Оперативный лизинг автотранспорта в России. Оперативный лизинг в россии


Оперативный лизинг автотранспорта в России

В Западной Европе и США основная часть корпоративного автопарка приобретается посредством оперативного лизинга. В мировом масштабе данная услуга пользуется спросом более 50 лет. В России оперативный лизинг пока практически не развит. Но в то же время упоминания о нем происходят все чаще.

Оперативный лизинг – это что?

Этот вопрос характеризует сегодняшнюю ситуацию в России вокруг оперативного лизинга. Во-первых, потенциальные потребители не понимают, что такое оперативный лизинг, и поэтому по-прежнему остаются лишь потенциальными. Во-вторых, сами операторы данной услуги тоже в недоразумении. Хотя для последних больше характерен вопрос. Оперативный лизинг – это как?

В российском законодательстве такого понятия не существует. Раньше, оно было прописано в законе, но потом его исключили. Есть аренда и финансовая аренда (лизинг), как ее разновидность. В бухгалтерском учете оперативного лизинга тоже нет. В то время с точки зрения бухгалтерских стандартов (SSAP 21) различают два типа лизинговых сделок (финансовый и оперативный лизинг).

Основным признаком финансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием предмета лизинга, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90% стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определение, составляют оперативный лизинг. Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных средств требует отражения в учете лизингополучателя активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов, т.е. арендованное имущество подлежит амортизации. При этом лизингодатель показывает средства, полученные от лизингополучателя, как финансовые активы. Оперативный лизинг означает, что предмет лизинг учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и лизингополучателя соответственно.

В отсутствие законодательной базы по данному вопросу под оперативным лизингом в России понимается долгосрочная аренда автотранспорта на срок от 1 до 5 лет.

Что «лизингового» остается?

Преимущества лизинга за 8-10 лет его активного развития в России, думаю, знает уже каждый предприниматель.

1. Долгосрочное финансирование приобретения основных средств с минимальным внесением собственных средств.

2. Использование налоговых льгот.

3. Оперативность и гибкость по сравнению с кредитом.

Что же из этого останется при оперативном лизинге. Начнем с конца.

1. Оперативность и гибкость не только остаются, они значительно прогрессируют. В самом названии продукта присутствует его ключевое преимущество – оперативность. Арендатор может получить автомобиль в очень сжатые сроки и на обходимый ему период. При этом он получит автомобиль, который сможет сразу начать эксплуатировать, в то время как при кредите или финансовом лизинге, клиенту придется еще самостоятельно его регистрировать в ГАИ, страховать и проводить все необходимые работы для его эксплуатации. Компании предоставляют в оперативный лизинг определенную технику (в нашем случае речь идет о легковых автомобилях) и они в совершенстве владеют информацией о ней, о ее ликвидности (возможности быстро реализовать) и о возможностях иного использования, о рынке, на котором она используется, и его перспективах развития. Соответственно, они могут себе позволить снизить планку требований к Арендатору и быть более гибкими, чем лизинговые компании

2. Второе преимущество остается лишь частично. Арендатор по-прежнему сможет относить на расходы арендные платежи, сокращая налогооблагаемую базу, и сможет возместить НДС по оплаченным платежам. Но применение ускоренного коэффициента амортизации по данным сделкам невозможно.

3. А вот третье лизинговое преимущество в нашем случае вообще теряет смысл. Во-первых, по сравнению с финансовым лизингом, он не такой долгосрочный, а во-вторых, самое главное, приобретения основных средств больше нет. Арендатор владеет и пользуется транспортным средством в течение срока аренды, после чего возвращает его Арендодателю.

Таким образом, мы видим, что это не «тот» лизинг, хотя с некоторыми его элементами. Оперативный лизинг автотранспорта, скорее является также разновидностью транспортного аутсорсинга. Основная задача, которую решает оперативный лизинг – это выведение активов и бизнес-единиц за пределы компании, отказ от непрофильных бизнесов. А это не что иное, как аутсорсинг.

Зачем оперативный лизинг предпринимателю?

Оперативный лизинг за рубежом является неотъемлемой составляющей успешного бизнеса. В то же время аутсорсинг в целом там тоже более развит.

Прежде, чем перейти к преимуществам и недостаткам транспортного аутсорсинга, давайте рассмотрим причины обращения к аутсорсингу в целом.

Несомненно, причины любых действий и тем более действий стратегического характера (а переход к аутсорсингу можно отнести к таковым), связаны с получением эффекта, при этом необходимо, чтобы это был либо сразу денежный эффект, либо его последствия привели к получению дохода в будущем. Что, собственно, и диаграмма №1.

Итак, основные причины: снижение затрат, доступ к технологиям, дешевая рабочая сила, ценность для клиента, недостатки внутренних ресурсов и конкурентное преимущество. Эти причины можно поделить на две группы. Причины краткосрочного характера, которые позволят получить быстрый экономический эффект и долгосрочного – приведут в будущем к денежной выгоде.

Краткосрочные причины: снижение затрат, дешевая рабочая сила, недостаток внутренних ресурсов. Долгосрочные: доступ к технологиям, ценность для клиента, конкурентное преимущество. Из Диаграммы №1 видно, что причины краткосрочного характера преобладают над долгосрочными. Но статистика утверждает, что на аутсорсинг передается чаще всего: охрана, различные виды сервисного обслуживания (бытовое, медицинское, уборки, питание, ремонты и т.п.), транспортное обслуживание и информационное. Реже всего бизнесмены отдают основное производство и продажи. Но ведь львиную долю затрат в себестоимости любой продукции составляют именно эти бизнес-процессы. Тогда логично было бы их отдать на аутсорсинг и ждать снижения расходов и увеличения прибыли. Но в нашем случае работает иная логика.

Так вот на вопрос - зачем он нам нужен? Я отвечу следующее. Эффективный аутсорсинг в целом, и транспортный аутсорсинг в частности, позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе, максимально эффективно используя и развивая свои ключевые компетенции, при этом получить некоторую экономическую выгоду за счет передачи непрофильных бизнесов профессионалов.

Оперативный лизинг автотранспорта в России.

На российском рынке оперативного лизинга существуют различные препятствия для развития данной услуги. Если в западной Европе и США большая часть корпоративных парков приобретается в оперативный лизинг, в России эта цифра менее 0,5%. И если среди лизинговых компаний и других игроков этого рынка существует некоторый ажиотаж вокруг этой услуги, со стороны потенциальных клиентов его пока нет.

Основная трудность, стоящая на пути развития оперативного лизинга в России, связана с психологией российских управляющих и владельцев компаний. Они рассматривают автопарки, в первую очередь, как актив компании, а не как средство производства. На западе уже давно научились считать стоимость использования автомобиля и срок его оптимальной эксплуатации, для них не имеет значение в собственности автомобиль или в аренде. В России отказ от собственных автопарков не характерен как для крупных, так и для небольших компаний. Если для первых, собственный автопарк, это полноценное выделенное бизнес-подразделение и компания не хочется с ним расставаться, потому что это «свое», пусть даже не совсем прозрачное и трудноконтролируемое. То, для вторых, это тем более важно. Имея несколько автомобилей в парке, они могут контролировать их содержание и самостоятельно им заниматься.

Но, если смотреть, более объективно, именно здесь возникает первая и основная ценность сотрудничества с лизинговой компанией. Оперативный лизинг для крупной компании создает, куда больший эффект, чем реорганизация собственного автомобильного предприятия. Работая со сторонней организацией компании проще контролировать и планировать расходы на автопарк. Компания может позволить себе сконцентрироваться на основном бизнесе, не занимаясь непрофильным.

Для средних и малых компаний снижаются расходы и увеличивается эффективность, так как управлением автопарка занимаются профессионалы, и здесь возникает «экономия масштаба» по обслуживанию автомобилей. Сама компания не может профессионально заниматься своим автохозяйством, ее нужно либо нанимать профессионалов в штат, либо концентрироваться на автопарке, а не на основном бизнесе. В то же время компании не приходится вынимать существенные суммы из оборотного капитала на приобретение автомобилей. И при этом равные ежемесячные платежи позволяют планировать бюджет компании.

Вторая проблема на пути оперативного лизинга в России – неразвитость данной услуги. Российские предприятия не знают об оперативном лизинге. Совсем недавно многие не знали, что такое финансовый лизинг и предпочитали либо самостоятельно приобретать необходимую технику, либо с помощью кредита. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый лизинг набрал обороты и большинство компаний, либо использует его, либо задумывалось о его использовании. Поэтому стоит ожидать качественного перехода к новому инструменту, а именно оперативному лизингу. В то же время появление оперативного лизинга в России можно связывать не только с западным модным веянием, но и с эволюционным развитием Российского лизинга. Еще 3-4 года назад, практически все лизинговые компании выступали формальным звеном между поставщиком, банком и клиентом. А затем с развитием конкуренции лизинговые компании стали выполнять значительно больше функций, чем ранее. Они самостоятельно страхуют, регистрируют технику, если речь идет об импорте, лизинговая компания растамаживает и даже может обеспечить доставку оборудования до клиента. Соответственно, в этой цепочке развития лизинга очень четко вырисовывается финал - оперативный лизинг, когда лизинговая компания берет на себя очень широкий функционал и решает за клиента все вопросы, касающиеся содержания автомобилей.

И, наконец, третье важное препятствие. Оно связано с человеческим фактором. Флит-менеджер агрессивно встречает оперативный лизинг, он считает, что у него забирают «хлеб». При чем некоторые думают, что они могут лишиться дополнительного дохода, а некоторые боятся лишиться рабочего места. Но если в первом случае, лизинговая компания вряд ли сможет помочь флиту, то втором, зачастую опасения флита напрасны. Если в компании уже имеется человек, который занимается автопарком, и компания решила значительно увеличить автопарк, то увольнять его не имеет смысла. Именно этот человек будет вести работу с лизинговой компанией. При чем если раньше ему нужно было работать с большим количеством контрагентов, по содержанию даже десяти автомобилей, то теперь ему придется работать только с одной компанией, какой бы большой парк не был. Если в компании сформирован уже большой отдел и имеется большой автопарк, то лизинговая компания, может часть персонала перевести к себе в штат. В этом случае, тоже все останутся в выигрыше, люди продолжат выполнять свои обязанности, а лизинговой компании не придется искать новый персонал, тем более что эти люди как никто будет осведомлен о потребностях клиента.

Подводя итоги.

Сейчас сложно судить, на сколько российский оперативный лизинг идет в ногу с мировой практикой, но можно точно сказать, что существует значительно отставание и видится серьезный потенциал. Темпы роста лизинга поражают из года в год, то же самое можно сказать и о росте продаж автомобилей в нашей стране. Ведущие производители всего мира делают акцент на российский автомобильный рынок. Поэтому логично предположить, что российский автолизинг ждет значительный рост в ближайшее время, при чем не только количественный, но и качественный.

Я бы выделил следующие перспективы, которые, на мой взгляд, ожидают российский рынок оперативного лизинга.

1. К российским предпринимателям будет постепенно приходить понимание удобства оперативного лизинга и его целесообразности применимо к условиям их бизнеса.

2. Российские операторы продолжат работу над повышением качества собственных услуг и займутся их активным продвижением на рынок.

3. С ростом спроса на данные услуги и с учетом потенциала российского рынка следует ожидать приход крупных иностранных компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга, в Россию.

4. С ростом экономического благосостояния российских регионов операторы будут осуществлять активную региональную экспансию.

5. В целях повышения качества, предоставляемых услуг следуют ожидать появления на рынке стратегических партнерств и стратегических альянсов между операторами и лизинговыми компаниями или банками, а также с производителями и продавцами автотранспорта и другими участниками рынка, в том числе и с крупными клиентами.

Фото: freeimages.com

www.e-xecutive.ru

сервис «без проблем» — Bankir.Ru

Виды лизинга

Какие виды лизинга бывают? В мировой практике их всего три. Первый — финансовый лизинг, который выступает средством приобретения арендуемого предмета в собственность, аналог банковского кредита, рассрочки. Главное в нём – переход права собственности на имущество к клиенту.

Существует ещё так называемый «чистый финансовый лизинг». Разница с первым вариантом заключается лишь в том, что по окончании срока действия договора аренды выкуп осуществляется по некой остаточной стоимости предмета аренды. Договор же чистого финансового лизинга тоже либо обязывает клиента, либо даёт возможность перехода права собственности на арендуемое имущество.

Некой противоположностью вышеперечисленным является оперативный лизинг, который не предусматривает перехода права собственности.

Что почём?

Конечно, вид аренды имущества отражается на платежах. Допустим, вы взяли в аренду телефон. В случае финансового лизинга вы заплатите в итоге не только полную стоимость аппарата, но и процент за пользование деньгами всё то время, которое вы эксплуатируете телефон. В случае операционного лизинга, если вы взяли прибор, допустим, на год, вы заплатите ровно столько, сколько он потерял в ценности за этот период. В случае с автомобилем, например, в течение трёх лет аренды он теряет в цене примерно половину своей стоимости. И клиент, который им пользовался эти три года, выплатил только половину стоимости, его никто не заставляет выкупать подержанную машину по остаточной цене. В момент покупки товара вы приобретаете право собственности, право владения и право использования. В случае лизинга лизингополучатель покупает только право владения и использования, право собственности остаётся у лизингодателя. Преимущество оперативного лизинга в том, что клиент не платит за право собственности.

У России свой, особый путь

В российской практике лизинга существуют нюансы. У нас в законе (в России сейчас действует Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N164-ФЗ «О лизинге») все эти виды именуются одним термином: лизинг, или финансовая аренда. Раньше законодательством разграничивались понятия оперативного и финансового лизинга. В последующих редакциях это разграничение пропало вместе с термином «оперативный».

Лизинг в России регулируется также Гражданским кодексом, некоторыми статьями Налогового и этим федеральным законом, который предусматривает право (но не обязательство) выкупа арендуемого имущества по окончании срока действия договора аренды. То есть, если обращаться опять же к мировой практике, то российский закон описывает некую комбинацию финансового и чистого финансового лизинга. А оперативный описывается исключительно как аренда, и другого термина для этого вида деятельности в законе нет.

Оперативный или операционный?

Существует путаница понятий: «оперативный» и «операционный» лизинг. В 2003 году во время лизинговой конференции в Москве был введён в обиход ещё один термин: «операционный лизинг». Раньше такого понятия не существовало. Речь на конференции шла о лизинге с дополнительными сервисами, и компания, которая предлагала эти услуги, называла их оперативным лизингом. Но в то время свежи были воспоминания о предыдущей редакции закона о лизинге, в котором существовало понятие «оперативный лизинг». И крупные игроки финансового лизинга предложили разделить понятия финансового и оперативного лизинга. Ведь, несмотря на то, что из закона убрали это определение, оно по-прежнему существовало в практике, а то, что предлагали представители компании-докладчика — это было нечто иное, лизинг «с операциями». Те согласились, назвав свой вид услуг «операционным лизингом». И, тем не менее, между этими понятиями существует различие, а именно: оперативный лизинг — это финансовый инструмент, а операционный лизинг — это услуга, или, другими словами, «оперативный лизинг с полным сервисом».

История развития лизинга

Операционный лизинг существует с далёкой древности. При раскопках в Междуречье были обнаружены шумерские глиняные таблички, относящиеся к периоду IV–III тысячелетия до н. э., на которых были указаны обязательства по передаче на определённый срок в пользование за плату сельскохозяйственного инвентаря, права пользования водоемами и т.д. В V в. до н. э. в Вавилонии функционировал дом Мурашу, который брал в аренду наделы, принадлежавшие персидским вельможам, чиновникам и военным колонистам, платил их владельцам арендную плату и вносил за них в государственную казну денежные и натуральные подати. Арендованную землю дом Мурашу обычно сдавал в субаренду крестьянам, снабжая арендаторов рабочим скотом, семенами, орудиями производства и водой для орошения. В Древней Греции строители судов передавали их в аренду торговцам солью. В США в 1920 году компания Singer начала передавать швейные машины в аренду с тем, чтобы снизить уровень складских запасов готовых машин.

Схематически историческое развитие лизинга происходит следующим образом: всё начинается с примитивных прокатно-арендных отношений, потом срок проката удлиняется, и право пользования вещью постепенно заменяется правом выкупа её в рассрочку. Таким образом появляется простой финансовый лизинг. Затем он начинает нагружаться дополнительными услугами по разным причинам: эволюционным, конкурентным и т.д. В случае с автомобильным лизингом это может быть страхование, регистрация автомобиля, ремонт, шинные услуги, техпомощь на дорогах и т.п. Дальше идёт следующий этап: а зачем мне платить за право собственности, размышляет арендатор? И так появляется операционный лизинг. Далее исторический цикл развития лизинга приводит к тому, что независимые фирмы отмирают, выживают банковские компании, у которых есть доступ к «дешёвым» деньгам, а также нишевые игроки, которые специализируются на достаточно узких сегментах рынка. Здесь мы как раз и приходим к оперативному лизингу с полным сервисом. То есть появляются изысканные виды лизинга типа полного аутсорсинга, full service, который и предлагает компания ARVAL. У нас есть определенная ниша: мы предоставляем в аренду только легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили исключительно с полным сервисом, и только в оперативный лизинг.

Преимущества операционного лизинга

Чем ещё хорош операционный лизинг? Тем, что имущество не является собственностью компании и, соответственно, не регистрируется на балансе организации-клиента. В России, согласно действующему законодательству, при финансовом лизинге предмет аренды может учитываться на балансе и у арендатора, и у арендодателя. В случае оперативного лизинга вариантов нет: имущество находится на балансе арендодателя.

В мировой практике сложилась такая схема: при финансовом лизинге предмет аренды — на балансе у клиента, это основные средства. И это может, в случае непрофильного оборудования, не имеющего отношения к прямой деятельности предприятия, расцениваться акционерами как ненужные инвестиции. И с точки зрения кредитующей организации дело обстоит так же — «грязный баланс». Операционный лизинг даёт возможность не только сэкономить, но и представить свой баланс в оптимальном виде для кредиторов и акционеров. И это, наверное, является одним из главных преимуществ с финансовой точки зрения.

Кроме того, что «чистый» баланс компании более привлекателен для кредиторов и инвесторов, за счет передачи неосновной деятельности внешнему поставщику происходит повышение эффективности организации и внутренняя оптимизация.

Операционный лизинг в разных сферах бизнеса

Российский рынок находится на стадии перехода от финансового лизинга к операционному. Тенденция прослеживается ярче всего в лизинге железнодорожных вагонов – там практически нет финансового, весь рынок целиком построен на операционном лизинге, логистические компании берут вагоны в аренду, не выкупая их.

Если рассмотреть пример недвижимости, то мало кто осознаёт, что практически вся коммерческая недвижимость находится, по сути, в операционном лизинге — склады, офисы, производственные площади сдаются в аренду, плюс к этому есть полный сервис: коммунальные услуги подведены, как правило, есть обслуживающие компании, осуществляющие охрану, уборку и т.п.

Направление операционного автомобильного лизинга в России только начало активно развиваться — с 2004 года. В 2011 году в России в операционном лизинге находится около 1 % от корпоративного автопарка (а весь парк корпоративных автомобилей в России на конец 2010 г. составляет 2 084 900 единиц.) По прогнозам, до 2014 года этот показатель удвоится, при том, что сам корпоративный автопарк вырастет за то же время более чем на 160 %. Для сравнения: в Европе в среднем 28 % от общего корпоративного автопарка находится в операционном лизинге.

Доля автолизинга в объёме нового бизнеса в 2010 году составляла 31,52 %, увеличившись по сравнению с 2009 (18,08 %) почти вдвое. То есть всё больше компаний приходит к выводу о том, что гораздо эффективнее и выгоднее отдать обслуживание корпоративного автопарка на аутсорсинг, чем заниматься этим самостоятельно.

Сколько вы тратите на автопарк?

Для того чтобы оценить преимущества операционного лизинга применительно к автопарку, нужно для начала подсчитать, сколько вы тратите на содержание. А сделать это, по крайней мере, крупной компании, практически невозможно. Скрытые затраты на автопарк не позволяют осознать истинного масштаба расходов. Как правило, учитываются затраты на «железо», топливо, иногда вносятся некоторые затраты по управлению, например, на флит-менеджера. Но практически никогда не берутся в расчёт все остальные структуры, которые принимают участие в обслуживании автопарка. А их очень много, включая отдел закупок, финансовый отдел, бухгалтерию и даже самого пользователя, который также тратит свои силы и своё время на обслуживание автомобиля. Это тяжкое бремя административной работы, которое лежит на компании, и, вдобавок стоит очень много денег: затраты на зарплату, аренду площадей, мебель, электроэнергию и всё, что потребляют вышеперечисленные службы.

Можно, например, посчитать число операций, которое приходится на автопарк. Каждая машина в год производит примерно от 8 до 12 событий. Каждое из этих событий, согласно законодательству, должно быть оформлено четырьмя разными документами в двух экземплярах, каждую из которых нужно написать, согласовать, проштамповать, подписать, отправить, переслать и т.п. Если в корпоративном автопарке сто машин, то это уже получается 4800 документов в год, а если двух экземплярах – 9600. И всё это нужно учесть, зафиксировать, отчитаться по налогам, попросить возмещения НДС, хранить и т.д.

Плюс много чего другого входит в скрытые затраты на автопарк, например, никто не считает время, потраченное на переговоры с поставщиками. Если компания базируется в Москве, а парк расположен в девяноста городах страны, то как минимум нужно заключить 90 контрактов на обслуживание. Кто-то должен или объехать всю страну, или обзвонить, провести переговоры с сотней поставщиков, ведь это могут быть разные поставщики — шинный центр, ТО и т.п.

Операционный лизинг с полным сервисом снимает с вас все эти траты и освобождает от проблем. По статистике затраты на корпоративный автопарк при операционном лизинге от 17% до 34% ниже, чем затраты на корпоративный автопарк, находящийся в собственном владении и управлении компании.

За что отвечает лизинговая компания

Что входит в сферу ответственности компании ARVAL? Всё, что связано с «жизненным циклом» автомобиля, от момента его заказа у дилера и до момента продажи на вторичном рынке: регистрация, страхование, техобслуживание, ремонт, помощь на дороге, перемещение с места на место по всей стране, управление корпоративным автопарком и т.п.

Кроме того, лизинговая компания берёт на себя и риск остаточной стоимости при колебаниях рынка подержанных автомобилей, как все остальные риски по поломкам, ремонтам и т.п. Например, во время недавнего мирового экономического кризиса пострадали все автолизинговые компании Европы: рынок подержанных автомобилей сильно «просел». Однако на клиентах это не отразилось, риски — это сфера ответственности лизингодателя. ARVAL также проводит бесплатные консультации для своих клиентов: какие автомобили лучше подходят для конкретных задач, в каких регионах, как сэкономить за счёт «экологического вождения», как проявить себя социально и экологически ответственной компанией, компенсируя выбросы углекислого газа и т.д. и т.п.

Лизинговая компания на регулярной основе предоставляет отчетность и несет полную ответственность перед клиентом за корпоративный автопарк, так что клиент может не волноваться о том, что он не полностью контролирует ситуацию: вся информация у него есть в любой момент. Компания-арендатор получает гибкий, удобный и прозрачный набор услуг в отношении корпоративного автопарка, максимально отвечающий особенностям и потребностям его бизнеса. При этом степень аутсорсинга также определяется компанией-клиентом.

Если рассматривать пример ARVAL, то, называясь лизинговой компаний, мы, по сути, являемся сервисной, так как предоставляем своим клиентам не продукт, а сервис «машина без проблем».

bankir.ru

Развитие оперативного лизинга в России

Каков уровень развития оперативного лизинга в России? Увы, на этом рынке делаются только первые шаги. По словам опрошенных экспертов, пока оперативный лизинг популярен среди зарубежных компаний, действующих на российском рынке, — они все более активны в этом сегменте. Впрочем, среди их клиентов большинство составляют представительства других иностранных фирм.

Келейные сделки между «своими»? Конечно же, нет. Все дело в том, что в развитых странах, главным образом в США и Западной Европе, такой инструмент давно и прочно завоевал популярность. В России же сам по себе метод оперативного лизинга еще в новинку, рынок лишь набирает обороты, а отсутствие информационной поддержки новой услуги сильно тормозит развитие оперативного лизинга в России. Впрочем, наблюдатели отмечают: российские компании все более охотно переходят с финансового лизинга на оперативный. Количество сделок уверенно растет, увеличивается и платежеспособный спрос на саму услугу, что позволяет экспертам говорить о росте популярности этого нового для нашего рынка финансового инструмента. С другой стороны, развитие оперативного лизинга в России приведет к неминуемому ужесточению конкуренции в этом сегменте, прежде всего ввиду прихода гигантов мирового лизинга, так что выдержать конкуренцию удастся лишь самым устойчивым и надежным российским игрокам.

Объекты оперативного лизинга

Разумеется, не следует считать оперативный лизинг абсолютно универсальным инструментом на каждый день. В первую очередь нужно понять, подходит ли этот инструмент для решения текущих задач бизнеса.

Ограничения есть. Эксперты напоминают: оперативный лизинг распространяется далеко не на все виды объектов. И дело не в законодательных запретах (кстати, понятие «оперативный лизинг» практически не фигурирует в действующем законодательстве), а в банальной целесообразности. Это значит, что на условиях оперативного лизинга будут доступны лишь те объекты, применение к которым подобной финансовой схемы имеет смысл и обещает выгоду. «Оперативный лизинг не выгоден при аренде сложного оборудования, при установке которого требуется осуществлять дорогостоящий монтаж и демонтаж — это «съест» все выгоды лизингодателя и лизингополучателя», — утверждает начальник управления оперативного лизинга компании «Элемент Лизинг» Павел Кельманов.

Итак, оперативный лизинг — финансовый механизм, применение которого удобно и выгодно тогда, когда предмет сделки может быть без существенных дополнительных затрат реализован на вторичном рынке. Вот почему самые популярные сферы применения оперативного лизинга — приобретение автомобилей для проката, формирование автопарков предприятий (большей частью это касается иномарок среднего и представительского класса), а также комплектование производств оборудованием, характеризующимся быстрым моральным устареванием (компьютерная техника и т. п.). Очевидны перспективы оперативного лизинга в сезонных отраслях (в основном, в сельском хозяйстве) и при выполнении разовых контрактов (например, необходимость применения специфической строительной техники). Ну и, наконец, формирование вторичного рынка благодаря расширению оперативного лизинга позволит небольшим, динамично развивающимся компаниям получить доступ к подержанному оборудованию.

Проблема только в том, что специфические риски лизинговых компаний, связанные с деятельностью в этом сегменте, все еще препятствуют действительно массовому внедрению нового продукта в России. Основные риски лизинговых компаний в данном случае обусловлены потенциальными проблемами при реализации сдававшегося в оперативный лизинг оборудования по окончании срока договора лизинга. В конце концов, пользователь может неосторожно обращаться с имуществом. Да, ответственность сторон жестко фиксируется в договорах, а лизинговая компания вправе потребовать компенсацию, проведя независимую оценку и доказав, что предмет лизинга вышел из строя именно по вине пользователя. Вот только дело это довольно хлопотное.

Удастся ли решить эту проблему? Скорее всего — да. Ведь спрос на услуги оперативного лизинга очевиден, как очевидно стремление потребителей к структуризации и большей прозрачности рынка подержанного оборудования. В конце концов, рост популярности системы «trade in» на массовом автомобильном рынке вовсе не случаен.

studfiles.net

Развитие оперативного лизинга в России

Николай ПОДСОСОВ, генеральный директор ЗАО «Первая лизинговая компания»:

— Специфика строительной отрасли такова, что для выполнения сроков сдачи часто требуется одновременное присутствие техники на нескольких объектах или оперативное ее введение в эксплуатацию без отвлечения оборотных средств. В сложившихся условиях роста темпов строительства требуется замена устаревшей техники и оборудования вследствие значительного износа. Кроме того, многие компании расширяют производство, осваивая новые технологии, что тоже способствует повышению спроса со стороны строительных компаний на услуги лизинга.

За последние годы в лизинговые компании обращаются небольшие предприятия, которые начинают работать в сфере ЖКХ и коммунального хозяйства.

Не секрет, что 2008 год — достаточно сложный для многих предприятий. Ужесточились условия получения банковских кредитов, поэтому рост обращений в лизинговые компании вполне обоснован. Лизинг также выгоден с точки зрения выполнения требований по финансовому обеспечению (не требуется залога) и оперативности принятия решения. Лизинговая схема увеличивает стоимость оборудования на 8–12% в зависимости от срока платежей, однако проценты по кредиту будут значительно выше из-за специфики деятельности финансово-кредитных учреждений и принятия мер по снижению рисков невозврата денежных средств.

Предприятия имеют возможность получить по лизинговым схемам оборудование для производства стройматериалов, башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки и подъемно-транспортные машины. Хорошим спросом пользуется землеройная техника: экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Среди популярных марок оборудования — Caterpillar, Kоmatsu, Liebherr, МАЗ, «Урал», КАМАЗ. При этом спрос на специализированную дорожную технику — катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры — пока остается невысоким.

К сожалению, пока в нашей стране законодательно не существует такого определения, как оперативный лизинг, однако этот вид финансовых услуг популярен за рубежом, в Европе и США. Это «следующий этап» или «новая ступень» развития лизинга как финансовой услуги. Многие лизинговые компании, действующие на территории РФ, уже сегодня готовы предложить оперативный лизинг — как продукт актуальный и востребованный.

В текущем году ЗАО «Первая лизинговая компания» открыла новые направления своей деятельности, предоставляя современную высокотехнологичную технику в аренду (в том числе и с экипажем) или в оперативный лизинг. При этом по окончании договора право на предмет лизинга остается за лизингодателем. Этот вид услуг сегодня становится все более востребованным и используется в различных видах деятельности, будь то строительство или дорожно-ремонтные работы. Если для реализации проектов предприятию необходима высокотехнологичная техника, но приобрести ее не получается, то выход в таких случаях — аренда машин и оборудования или оперативный лизинг, который мы также предоставляем через дочернюю структуру ЗАО «РентаТехника».

Для того чтобы ускорить развитие оперативного лизинга, Ассоциация лизинговых компаний РФ подготовила закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Эти поправки согласованы с Министерством экономического развития и затронули три основных момента — предоставление лизинговых услуг некоммерческим предприятиям, не оказывающим платные услуги, законодательное оформление оперативного лизинга и разрешение на использование договора подряда в дополнение договора купли-продажи.

В первую очередь предлагаемые нововведения коснутся тех отраслей, где в массовом порядке используется специальная техника или оборудование. Это промышленное и гражданское строительство, дорожно-строительная отрасль, нефтегазовый сектор. Последние годы изменяются масштабы строительства, повышаются требования к его качеству, экономичности и срокам, усложняются объекты и технологии работ. В этих условиях лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в Сибирском федеральном округе демонстрирует устойчивый рост и динамичное развитие. Сегодня бизнес быстро развивается, и простои в производстве способны привести к нарушению графиков строительства. Оперативный лизинг расширяет возможности предприятий, позволяет использовать самую передовую спецтехнику и оборудование в необходимые сроки.

Новосибирск,

пр. К. Маркса, 57, оф. 301

Тел.: (383) 227–65–54, 227–66–21

E-mail: [email protected]

www.plk-nsk.ru

exkavator.ru

ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ АВТОТРАНСПОРТА

E-mail автора: [email protected]

В Западной Европе и США основная часть корпоративного автопарка приобретается посредством оперативного лизинга, Более 50 лет данная услуга пользуется спросом на мировом рынке. В России оперативный лизинг пока практически не развит. Но упоминания о нем встречаются все чаще.

Что такое оперативный лизинг

Сама постановка вопроса характеризует сегодняшнюю ситуацию с оперативным лизингом в России. Во-первых, потенциальные потребители не понимают, что это такое, и, как следствие, по-прежнему остаются лишь потенциальными. Во-вторых, сами операторы данной услуги тоже в недоумении. Хотя для последних больше характерен вопрос: "Как проводить оперативный лизинг?"

В российском законодательстве понятия "оперативный лизинг" не существует. Раньше оно было прописано в законе, но потом его исключили. Есть понятия аренды и финансовой аренды - лизинга - как ее разновидности. В бухгалтерском учете термин "оперативный лизинг" тоже отсутствует. В то же время различают два типа лизинговых сделок (финансовый и оперативный лизинг с точки зрения бухгалтерских стандартов (SSAP 21).

Основным признаком финансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием предмета лизинга, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90% стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определение, относятся к оперативному лизингу.

Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных средств требует отражения в учете лизингополучателя активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов, т. е. арендованное имущество подлежит амортизации. При этом лизингодатель показывает средства, полученные от лизингополучателя, как финансовые активы.

Оперативный лизинг означает, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и лизингополучателя соответственно.

В отсутствие законодательной базы по данному вопросу под оперативным лизингом в России понимается долгосрочная аренда автотранспорта на срок от 1 года до 5 лет.

Что "лизингового" остается?

Преимущества лизинга за 8 - 10 лет его активного развития в России, думаю, известны уже каждому предпринимателю:

1. Долгосрочное финансирование приобретения основных средств с минимальным внесением собственных средств.

2. Использование налоговых льгот.

3. Оперативность и гибкость по сравнению с кредитом.

Что же из этого сохраняется при оперативном лизинге? Начнем с конца:

1. Оперативность и гибкость не только остаются, но и значительно увеличиваются. Не случайно первое из этих свойств отражено в самом названии продукта как его ключевое преимущество. Арендатор может получить автотранспорт в очень сжатые сроки на необходимый ему период. При этом клиент сможет сразу начать эксплуатировать автомобиль, в то время как при кредите или финансовом лизинге придется самостоятельно регистрировать его в ГАИ, страховать и проводить все необходимые работы для дальнейшей эксплуатации. Компании предоставляют в оперативный лизинг определенную технику (в нашем случае речь идет о легковых автомобилях) и владеют полной информацией о ней, в частности о ее ликвидности (возможности быстро реализовать) и иных способах использования, о рынке, на котором она востребована, и перспективах его развития. Соответственно компании могут позволить себе снизить планку требований к арендатору и быть более гибкими, чем лизинговые компании.

2. Второе преимущество сохраняется лишь частично. Арендатор по-прежнему сможет относить на расходы арендные платежи, сокращая налогооблагаемую базу, и возместить НДС по оплаченным платежам. Но применение ускоренного коэффициента амортизации по данным сделкам невозможно и нецелесообразно.

3. Третье лизинговое преимущество в нашем случае вообще теряет смысл. Во-первых, по сравнению с финансовым лизингом (он не такой долгосрочный), а во-вторых, приобретения основных средств больше нет. Арендатор владеет и пользуется транспортным средством в течение срока аренды, после чего возвращает его арендодателю.

Таким образом, мы видим, что хоть это и лизинг, да "не тот" (хотя и с некоторыми его элементами). Оперативный лизинг автотранспорта скорее является разновидностью транспортного аутсорсинга. Основная задача, которую он решает, - выведение активов и бизнес-единиц за пределы компании, отказ от непрофильных бизнесов. А это и есть не что иное, как аутсорсинг.

Зачем оперативный лизинг предпринимателю?

Оперативный лизинг за рубежом является неотъемлемой составляющей успешного бизнеса. Это и неудивительно: аутсорсинг в целом там тоже более развит.

Прежде чем перейти к преимуществам и недостаткам транспортного аутсорсинга, рассмотрим причины обращения к аутсорсингу в целом.

Несомненно, причины любых действий (и тем более действий стратегического характера, к каковым можно отнести переход к аутсорсингу) связаны с получением эффекта; при этом необходимо, чтобы это был непосредственный финансовый эффект либо его последствия приводили бы к получению дохода в будущем (см. рисунок).

Итак, среди основных причин выделяются снижение затрат, доступ к технологиям, дешевая рабочая сила, ценность для клиента, недостатки внутренних ресурсов и конкурентное преимущество. Эти причины можно объединить в две группы: те, которые позволят получить быстрый экономический эффект, и те, которые приведут к денежной выгоде по прошествии некоторого времени.

К "краткосрочным" причинам относятся снижение затрат, дешевая рабочая сила, недостаток внутренних ресурсов; к "долгосрочным" - доступ к технологиям, ценность для клиента, конкурентное преимущество. Из рисунка видно, что причины краткосрочного характера преобладают над долгосрочными. Но статистика утверждает, что на аутсорсинг передаются чаще всего охрана, различные виды сервисного обслуживания (бытовое, медицинское, питание, уборка, ремонт и т. п.), транспортное и информационное обслуживание. Реже всего бизнесмены выводят на аутсорсинг основное производство и продажи. Но ведь львиную долю затрат в себестоимости любой продукции составляют именно эти бизнес-процессы. Тогда логично было бы их отдать аутсорсеру и ждать снижения расходов и увеличения прибыли. Однако в нашем случае работает иная логика, поскольку именно в производстве и продажах предприятие создает свою ценность для потребителя.

Так вот, на вопрос "Зачем нам нужен оперативный лизинг?" я отвечу следующее. Эффективный аутсорсинг в целом и транспортный в частности позволяют компании сосредоточиться на основном бизнесе, максимально эффективно используя и развивая свои ключевые компетенции, и при этом получить некоторую экономическую выгоду за счет передачи непрофильных бизнесов профессионалам.

Особенности национального лизинга

На российском рынке оперативного лизинга существуют различные препятствия для развития данной услуги. Если в Западной Европе и США большая часть корпоративных парков приобретается в оперативный лизинг, то в России этот показатель составляет менее 0, 5%. И если среди лизинговых компаний и других игроков рынка существует некоторый ажиотаж вокруг данной услуги, то со стороны потенциальных клиентов его пока нет.

Основная трудность, стоящая на пути развития оперативного лизинга в России, связана с психологией российских управляющих и владельцев компаний. Они рассматривают автопарки в первую очередь как актив компании, а не как средство производства. На Западе уже давно научились считать стоимость использования автомобиля и срок его оптимальной эксплуатации; для организации не имеет значения, находится ли автомобиль в собственности или взят в аренду. В России отказ от собственных автопарков не характерен как для крупных, так и для небольших компаний. Для первых собственный автопарк - это полноценное бизнес-подразделение, с которым компания не хочет расставаться: ведь оно свое, пусть даже не совсем прозрачное и трудноконтролируемое. Для вторых важно, что, имея несколько автомобилей в парке, они могут контролировать их содержание и самостоятельно ими заниматься.

Но, если смотреть на вещи более объективно, именно в связи со всем вышеизложенным выявляется первая и основная ценность сотрудничества с лизинговой компанией. Оперативный лизинг для крупной фирмы создает куда больший эффект, чем реорганизация собственного автомобильного предприятия. Работая со сторонним поставщиком услуг, становится проще контролировать и планировать расходы на автопарк. Компания может позволить себе сконцентрироваться на основном бизнесе, не занимаясь непрофильным.

Для средних и малых предприятий снижаются расходы и увеличивается эффективность, так как управлением автопарка занимаются профессионалы, и здесь возникает "экономия масштаба" на обслуживании автомобилей. Сама компания не может профессионально заниматься своим автохозяйством: ей нужно либо нанимать профессионалов в штат, либо концентрироваться на автопарке, а не на основном бизнесе. В то же время при оперативном лизинге не приходится вынимать существенные суммы из оборотного капитала на приобретение автомобилей. И равные ежемесячные платежи позволяют планировать бюджет.

Вторая проблема на пути оперативного лизинга в России - неразвитость данной услуги. Российские предприятия фактически ничего о ней не знают. Совсем недавно многие не знали, что такое финансовый лизинг, и предпочитали приобретать необходимую технику либо самостоятельно, либо с помощью кредита. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый лизинг набрал обороты и большинство компаний или уже используют его, или задумывались о его использовании. Поэтому стоит ожидать качественного перехода к новому инструменту, а именно оперативному лизингу.

Появление оперативного лизинга в России можно связывать не только с западным модным веянием, но и с эволюционным развитием отечественного лизинга. Еще три-четыре года назад практически все лизинговые компании выступали формальным звеном между поставщиком, банком и клиентом, но с развитием конкуренции стали выполнять значительно больше функций, чем ранее. Они самостоятельно страхуют, регистрируют технику; если речь идет об импорте, занимаются растаможиванием и даже могут обеспечить доставку оборудования клиенту. Соответственно в этой цепочке развития событий четко вырисовывается финал: переход к оперативному лизингу, когда лизинговая компания будет брать на себя очень широкий функционал и решать за клиента все вопросы, касающиеся содержания автомобилей.

Наконец, третье важное препятствие связано с человеческим фактором. Флит-менеджер(1) встречает оперативный лизинг агрессивно: он считает, что у него отнимают хлеб. Причем некоторые боятся лишиться дополнительного дохода, а некоторые - даже рабочего места. Но если в первом случае лизинговая компания вряд ли сможет помочь флиту, то во втором его опасения напрасны. Если в компании уже имеется человек, занимающийся автопарком, который компания решила значительно увеличить, то увольнять такого работника не имеет смысла. Именно он будет вести работу с лизинговой компанией. Причем если раньше ему нужно было работать с большим количеством контрагентов, даже если дело касалось содержания всего десяти автомобилей, то теперь понадобится сотрудничать только с одной компанией, каким бы большим ни был парк. Если в компании уже сформирован большой отдел и имеется крупный автопарк, то лизинговая организация может перевести часть персонала к себе в штат. В этом случае тоже все останутся в выигрыше: люди продолжат выполнять свои обязанности, а лизинговой компании не придется искать новый персонал, тем более что эти сотрудники как никто иной будут осведомлены о потребностях клиента.

Подводя итоги

Сейчас сложно судить, насколько российский оперативный лизинг поспевает за мировой практикой, но можно определенно утверждать, что налицо значительное отставание, и одновременно говорить о серьезном потенциале развития услуги. Темпы роста лизинга с каждым годом поражают; то же самое можно сказать и о росте продаж автомобилей в нашей стране. Ведущие производители всего мира делают акцент на российский автомобильный рынок. Поэтому логично предположить, что российский автолизинг в ближайшее время ждет значительный рост, причем не только количественный, но и качественный.

Я бы выделил следующие перспективы, которые, на мой взгляд, ожидают российский рынок оперативного лизинга:

1. К российским предпринимателям будет постепенно приходить понимание удобства оперативного лизинга и его целесообразности применительно к условиям их бизнеса.

2. Российские операторы продолжат работу над повышением качества собственных услуг и займутся их активным продвижением на рынке.

3. С ростом спроса на данные услуги и с учетом потенциала отечественного рынка следует ожидать прихода в Россию крупных иностранных компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга.

4. С ростом экономического благосостояния российских регионов операторы будут осуществлять активную региональную экспансию.

5. В целях повышения качества предоставляемых услуг будут образовываться стратегические партнерства и стратегические альянсы между операторами и лизинговыми компаниями или банками, а также производителями и продавцами автотранспорта и другими участниками рынка, в том числе и крупными клиентами.

***

1. Флит-менеджер - сотрудник, ответственный за автопарк предприятия. Занимается оперативными проблемами автохозяйства: вопросами приобретения автомобилей, страхования, ремонта, заправки, распределения автомобилей, регистрацией новых машин.

transport.ru

Статья «Лизинг. Понятие, объекты и субъекты лизинга. Операционный и финансовый лизинг. Проблема развития лизинга в России.» в научном журнале

Лизинг. Понятие, объекты и субъекты лизинга. Операционный и финансовый лизинг. Проблема развития лизинга в России.

Куряева Г.Ю

Кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Семенычева М.А.

Студент

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

 

 Аннотация: Статья посвящена проблемам развития лизинга в России. Раскрыта сущность лизинга, приведены несколько определений лизинга,  изучены проблемы развития лизинга в России и пути их решения.

Ключевые слова: лизинг, аренда, проблемы развития лизинга, преимущества лизинга, операционный лизинг, финансовый лизинг.

Leasing. Definition, objects and subjects of leasing. Operational and financial leasing. The problem of leasing development in Russia.

Kuraev G. Yu

Candidate of economic Sciences, associate Professor

Of the "Penza state University"

Semenycheva M.A.

Student

Of the "Penza state University"

Abstracе: The article is devoted to the problems of leasing development in Russia. The essence of leasing is disclosed, several definitions of leasing are given, problems of development of leasing in Russia and ways of their solution are studied.

Key words: leasing, leasing, problems of leasing development, leasing advantages, operational leasing, financial leasing.

Термин лизинг происходит от английского слова "leasing" — аренда. Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Следовательно, лизинг является видом предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование финансовых средств для  приобретения имущества в собственность и передачу его в аренду. К субъектам лизинга отношения относят поставщика (производителя) — лизингодателя (инвестора) — лизингополучателя (пользователя).

Это договор финансовой аренды, по которому лизингополучатель может использовать имущество, принадлежащее лизингодателю и приобретенное по заказу лизингополучателя, за определенную периодическую плату. Важнейшим отличием этого договора является то, что юридическая собственность отделяется от экономического использования актива. Лизинговую компанию интересует способность арендатора осуществлять арендную плату, а не его кредитная история, активы или собственный капитал. Такой договор особенно удобен новым, малым или средним предприятиям, не имеющим длительной финансовой истории. Обеспечением сделки является само лизинговое имущество.

Предприятию или предпринимателю совсем не обязательно иметь в собственности имущество, чтобы работать и получать прибыль. Достаточно располагать правом использования этого имущества в течение определенного срока. Это особенно важно для тех предприятий, которые не располагают необходимыми средствами для приобретения оборудования в собственность. Механизм лизинга позволяет им приобрести право пользования оборудованием на определенный срок за посильную арендную плату. Также предусматривается вариант, когда оборудование переходит в собственность предприятия по истечении оговоренного срока пользования им.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет лизинг как финансовую аренду: "По договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов".

Объектом лизинга может быть движимое и недвижимое имущество. Под движимым имуществом подразумевается  все, что не относится к недвижимости: машины, оборудование, средства вычислительной техники, транспортные средства и пр. Недвижимое имущество: здания, сооружения, воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В качестве объектов лизинга наибольшей популярностью пользуются сельхозтехника, строительная и дорожная техника, автотранспортные средства и авиационная техника, телекоммуникационное оборудование; значительна доля специального оборудования для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности.

Лизинг является одним из важнейших инструментов, позволяющим решать инвестиционные проблемы реального сектора экономики. Эта форма финансирования позволяет согласовать интересы различных участников инвестиционных проектов — инициаторов, поставщиков оборудования и услуг, инвесторов, кредиторов и т.д.

Обычно такой договор предусматривает внесение арендатором регулярной, фиксированной платы за используемое оборудование на протяжении срока его эксплуатации, несвоевременное внесение или просрочка которой может повлечь за собой банкротство. Таким образом, по своей экономической сущности лизинг является одной из форм заемного финансирования. По окончании срока действия соглашения или в случае его досрочного прекращения имущество может быть возвращено владельцу. Однако лизинговые контракты обычно предусматривают право арендатора на выкуп имущества по льготной или остаточной стоимости либо заключение нового соглашения об аренде.

Операционный  лизинг - это соглашение, срок которого меньше периода полной амортизации арендуемого актива. При этом предусмотренная контрактом плата не покрывает полной стоимости актива, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.

Важнейшей отличительной чертой операционного лизинга является право арендатора на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать оказание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда второе, часто употребляемое название этой формы лизинга — сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно.

К основным объектам операционного лизинга относятся быстро устаревающие  и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания виды оборудования.

В случае реализации разовых проектов или заказов операционный лизинг освобождает от необходимости приобретения и последующего содержания оборудования, которое в дальнейшем не понадобится.

Использование различных сервисных услуг, оказываемых лизинговой фирмой либо производителем оборудования, часто позволяет сократить расходы на текущее техническое обслуживание и содержание соответствующего персонала.

Минусами операционного лизинга являются: более высокая арендная плата, требования о внесении авансов и предоплат, наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды и так далее.

В настоящее время эта форма лизинга не получила должного развития в РФ. Более того, согласно законодательству операционный лизинг трактуется как краткосрочная аренда и регулируется ГК РФ. Соответственно, он не попадает под действие Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» и на него не распространяются предусмотренные данным законом льготы.

Финансовый лизинг - соглашение, предусматривающее специальное приобретение актива в собственность с последующей сдачей в аренду  на срок, близкий к сроку его полезной службы. Выплаты по такому соглашению, как правило, обеспечивают лизингодателю полное возмещение затрат на приобретение актива и оказание прочих услуг, а также соответствующую прибыль.

По истечении срока действия сделки лизингополучатель может вернуть актив владельцу, заключить новое лизинговое соглашение или купить объект лизинга по остаточной стоимости.

К объектам финансового лизинга относятся недвижимость, а также долгосрочные активы производственного назначения.

Финансовый лизинг существенно снижает риск владельца имущества. По сути, его условия во многом идентичны договорам, заключаемым при получении банковских кредитов, так как предусматривают: полное или почти полное возмещение стоимости оборудования, внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца, право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить заключенное соглашение и т.д.

Учитывая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что лизинг является высоко-прибыльным видом деятельности, способным благоприятно сказаться на благосостоянии российских компаний и  экономике в целом, но для этого нужно усовершенствовать законодательную основу лизинговой деятельности. То, каким лизинг будет через несколько лет, определить сложно, это будет зависеть от таланта специалистов, занимающихся развитием лизинга и что, не смотря на все возникающие трудности, лизинг продолжает развиваться, поэтому все существующие на данный момент проблемы со временем будет преодолены.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской федерации [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_9027/ (Дата обращения 16.01.2018).
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (Дата обращения 16.01.2018)
  3. Аренда: постатейный комментарий главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации [электронный ресурс] URL: http://www.knigafund.ru/books/198910  (Дата обращения 14.01.2018)
  4. Лизинг в структуре инвестиционных процессов в России [электронный ресурс] URL: http://www.knigafund.ru/books/193107 (Дата обращения 11.01.2018)
  5. Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ [электронный ресурс] URL: http://www.knigafund.ru/books/187514 (Дата обращения 5.01.2018)

 

© М.А. Семенычева, 2018

 

www.gyrnal.ru


Смотрите также