001-2003 гг. сделок завершились. Это в частности характеризовалось снижением в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей, связанным с "взрослением" рынка удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также с появлением сделок, близких к проектному финансированию. Такие сделки характеризуются сложной процедурой их реализации (дополнительные участники и документация), высокой стоимостью предмета лизинга, наличием инвестиционного периода, в течение которого осуществляется производство, поставка и монтаж оборудования, а также уникальностью (а значит низкой ликвидностью) оборудования, длительным сроком его эксплуатации.

В 2006 году начался новый цикл развития рынка лизинга. Прирост объема профинансированных средств составил, по данным "Эксперт РА", примерно 90%, прирост объема нового бизнеса – 83%. Такой значительный прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году является фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Дальнейшее развитие рынка может пойти двумя путями. С одной стороны, может повториться сложившийся на рынке в 2001-2005гг. пятилетний цикл, и в этом случае после 2008 года темпы прироста начнут снижаться. С другой стороны, на фоне роста российской экономики, и при поддержке государством развития лизинга, темпы прироста рынка продолжат увеличиваться до 2010 года, а экономический цикл удлинится до 7-9 лет.

В пользу первого варианта говорит уже сложившееся на рынке удлинение экономического цикла (график 2). Во-первых, существенный дефицит инвестиций в российскую экономику, и соответственно высокий уровень неудовлетворенного спроса на долгосрочное долговое финансирование, обусловливают устойчивый спрос на лизинговые услуги. Во-вторых, недостаток конкурентоспособных мощностей производства почти во всех отраслях промышленности является одним из ключевых факторов, сдерживающих рост экономики России, в результате чего лизинг, как оптимальный финансовый инструмент для обновления основных производственных фондов, будет стабильно востребован. Рост объемов профинансированных средств, который был зафиксирован в последние годы, повлечет за собой и рост объемов полученных лизинговых платежей, конечно, с некоторым временным лагом (график 3). К 2009-2010 годам, согласно первому сценарию, можно ожидать завершения третьей волны развития рынка и снижения темпов роста.

График 4. Динамика развития лизингового рынка России Динамика развития лизингового рынка России

Источник: "Эксперт РА"

При втором варианте развития рынка произойдет дальнейшее увеличение темпов прироста после 2008 года и приближение длины цикла к инвестиционному циклу Жуглара (около 10 лет). Для этого есть ряд объективных причин. Увеличивается удельный вес лизинга в общем объеме ВВП (с 0,99% в 2005г. до 3,02% в 2007), а также в инвестициях в основные средства (с 5,7% до 15,5% соответственно). Лизинговые компании, в условиях усиления конкуренции, перешли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса, появились долгосрочные стратегии развития, в то время как ранее преобладало планирование в пределах среднесрочного, а то и годового горизонта. Сделки на срок более 4 лет занимают в портфелях компаний уже около 10%, реализуются сделки длительностью в семь лет и более. Кроме прихода в будущем новых клиентов, использующих лизинг для расширения бизнеса, очевидно, начнется обновление парка оборудования, взятого во время первой волны развития лизинга. В этих условиях, при сохранении в экономике высокого инвестиционного спроса, возможно удлинение экономического цикла примерно до 7-9 лет.

1.3. Характеристики рынка в 2007 году

Рынок лизинга в России растет высокими темпами с 2005 года. В 2007 году объем нового бизнеса (сумма всех заключенных лизинговых сделок) составил 39 млрд долл., а суммарный портфель лизинговых компаний – 47 млрд долл. Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году превысили 11 млрд долл., а профинансированные средства по действующим лизинговым контрактам – 21 млрд долл. (см. график 4).

1.3.1. Доля лизинга в ВВП

Открыть таблицу в новом окне
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
Объем нового бизнеса, млрд долл. 3,2* 5 8 14.7 39
Доля лизинга в ВВП, % - - 0.99 1.5 3.02
Доля лизинга в инвестициях в основной капитал, % - - 5.7 8.4 15.5
Объем полученных лизинговых платежей, млрд долл. 1.5 2 2.8 5 11.5
Объем профинансированных средств млрд долл. 1.2 2.4 3.9 7.4 21
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд долл. - - 12* 19.5 47

Источник: "Эксперт РА"

Открыть таблицу в новом окне
Страна Объем нового бизнеса, млрд евро
1 Великобритания 57,819
2 Германия 53,750
3 Италия 48,860
4 Франция 32,565
5 Испания 21,545
6 Россия (Рослизинг) 14,366

Источник: ассоциация Leaseurope

Доля лизинга в ВВП в прошедшем году увеличилась почти в два раза и достигла 3,02% (в 2006 г. – 1,5%) (Рассчитано исходя из оценки Росстата ВВП России в 2007 году в 32998,6 млрд руб.). В то же время аналогичный показатель в странах с развитой рыночной экономикой достигает 6%, а значит, объем лизингового рынка России имеет потенциал как минимум для двукратного увеличения. При этом нужно отметить, что в Европейской практике объем рынка принято считать по сумме закупленного оборудования для передачи в лизинг. В российской практике в настоящее время размер рынка оценивается по сумме заключенных договоров лизинга, которая в среднем на 40% превышает стоимость оборудования по данным договорам. Это означает, что в соответствии с российской оценкой доля лизинга в ВВП может значительно превысить указанные 6%, характерные для развитых экономик.

1.3.2. Лизинг в общем объеме инвестиций

В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 15,5% (исходя из оценки Росстатом общего объема инвестиций в основной капитал в 6418,7 млрд руб.). По сравнению с изменением доли лизинга в ВВП, темпы прироста показателя на 30% ниже. По опыту развитых стран, доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о перспективах дальнейшего роста лизингового рынка.

1.3.3. Российский рынок лизинга в Европейском пространстве

По данным Европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope, Россия за год поднялась на 5 позиций и заняла 6 место среди стран Европы по объему лизингового рынка в 2007 году. Учитывая тот факт, что европейский рынок лизинга растет в среднем на 15% в год, по итогам 2008 года Россия может занять пятое, а в 2009 году даже четвертое место среди европейских стран. Благодаря быстрым темпам роста, рынок лизинга в России уже находится на достаточно высоком уровне развития, и зачастую ставится в пример другим развивающимся странам.

1.3.4. Сегменты российского рынка лизинга

Наибольшую долю в структуре лизингового рынка занимает сегмент лизинга железнодорожного транспорта – 24,4% (график 5).

Основными точками роста в 2007 году стали сегменты оборудования для производства тары (финансирование "Авангард-Лизингом" строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты ЛК "Ильюшин Финанс Ко", выход в авиасегмент ЛК "ВТБ-Лизинг"), телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов увеличился более чем в 4 раза. В 3,7 раза вырос объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных объемов строительства в растущей российской экономике.

График 5. Крупнейшие сегменты рынка лизинга по объему сделок

Источник: "Эксперт РА"

Высокие темпы прироста показал сегмент лизинга в сфере сельского хозяйства, доля которого увеличилась в 2,5 раза (с 1,51% до 3,8%). Это связано, в частности, с реализацией компанией "Росагролизинг" приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Открыть таблицу в новом окне
Предметы лизинга Доля в объеме рынка
Легковые автомобили 5.8%
Грузовой автотранспорт 13.5%
Автобусы и микроавтобусы 2.1%
Авторемонтное и автосервисное оборудование 0.1%
Железнодорожная техника 24.4%
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 5.9%
Оборудование для авиационной отрасли 0.1%
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 6.6%
Дорожно-строительная техника 3.0%
Энергетическое оборудование 6.2%
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 3.2%
Металлургическое оборудование 2.0%
Геологоразведочная техника 0.3%
Оборудование для нефтедобычи и переработки 4.5%
Оборудование для газодобычи и переработки 0.2%
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых 0.5%
Сельскохозяйственная техника 3.8%
Телекоммуникационное оборудование 2.6%
Полиграфическое оборудование 1.2%
Здания и сооружения 1.5%
Компьютеры и оргтехника 0.6%
Банковское оборудование 0.1%
Текстильное и швейное оборудование 0.1%
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное 1.3%
Торговое оборудование 0.9%
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1.1%
Погрузчики и складское оборудование 1.1%
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0.5%
Деревообрабатывающее оборудование 0.5%
Оборудование для производства бумаги и картона 0.2%
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс 0.4%
Оборудование для развлекательных мероприятий 0.2%
Оборудование для спорта и фитнес-центров 0.03%
Оборудование для ЖКХ 1.1%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0.1%
Суда (морские и речные) 0.4%

Источник: "Эксперт РА"

Наиболее быстро растущими сегментами лизингового рынка, на наш взгляд, в 2008 году останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Высокий спрос и привлекательность прогнозируется на объекты энергетики, а также оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, ведущими локомотивами роста будут крупные государственные и квазигосударственные заказы единичного характера ("олимпийская стройка", энергетическое оборудование, авиатехника), государственные программы поддержки отдельных отраслей (сельское хозяйство), а также сектор "розничного" лизинга (легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника) (график 6).

График 6. Основными локомотивами роста в 2008 году будут госзаказы и сделки в "массовых" сегментах

Лизинговые сделки Государственные и квазигосударственные Частные
Массовые Гос. программы поддержки отраслей (например, сельское хозяйство) Вклад в прирост рынка: 10% Автотранспорт, строительная техника. Вклад в прирост рынка: 20%
Крупные "олимпийская стройка", энергетическое оборудование, авиатехника. Вклад в прирост рынка: 25% Единичные заказы на специализированное оборудование. Вклад в прирост рынка: 10%

Источник: "Эксперт РА"

1.3.5. Географическое распределение сделок

В 2007 году многие лизинговые компании проводили расширение регионального присутствия на рынке. На конец года 170 компаний-участников исследования имели более 570 филиалов и представительств. Структуры экономик многих регионов значительно отличаются друг от друга, также как и факторы роста этих экономик. Поэтому присутствие в широком географическом пространстве позволяет компаниям нарастить портфель, диверсифицировать его по отраслям и обезопасить себя от потенциальных внешних шоков в отношении одной отдельной отрасли или одного отдельного региона.

В географическом распределении объема нового бизнеса участников исследования в 2007 году увеличилась доля Москвы, Центрального и Уральского Федеральных округов, за счет уменьшения доли Приволжского, Сибирского, Дальневосточного ФО и Санкт-Петербурга (график 7). Однако указанная разбивка не содержит информацию по компании Росагролизинг, у которой подавляющее количество предметов лизинга предоставляется клиентам за пределами Москвы. Если учесть показатели деятельности ЛК "Росагролизинг", доля нового бизнеса, приходящегося на Москву, в 2007 году почти не изменилась и составляет примерно 41,5%.

Очевидно, потенциал Москвы с точки зрения развития лизинга не исчерпан. В то же время региональная экспансия лизинговых компаний пока находится на первом этапе: происходит открытие филиалов и инвестирование в развитие и отработку технологий работы филиальной сети. Сегодня темпы роста объемов лизинговых услуг одинаково высоки как в регионах, так и в столице. Однако через год-два темпы прироста лизингового рынка в Москве снизятся, а доля столицы на рынке составит менее 40%. При этом темпы прироста нового бизнеса в регионах, по нашему мнению, будут примерно на 20-30 п.п. выше столичных. В этот период вновь открытые филиалы начнут работать в полную силу, а значит, произойдет ускорение темпов роста бизнеса в регионах.

1.3.6. Уровень обеспеченности отрасли собственным капиталом

Собственный капитал лизинговых компаний составляет менее 1,5 млрд долл. (на основе экстраполяции данных 100 компаний участников-исследований, без учета компании "Росагролизинг"). В соответствии со спецификой деятельности лизинговая отрасль высоко зависима от привлеченных средств. Собственные средства в структуре баланса лизинговых компаний в 2007 году в среднем занимали 5% (без учета Росагролизинга). 95% источников фондирования лизингодателей при этом составляют заемные ресурсы.

Низкий уровень обеспеченности лизинговых компаний собственным капиталом приводит к высокой зависимости от привлеченных средств, в том числе банковских кредитов, и в то же время не позволяет банкам устанавливать для лизингодателей более высокие лимиты предоставляемых ресурсов. В связи с этим целесообразно было бы стимулировать лизинговые компании к наращиванию собственных средств путем освобождения от налогообложения суммы прибыли, направляемой на увеличение уставного капитала компании.

1.3.7. Источники финансирования лизинговых сделок

График 8. Удельный вес источников финансирования договоров лизинга на 01.10.2007 года, % Удельный вес источников финансирования договоров лизинга

Источник: "Эксперт РА"

Вопрос привлечения финансовых средств является актуальным для большинства операторов российского лизингового бизнеса. Специфика работы лизинговых компаний такова, что им постоянно требуется все больше и больше инвестиций для реализации новых проектов, так как портфель компаний быстро амортизируется и необходимо его постоянно увеличивать.

Источники финансирования лизинговой деятельности в России на 01.10.2007 года имели следующую структуру: долгосрочные банковские кредиты - 59 %., краткосрочные банковские кредиты – 14,9%, собственные средства – 9,7%, векселя – 3,7%, облигации -1,9%.

Самым распространенным источником финансирования деятельности лизинговых компаний являются банковские кредиты. На их долю приходится почти три четверти используемых лизинговой компанией средств (включая краткосрочные и долгосрочные кредиты, по данным на 01.10.2007). Такая высокая доля банковского кредитования обусловлена уже отлаженными процедурами работы и приемлемыми сроками кредитования.

Однако международный опыт позволяет сделать прогноз: по мере развития лизингового бизнеса будет снижаться удельный вес кредитов банков в структуре источников финансирования. В процессе активизации институтов фондового рынка, как правило, происходит уменьшение доли банковского сектора и перераспределение финансовых ресурсов в пользу других инструментов, обеспечивающих финансирование лизинговых операций.

Обычно для удешевления кредитных ресурсов лизинговые компании по возможности используют кредиты иностранных банков. Привлечение иностранных ресурсов для большинства лизингодателей осуществляется через российские банки. Крупные надежные лизинговые компании предпочитают выход на рынок прямых международных заимствований – привлекают синдицированные кредиты от пула иностранных банков. Однако количество таких компаний невелико. Кроме того, в настоящее время данный источник финансирования менее доступен в связи с кризисом ликвидности и последовавшим ростом процентных ставок.

Удобной альтернативой банковскому финансированию лизинговых сделок является выпуск облигаций, который влечет за собой сравнительно меньшую зависимость бизнеса от кредиторов. Однако по причине ухудшения конъюнктуры на финансовых рынках использование данного источника существенно ограничено, многие компании откладывают размещение облигаций на более поздний срок. В результате доля облигационного финансирования лизинговых компаний в 2007 году сократилась до 1,9% по сравнению с 3-4% в 2006 году.

Также альтернативным способом фондирования лизинговой компании является секьюритизация. Это сделка, в процессе которой лизинговая структура передает специальному эмитенту (секьюритизационной компании (SPV), обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель) активы, под которые тот выпускает ценные бумаги, обращающиеся на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные, высвобождая при этом финансовые ресурсы для работы по новым проектам. До настоящего времени на российском лизинговом рынке было проведено всего две сделки по секьюритизации. В результате неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, данные сделки откладываются из-за резкого снижения спроса на ценные бумаги со стороны инвесторов. Кроме того, возможность осуществить секьюритизацию имеют в основном крупные лизингодатели, демонстрирующие стабильный рост объемов операций на протяжении ряда лет. Такие компании имеют портфель лизинговых контрактов с базовым активом в виде оборудования или другого имущества, имеющего устойчивый спрос на вторичном рынке. В будущем, с ростом финансового потенциала отечественных лизинговых компаний и улучшением ситуации на финансовых рынках, следует ожидать увеличения количества сделок секьюритизации лизинговых портфелей.

1.3.8. Участие государства в лизинговом бизнесе

График 9. Структура собственников лизинговых компаний в 2007 году Структура собственников лизинговых компаний в 2007 году

Источник: "Эксперт РА"

По данным на конец 2007 года государству принадлежали 5% лизинговых компаний, действующих на рынке (график 9). В то же время на них приходилось 26,3% объема всех заключенных в 2007 году новых сделок. На долю крупнейшей государственной лизинговой компании – Росагролизинг – приходилось около 3,5% объема нового бизнеса всего рынка (в 2006 году – 3,0%).

Таким образом, государство в значительной мере влияет на развитие лизингового рынка. Объем новых сделок российских лизингодателей в 2007 году был существенно расширен благодаря реализации государственных программ и проектов, программ частно-государственного партнерства. Проекты в отраслях энергетики, сельского хозяйства, строительства инфраструктурных объектов и авиастроения, измеряются десятками миллиардов рублей, в результате чего участие государства существенно повлияло на рост размеров рынка в объемном выражении.

1.3.9. Иностранные инвесторы

Иностранным собственникам по итогам 2007 года принадлежало около 16% российских лизинговых компаний. Объем их деятельности составил 16,5% от суммы всех новых заключенных сделок. В основном это лизинговые компании, принадлежащие иностранным финансово-промышленным группам (11%).

На фоне замедления темпов развития рынка во втором полугодии 2007 года, лизинговые компании, принадлежащие иностранным банкам и инвестиционным фондам (такие как "Локат Лизинг Руссия", "Райффайзен Лизинг", "ЛК ММБ", "Каркаде", "Европлан") проявили высокую активность. В первом полугодии 2007 года такие компании существенно уступали по темпам прироста новых сделок лизингодателям, которые принадлежат российским собственникам и государству. Однако к концу 2007 года они значительно нарастили объемы деятельности, существенно обогнав отечественных лизингодателей по темпам прироста бизнеса (график 10). Очевидно, среди иностранных банков и инвестиционных фондов, владеющих этими компаниями, не было тех, кто заметно пострадал в результате кризиса ликвидности. Поэтому имеющиеся свободные инвестиционные ресурсы были направлены в быстро развивающийся российский лизинговый рынок.

Российский рынок лизинга ввиду быстрых темпов роста обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Крупные иностранные компании, еще не представленные на российском рынке, но желающие на него выйти, имеют возможность такого выхода путем покупки российской лизинговой компании. Заинтересованность в подобной покупке может возникнуть как у финансовых структур, так и у компаний реального сектора.

В случае если покупку осуществляет иностранный банк, он получает сразу всю клиентскую базу компании – то есть предприятия, нуждающиеся в обновлении основных фондов, а также в финансировании деятельности. В результате формируется база для развития в будущем и собственно банковского направления деятельности. Купить же непосредственно российский банк нерезидентам значительно трудней – процедура покупки будет гораздо сложнее, дольше, и потребует разрешения со стороны Центробанка.

Крупным иностранным производителям оборудования также проще выйти на рынок путем покупки лизинговой компании, чем открывать свое представительство в стране. Наиболее вероятен в будущем выход на рынок лизинга новых игроков со стороны крупных зарубежных производителей максимально востребованной в России техники. Это подтверждается и работой на отечественном рынке лизинговых дочек крупнейших автопроизводителей – Scania Financial Services Russia, Фольксваген Груп Финанц, Даймлер-Крайслер Лизинг, Volvo Financial Services, а также известного производителя техники – Катерпиллар Файненс.

График 10. В первом полугодии 2007 года лидерами роста были отечественные лизингодатели, во втором – стали иностранные

В первом полугодии 2007 года лидерами роста были отечественные лизингодатели

Источник: "Эксперт РА". Темпы прироста в 1 половине 2007 года рассчитаны по отношению к итогам 2006 года; темпы прироста во 2 половине 2007 года рассчитаны по отношению к первой половине 2007 года.

raexpert.ru

Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение

Резюме

Объем нового бизнеса за 2014 год снизился на 13% и составил 680 млрд рублей. Причина – в сокращении ж/д и авиасегментов, которое подтолкнуло лидеров рынка к наращиванию сделок с МСБ. Рынок продолжит падение и в 2015 году: согласно базовому прогнозу агентства, новый бизнес сократится на 20%. Крупнейшие сегменты продемонстрируют сжатие, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста. Сокращение бизнеса и ухудшение макроэкономической ситуации уже привели к росту доли проблемных активов (с 6% до 10% в совокупном лизинговом портфеле), и мы ждем сохранения этой тенденции в 2015 году.

Впервые за пять лет новый бизнес (стоимость имущества) на рынке лизинга сократился и достиг минимального объема с 2011 года. По итогам 2014 года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, а объем нового бизнеса снизился на 13% и составил 680 млрд рублей. Сжатие рынка было вызвано, в первую очередь, сокращением крупнейших сегментов – железнодорожной техники и авиатранспорта – на 40,2% и 44,3% соответственно. Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств вследствие западных санкций, повышение ключевой ставки Банка России, а также устойчивый рост проблемной задолженности.

Темпы прироста объема полученных лизинговых платежей превысили темпы прироста объема профинансированных средств. За 2014 год произошло сокращение объема профинансированных средств (-15,4%). Лизинговый портфель на 01.01.2015 составил 3,2 трлн рублей, темп прироста – 10,3% – стал наименьшим за последние пять лет. Отчасти росту портфеля способствовало увеличение платежей к получению по валютным лизинговым договорам вследствие девальвации.

Доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга за 2014 год выросла до 48% (годом ранее – 42%). Увеличение доли связано с активным наращиванием сделок госкомпаниями в сегменте малого и среднего бизнеса вследствие сокращения крупных лизинговых договоров на рынке. Так, без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., до 36%, при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п., до 14%. По мнению «Эксперта РА» (RAEX), доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга в 2015 году может превысить 50%.

По оценке «Эксперта РА» (RAEX), доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10%. За 2014 год доля проблемных активов выросла с 6% до 10% в портфеле компаний, в 2015 году она может достигнуть 14%, по мнению «Эксперта РА» (RAEX). Доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляет не менее 15% на 01.01.2015. При этом доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего ж/д техника) достигла порядка 40% на ту же дату. Не менее трети таких реструктуризаций сделок агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам.

На фоне сокращения крупных сделок в 2014 году лизингодатели активно наращивали бизнес с представителями МСБ (+27%). Впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от суммы новых договоров лизинга за год. Ключевая причина роста доли сделок с МСБ – более активная работа госкомпаний в сегменте автолизинга. Благодаря высокой ликвидности вторичного рынка автомобилей этот сегмент остается привлекательным для лизинговых компаний даже в текущих условиях.

Около 10% лизингодателей имеют в портфеле валютные договора, однако задержки по платежам наблюдаются только у трети из них. После кризиса 2008 года лизингодатели снизили объемы валютных сделок и стали более консервативно относиться к займам в валюте. В то же время у некоторых компаний, имеющих значительные валютные обязательства, по итогам 2014 года появятся убытки. Однако зачастую эти убытки будут «бумажными» из-за действующих стандартов российского бухучета в финансовой отчетности: как правило, обязательства клиента перед лизингодателями фиксируются также в валюте, поэтому валютный риск переходит от лизинговой компании к лизингополучателю.

Согласно прогнозам «Эксперта РА» (RAEX), в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии.В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса снизится до 610 млрд рублей. Данный прогноз предполагает сокращение ж/д и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов – около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд рублей (-20%). В этом случае падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.

raexpert.ru

Рынок потребительского лизинга в России

Применение лизинга с 2011 г. к финансированию потребительских нужд физических лиц было призвано снять ограничения в его развитии. Лизинг из коммерческой услуги становится универсальной. Некоторые лизинговые компании совместно с банками предлагают, например, покупку жилья в лизинг вместо ипотеки. Но наибольшее распространение потребительский лизинг получает в сфере покупок автомобилей. В этом Россия традиционно идёт за Западом. В США и Европе до 30% автомобилей приобретаются частными лицами в лизинг. Но пока в нашей стране доля потребительского лизинга исключительно мала в портфеле лизинговых компаний.

Для понимания перспектив потребительского лизинга нужно видеть его преимущества и недостатки по сравнению с кредитом. Кратко рассмотрим их для автолизинга.

Достоинства выступают следствием того, что автомобиль остаётся в собственности лизинговой компании до момента выкупа или возврата машины в конце срока договора. Поэтому требования к клиенту ниже, срок принятия решения и количество документов меньше, условия могут определяться индивидуально с учётом пожеланий приобретателя. Автолизинг важен для тех, кто не хочет показывать имущество в собственности. Текущие платежи по автолизингу без выкупа (оперативный лизинг) ниже, чем по кредиту.

Но есть и недостатки. Они, по известному изречению — продолжение достоинств. Поскольку тоже являются следствием собственности лизингодателя на машину. Он может ограничить пробег и брать штрафы за превышение. Такие же санкции предусматриваются, как правило, за досрочное расторжение договора или ускоренные выплаты. А при невыплатах текущих платежей машина отбирается, и для этого даже не нужен суд, как при кредите. Основной минус — с учётом выкупа клиентом по остаточной стоимости при завершении договора (финансовый лизинг), общая сумма переплаты выше, чем по кредиту.

Отличия от Запада — в системе налогообложения. В России лизинг выгоден юридическим лицам, поскольку платежи по нему дают вычет по налогам. Он предусмотрен и в законодательстве, например, США, для потребительского лизинга. Там частное лицо также на сумму текущих платежей получает налоговые льготы. Такого порядка нет в нашей стране. Для потребительского лизинга недвижимости указанные минусы имеют ещё более важное значение.

Для развития потреблизинга нужно изменение законодательства, преодолевающее данные недостатки. А пока более востребованной альтернативой потребительскому лизингу остаётся кредитование.

Марк Гойхман,

Ведущий аналитик ГК ТелеТрейд

Другие полезные материалы

www.profi-trading.ru

Рынок лизинга в 2009 году

Прошедший год стал для лизинговых компаний периодом проверки качества сформированных портфелей сделок. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и санацию лизингового портфеля. Нехватка заемных средств в начале года с одной стороны, а с другой - нехватка надежных клиентов в результате ужесточения требований, обусловили сокращение объема новых сделок на рынке по сравнению с 2008 годом на 56% (график 1).

График 1. В 2009 году сокращение рынка лизинга продолжилось, впервые с 2002г. объем новых сделок оказался меньше суммы полученных платежей

В 2009 году сокращение рынка лизинга продолжилось, впервые с 2002г. объем новых сделок оказался меньше суммы полученных платежей

Источник: «Эксперт РА»

В то же время к концу года наметилась тенденция восстановления. Четвертый квартал, традиционно характеризующийся высокой деловой активностью на лизинговом рынке, в 2009 году в значительной мере оправдал надежды лизингодателей. Стабилизация финансовых рынков, снижение ставок по кредитам, прекращение роста просроченной задолженности, рост спроса ввиду реализации сложных, планируемых на протяжении года сделок – все эти факторы обусловили волну новых сделок в октябре-декабре прошлого года. Объем нового бизнеса по итогам 2009 года составил 315 млрд. руб. (таблица 1), при этом 41% новых сделок были заключены в 4 квартале года. Такое соотношение объема сделок последнего квартала к общей сумме контрактов за год свидетельствует о восстановлении сезонности на рынке и сопоставимо с докризисной динамикой (график 2).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2006 г. 2007г. 2008г. 2009г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5 720 315
Темпы прироста, % 83,8 149,6 -27,8 -56,2
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 136 294 402,8 320
Темпы прироста, % 78 116,2 37 -20,6
Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1 537 442 154
Темпы прироста, % 90 167 -17,7 -65
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд руб. 530 1202 1390 960
Темпы прироста, % - 126,8 15,6 -31
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 26903,5 33111,4 41256 39016,1
Доля лизинга в ВВП, % 1,49 3,01 1,75 0,81

 

Источник: «Эксперт РА»

График 2. Доля сделок четвертого квартала в 2009г. соответствует докризисной динамике

Доля сделок четвертого квартала в 2009г. соответствует докризисной динамике

Источник: «Эксперт РА»

Лидеры роста

В 2009 году лидерство по объему новых сделок (32,2 млрд. руб.) принадлежит компании "ВЭБ-Лизинг" (см. приложение 1). Кроме того, значительный рост объема новых сделок продемонстрировала ЛК "Сбербанк Лизинг", переместившаяся с 16-го на второе место. Компания провела в 2009 году ребрендинг (ранее – "РГ Лизинг") и планирует активно развивать свою деятельность в сегментах розничного лизинга и автолизинга.

Лидерами рынка по объему новых сделок в 2009 году стали также компании, имеющие диверсифицированные источники финансирования (Europlan, "Дойче Лизинг Восток"), мощную поддержку собственников (ВТБ-Лизинг, Ильюшин Финанс Ко) и работающие в отраслях добычи природных ресурсов (Газтехлизинг, ТГИ-Лизинг).

Среди десятки крупнейших компаний по объему портфеля также произошли изменения. Лидерство по итогам 2009 года сохранила компания "ВТБ-Лизинг". Компании "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг" в связи с активным ростом масштабов бизнеса переместились с третьего на второе и с 14 на 3 место соответственно. Существенное повышение позиции ЛК "Ильюшин Финанс Ко" обусловлено спецификой деятельности компании – заключенные и профинансированные компанией сделки включаются в объем портфеля только по завершении строительства воздушного судна и постановки его на баланс компании (что может занять несколько лет).

Концентрация на лизинговом рынке в 2009г. увеличилась: если в 2008 году на крупнейшую компанию приходилось 6,48% объема новых сделок, то в минувшем году – только 10,2% (без учета ЛК Росагролизинг). В 2007 году доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 13,2%. Концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась более существенно – с 32,7% в 2008 году до 50% в 2009г.

График 3. Профиль участников исследования в 2009г. в разрезе собственников

Профиль участников исследования в 2009г. в разрезе собственников

Источник: «Эксперт РА»

Источники финансирования

В источниках финансирования лизинговых сделок доля банковского кредитования в 2009 году продолжила сокращаться – в сумме доля долгосрочных и краткосрочных кредитов снизилась на 6 процентных пунктов (график 4). В то же время увеличилась доля собственных средств с 10,4% до 15,3% и доля авансов – с 13,1% до 15,8%.

Улучшение доступа к заемным ресурсам для лизинговых компаний произошло лишь во второй половине 2009 года. "Получать финансирование стало проще, - отмечает Алексей Смирнов, финансовый директор ЛК "CARCADE Лизинг". - Деньги должны работать, а бизнес – развиваться. Находясь под давлением со стороны правительства, процентная ставка по кредитам коммерческих банков снизилась вслед за ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Но кардинального улучшения показателей кредитной активности российских банков пока не наблюдается: ставка по кредитам от ставки рефинансирования значительно отстает. Интерес к лизинговым компаниям как к заемщикам постепенно стал возобновляться. Но наиболее заметно это происходит лишь в отношении благонадежных и проверенных лизингодателей, с которыми банки сотрудничают на протяжении нескольких лет".

График 4. Источники финансирования деятельности

Источники финансирования деятельности

Источник: «Эксперт РА»

Проблемные сделки: позитивные сигналы

Наибольшее позитивное влияние на повышение активности в лизинговой отрасли в конце прошедшего года оказали снижение стоимости заемных средств (в том числе после серии снижений ставки рефинансирования со стороны Банка России), а также сокращение объемов просроченной задолженности (проблемные клиенты были выявлены в первом полугодии и в целом за 2009 год отработаны технологии работы с ними).

По оценкам "Эксперт РА", объем изъятой лизинговыми компаниями техники по дефолтным договорам, не реализованной на вторичном рынке и не переданной новым лизингополучателям, на 01.01.2010г. в целом по рынку достигает 10 млрд. руб. (по балансовой стоимости). Среди участников исследования в 2009 году данный показатель увеличился в 2,2 раза и превысил 6 млрд руб. (график 5).

График 5. Динамика объема изъятых лизингодателями предметов лизинга (в отношении участников исследования)

Источник: «Эксперт РА»

Объем ремаркетинга на лизинговом рынке (продажа изъятой техники на вторичном рынке) в 2009 составил более 7 млрд. руб.

Объем сформированных лизингодателями резервов под возможные потери по лизинговым сделкам на 01.01.2010г. в среднем по рынку составил 1,13% от суммы лизингового портфеля. Необходимо отметить, что не менее 31% компаний не создавали резервов под возможные убытки. При этом средняя доля резервов у компаний, которые их сформировали (16 компаний из числа участников исследования), составила на 01.01.2010г. 2,75% от объема лизингового портфеля.

Согласно предоставленной участниками исследования информации, доля просроченной задолженности сократилась в 4 квартале на 0,5 процентного пункта и на 01.01.2010г. составляла около 4,5% от суммы лизингового портфеля. Однако при этом примечательна динамика самого портфеля. Согласно имеющемуся уровню новых заключенных сделок и полученных платежей, а также учитывая банкротство некоторых участников рынка, можно было ожидать снижение объема портфеля примерно на 10%. В то же время его сокращение составило 31%. На динамику данного показателя влияют пять основных факторов: объем полученных авансов, вероятные завышения в предыдущие периоды, несовпадающая база расчета (разное число и состав участников исследований), уровень расторгнутых сделок и изъятого оборудования, а также объем просрочки свыше 60 дней (по методике Агентства не включается в сумму портфеля). Исключив три первых фактора, можно предположить, что реальный уровень проблемной задолженности превышает "официально" указанный компаниями примерно в три раза и составляет в целом по рынку 12-15% портфеля.

Хотелось бы подчеркнуть, что несколько участников исследования посетовали на нехватку в целом по отрасли статистики просроченных платежей, при этом те же компании при подготовке анкеты Агентства проигнорировали имеющийся в ней вопрос о проблемной задолженности, не заполнив необходимые данные.

В условиях снижения объема новых сделок в 2008 и 2009 гг. лизинговые компании лишились возможности предъявлять к зачету и возврату существенные суммы по НДС, а наоборот, были вынуждены уплачивать налог в бюджет. В результате этого объем НДС, ожидаемый компаниями к возврату, сократился с более чем 20 млрд руб. на начало 2009г. до 13 млрд руб. на 01.01.2010г.

Число сотрудников лизинговых компаний-участников исследования на 01.01.2010 составило 7055 человек, за 2009 год сокращение численности персонала в компаниях составило около 5,2%.

Территориальное распределение сделок

Изменения в географическом распределении новых сделок в 2009 году практически не затронули долю Москвы и Центрального федерального округа (график 6, 7). После сворачивания в 2008 году региональной экспансии лизинговых компаний на фоне развернувшегося кризиса, доля Москвы в объеме нового бизнеса составила 28,2%, а по итогам 2009г. увеличилась до 28,75%. Доля Центрального федерального округа, составлявшая в 2008г. 15,2%, по итогам прошедшего года составила 16,83%.

В то же время перераспределение долей других регионов было значительно более существенным. Доли Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов сократились на 4,6 п.п., 5 и 5,4 п.п. соответственно, при этом увеличились доли Санкт-Петербурга (7,7 п.п.), Сибирского (4,46 п.п.) и Дальневосточного ФО (1,54 п.п.).

Наибольший объем сделок в Сибирском ФО среди участников исследования был заключен ЗАО "Сбербанк Лизинг". Объем контрактов составил 13,8 млрд руб. (41,4% от всех сделок в регионе), предметом лизинга стала железнодорожная техника.

График 6. Географическое распределение объема новых сделок в 2009г.

Источник: «Эксперт РА»

График 7. Географическое распределение объема новых сделок в 2008г.

Источник: «Эксперт РА»

Сегменты рынка: локомотивы снова впереди

В разрезе видов оборудования наибольший объем сделок в 2009 году приходится на железнодорожную технику, которая отвоевала лидерские позиции, утерянные ею в 2008 году (график 8). В число лидеров вошли также авиатехника (один из наиболее капиталоемких сегментов) и автотранспорт (наиболее ликвидный вид имущества).

В сегменте железнодорожной техники наибольший объем сделок был реализован компаниями "ВТБ-Лизинг" (23,7 млрд руб.) и "Сбербанк Лизинг" (18,9 млрд руб.). ОАО "ВТБ-Лизинг" в 2009г. реализовало сделки финансовой аренды с 8 тысячами цистерн, более 4,6 тыс. полувагонов, 180 платформами для перевозки труб большого диаметра. Предметом лизинга по контрактам ЗАО "Сбербанк Лизинг" стали полувагоны, люксовые полувагоны и цистерны, сроки договоров составили преимущественно свыше 7 лет, лизингополучателями являются независимые перевозчики. Основными факторами роста спроса в сегменте железнодорожной техники стали привлекательные цены на вагоны по сравнению с предкризисным уровнем, отложенный спрос (в конце 2008г. – начале 2009г. новый парк практически не закупался), упреждающее наращивание собственного парка операторами рынка, с учетом ожидающегося в ближайшие годы списания РЖД существенного парка изношенных вагонов.

График 8. ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса

Источник: «Эксперт РА»

По итогам 2009 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых "Экспертом РА" в рамках исследований (таблица 2). Положительные темпы прироста наблюдались лишь в 4 сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост является следствием эффекта "низкой базы", то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года.

Сумма новых сделок в сегменте морских судов превысила в 2009г. 6,5 млрд руб., при том, что в 2008 году она составляла менее 300 млн. руб., а в рекордном 2007 году - менее 4 млрд руб. Почти весь объем контрактов в указанном сегменте был осуществлен компанией «ВЭБ-лизинг». В частности, согласно подписанным в 4 квартале 2009г. договорам между ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», предметами лизинга должны стать два танкера-химовоза дедвейтом 18 000 тонн каждый, находящиеся в достройке на российском судостроительном предприятии ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта"

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга

 

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе в 2009г. Доля в новом бизнесе в 2008г. Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2010г
Железнодорожная техника 26,02% 13,49% -15,62% 32,01%
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 15,33% 13,38% -49,88% 13,76%
Легковые автомобили 9,05% 9,11% -56,52% 4,18%
Грузовой автотранспорт 7,95% 16,38% -78,77% 5,51%
Здания и сооружения 5,71% 3,60% -30,55% 4,33%
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 4,78% 8,58% -75,60% 4,82%
Телекоммуникационное оборудование 3,70% 2,39% -32,32% 1,68%
Оборудование для газодобычи и переработки 3,24% 0,20% 608,88% 1,44%
Суда (морские и речные) 2,69% 0,04% 2846,22% 1,06%
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 2,40% 3,18% -67,03% 4,73%
Энергетическое оборудование 2,24% 3,62% -72,94% 8,27%
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых 2,10% 0,87% 5,59% 0,87%
Автобусы и микроавтобусы 1,66% 2,49% -70,76% 1,50%
Сельскохозяйственная техника[1] 1,50% 3,87% -83,03% 1,57%
Полиграфическое оборудование 1,37% 1,25% -52,06% 1,43%
Дорожно-строительная техника 1,35% 3,95% -85,04% 1,19%
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное 1,05% 1,20% -61,54% 1,10%
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 0,73% 0,81% -60,51% 1,98%
Погрузчики и складское оборудование 0,62% 1,89% -85,60% 0,63%
Оборудование для авиационной отрасли 0,61% 0,02% 1243,92% 0,53%
Оборудование для ЖКХ 0,60% 0,54% -51,29% 1,05%
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс 0,55% 0,49% -50,96% 0,57%
Оборудование для нефтедобычи и переработки 0,33% 1,41% -89,73% 1,10%
Компьютеры и оргтехника 0,29% 0,27% -53,19% 0,23%
Оборудование для развлекательных мероприятий 0,27% 0,15% -22,50% 0,21%
Деревообрабатывающее оборудование 0,26% 0,61% -81,43% 0,41%
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0,25% 0,36% -69,21% 0,20%
Торговое оборудование 0,23% 0,81% -87,77% 0,44%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,22% 0,12% -18,18% 0,13%
Авторемонтное и автосервисное оборудование 0,14% 0,23% -74,31% 0,13%
Банковское оборудование 0,07% 0,04% -22,10% 0,07%
Мебель и офисное оборудование 0,06% 0,18% -84,31% 0,05%
Оборудование для ресторанов 0,05% 0,13% -83,03% 0,03%
Оборудование для производства бумаги и картона 0,05% 0,03% -28,43% 0,04%
Металлургическое оборудование 0,04% 0,39% -95,58% 0,49%
Оборудование для спорта и фитнес-центров 0,03% 0,03% -53,12% 0,01%
Геологоразведочная техника 0,03% 0,61% -98,20% 0,14%
Текстильное и швейное оборудование 0,02% 0,04% -79,30% 0,02%

Источник: «Эксперт РА»

______ [1] – без учета данных компании «Росагролизинг»

График 9. ТОП-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле

Источник: «Эксперт РА»

raexpert.ru

Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2016 года: рост вслед за розницей

Резюме

Объем нового бизнеса в 1 полугодии 2016 года вырос на 13% и составил 275 млрд рублей вследствие увеличения розничного сегмента на 39%. Причиной послужили активизация региональных сделок лизинговых компаний и улучшение условий банковского фондирования. Так, доля банковских кредитов в профинансированных средствах выросла впервые за последние три года. Поддержку рынку также оказали сделки оперлизинга, доля которых с 2014 года составляет более 10% в объеме нового бизнеса. Во 2 полугодии 2016 года рынок продолжит расти относительно низкой базы 2015 года за счет оживления розничных сделок. В итоге, по базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), новый бизнес за 2016 год вырастет на 5%.

Объем нового бизнеса за 1 полугодие 2016 года вырос на 13% и составил 275 млрд рублей. Точкой роста для рынка стал автолизинг, который за январь–июнь 2016 года увеличился на 31% против сокращения годом ранее на 21%. В целом по рынку положительные темпы прироста показали 12 из 17 крупнейших сегментов, выделенных агентством. Годом ранее прирост был отмечен только в трех сегментах. Помимо восстановления финансового лизинга рынок поддержал оперлизинг, доля которого на протяжении последних трех лет не опускалась ниже 10% в новом бизнесе. Позитивно на лизинг повлияли постепенное снижение ставок кредитования и стабилизация экономики. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка 1 полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь–июнь текущего года отстает на 20%.

Индекс розничности достиг своего максимума с 2007 года и составил 52% в объеме нового бизнеса за январь–июнь 2016 года. Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос почти на 39% и составил 143 млрд рублей за шесть месяцев 2016 года. По оценкам агентства, количество новых заключенных договоров за январь–июнь текущего года составило более 63 тыс., что на 26% больше аналогичного периода 2015 года. Однако, несмотря на преобладание розничных сделок на рынке, средняя сумма сделки второй год подряд не снижается и составляет около 6,5 млн рублей, что связано с заключением крупных авиадоговоров госкомпаниями и высокой инфляцией на протяжении последних 18 месяцев.

В территориальном распределении нового бизнеса за 1 полугодие 2016 года доля Москвы сократилась на 16 п. п. и составила около 40%. Доля Центрального ФО (за исключением Москвы) за январь–июнь текущего года также сократилась с 9,9% до 7,8%. Снижение концентрации нового бизнеса на столице и Центральном ФО связано с тем, что в первой половине текущего года крупные игроки активизировали региональные продажи, которые существенно упали в прошлом году. За январь–июнь 2016 года доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО выросли на 4,2 и 2,7 п. п., до 10,6% и 11,2% соответственно. Заметно нарастил долю Уральский ФО с 4,2% до 8,1% за счет лизинговых сделок компаний из топ-5.

Впервые за последние три года доля банковских кредитов в профинансированных средствах лизинговых компаний стала расти. После сокращения в 2013–2015 годах доли кредитов в структуре источников финансирования лизинговых сделок в 2016 году впервые отмечается обратная динамика. Так, доля банковских кредитов в профинансированных средствах лизинговых компаний выросла с 54% за 1 полугодие 2016 года до 59% за аналогичный период 2015 года. При этом в структуре источников фондирования сделок компаний с госучастием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых отечественными банками, – с 72% до 87%. Основной причиной этой тенденции стал отложенный эффект от понижения ключевой ставки в прошлом году.

На фоне сокращения лизингового рынка в 2014–2015 годах доля оперлизинга в структуре объема нового бизнеса увеличилась и составила около 15% за 1 полугодие 2016 года. Темпы прироста финансового лизинга с 2013 года до 1 полугодия 2016 года были отрицательными. В то время как оперлизинг продолжал расти и только в первой половине текущего года показал нулевые темпы роста. Укрепление позиций оперлизинга связано с ростом доли авиасегмента на рынке: с 2% за первое полугодие 2012 года до 18% за 1 полугодие 2016 года. В результате прирост объемов аренды воздушных судов компенсировал сокращение объемов аренды ж/д техники. Суммарно на эти сегменты по-прежнему приходится примерно 90% сделок оперлизинга. Около 10% сделок оперативного лизинга приходится на сегмент легкового и грузового автотранспорта, а также недвижимости.

Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), рынок лизинга в 2016 году вырастет на 5%. Текущее состояние экономики не дает возможностей компаниям в 2016 году существенно активизировать бизнес, но позволяет им выйти на уровень прошлого года. При реализации базового прогноза объем нового бизнеса составит около 570 млрд рублей. Сокращение ж/д сегмента будет не более 25% вследствие дальнейшего списания старых вагонов. Эффект от перераспределения самолетов «Трансаэро» будет снижаться, что приведет к сжатию авиализинга на 10%. Автосегмент покажет рост на 15% из-за увеличения его доли в автопродажах и частичной реализации отложенного спроса. Прочие сегменты рынка продолжат динамику первого полугодия и вырастут за год на 25%. Базовый прогноз предполагает, что среднегодовая цена на нефть марки Brent будет на уровне 40-45 долларов за баррель, инфляция не превысит 6-7%, а ключевая ставка составит 9-10%.

raexpert.ru

Рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к падению

Декабрь 2013

Российские предприниматели не доверяют способу «временного» владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. Об этом 4 декабря в ходе XII конференции «Лизинг в России», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», заявил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

Совокупный портфель лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2013 года составил 2,65 трлн. рублей, в том числе объем нового бизнеса - 940 млрд. рублей. Половину лизингового портфеля на 1.10 занимает железнодорожная техника, хотя ее доля и сокращается.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, оперативный лизинг за год, наоборот, увеличился вдвое. Впрочем, оперативный лизинг остается сегментом лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки в общем объеме рынка заняли только 8%, не слишком увеличится их доля, по прогнозу, и в 2014-м. Развивать оперативный лизинг в ближайшие два года, согласно опросу "Эксперт РА", собираются менее пятой части лизингодателей – лишь 10–15% компаний.

86% сделок оперативного лизинга суммарно пришлось на сегменты ж/д и авиатехники, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости. 

Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов, а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Для сравнения, в Европе средняя доля оперативного лизинга в общей структуре рынка составляет 35-40%.

«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, – отметил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. – Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании». 

Как и год назад, на первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку именно платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.

Источник: ИА Клерк.ру

raexpert.ru

Российский рынок лизинга в 2006 году

 Скачать итоговые таблицы рэнкингов

К концу 2010 года рынок имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз, при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка. Прежде всего, это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. Если же до конца 2008 г. законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2010 г. итоги будут куда более скромными - рынок вырастет всего в 2,5-3 раза.

В настоящий момент рынок демонстрирует временное замедление темпов роста. В 2006 году рекордно низкими - всего 20% - оказались темпы прироста лизинговых платежей. Однако, судя по увеличению темпов прироста профинансированных средств, составивших порядка 60% за год, можно говорить об ускорении темпов роста уже в 2007-2008 гг.

В целом объем реального нового бизнеса за 2006 год прогнозируется в районе 9-10 млрд долларов, а доля лизинга в ВВП составит порядка 2%. Объем полученных за год лизинговых платежей составит 3,5-5 млрд долларов, объем профинансированных средств не менее 7-8 млрд долларов. Совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговых платежей к получению на 01.01.2007, согласно нашим оценкам, составит порядка 12 млрд долларов, увеличившись за год на треть.

О проекте "Лизинг в России-2006"Краткая методика исследованияЛизинг-2006: итоги годаМедведи или быки?Лизинг с препятствиямиВнутренние проблемы лизингодателейЛизинг 2006-2010: в ожидании новой волныПриложение 1. Индивидуальные рейтинги надежности лизинговых компанийПриложение 2. Распределение совокупного портфеля лизинговых компаний и общего объема нового бизнеса по отраслям и регионам на 01.07.2006Приложение 3. Крупнейшие лизинговые компании России на 01.10.2006

Обсудить на форуме

raexpert.ru


Смотрите также