Что такое международный лизинг? Международный лизинг


Международный лизинг

Международный лизинг подразумевает совершение лизинговой операции в случае, когда договаривающиеся стороны, лизингодатель и лизингополучатель, резиденты различных государств, причем без ограничения количества стран, вовлеченных в сделку.

Особое распространение получил механизм продаж оборудования, производимого предприятием-лизингодателем. Подобная сделка весьма выгодна для обеих сторон: лизингодатель реализует свою продукцию, а лизингополучатель имеет возможность получить его по более низкой стоимости, поскольку может привлечь финансирование с более низкими процентами, чем у себя в стране.

Из чего следует, что международный лизинг позволяет использовать благоприятный налоговый режим, установленный в той или иной стране, то есть это своего рода экспортирование налоговых льгот из страны в страну (лизингодатель – лизингополучатель).

Анализируя мировой опыт, можно сказать, что лизинг в Европе стал уже неотъемлемой частью развития и стабилизации экономики многих ее стран. Объем лизинга в них растет значительно большими темпами, чем прирост частных капиталовложений, осуществляемых в производство машин и оборудования и машин.

Международный лизинг включает в себя:

  • прямой лизинг, когда арендную сделку заключают между собой юридические лица разных стран;
  • косвенный лизинг, когда арендатор и арендодатель – юридические лица одной страны, но капитал арендодателя принадлежит частично иностранным фирмам, или, если арендодателем является дочерняя фирма иностранной ТНК.

Прямой зарубежный лизинг подразделяют в свою очередь на:

  • экспортный, когда купленное у национальной фирмы оборудование лизинговая компания предоставляет арендатору за границу;
  • импортный, когда отечественному арендатору арендодатель предоставляет оборудование, купленное у иностранной фирмы.

Лизинг и его виды

Виды лизинга определяют в зависимости от:

- отношения к арендуемому имуществу;

- типа финансирования лизинговой сделки;

- типа лизингового имущества;

- состава участников лизинговой операции;

- степени окупаемости взятого лизингового имущества;

- сектора рынка;

- отношения к налоговым,

- амортизационным и таможенным льготам и преференциям;

- порядка лизинговых платежей.

Международный лизинг, как и любой другой, делят по отношению к лизинговому имуществу на:

  • чистый - лизингополучатель принимает расходы по обслуживанию лизингового имущества на себя и лизингодателю переводит чистые платежи;
  • «мокрый» или полный - расходы по обслуживанию лизингового имущества принимает на себя лизингодатель; как правило, они используются самими изготовителями оборудования; он один из наиболее дорогих по стоимости;
  • частичный (частичный набор услуг), когда лизингодатель выполняет только некоторые функции по обслуживанию предмета лизинга.

По типу финансирования лизинг делят на:

  • срочный, в случае одноразовой аренды имущества;
  • возобновляемый (револьверный), когда по истечении первого срока лизинговый договор продлевают на следующий период; объект лизинга при этом через определенный промежуток времени по желанию лизингополучателя или в зависимости от износа может быть заменен на более совершенные новые образцы.

В зависимости от вида имущества различается лизинг:

  • движимого имущества, типа техники,оборудования, судов, автомобилей, самолетов и т.д., как нового, так и бывшего в употреблении;
  • недвижимости, например, здания, сооружения.

Лизинг подразделяют еще по степени окупаемости:

  • с полной окупаемостью (либо достаточно близкой к полной), если полная амортизация имущества (либо достаточно близкая к полной) происходит за срок действия договора по лизингу и, соответственно, лизингодателю выплачивается стоимость имущества полностью;
  • с неполной окупаемостью, когда за срок действия одного договора по лизингу происходит лишь частичная его амортизация и, соответственно, окупается лишь ее часть.

Существует еще одна форма прямого лизинга – возвратный лизинг, когда предмет лизинга продается поставщиком лизинговой компании, сдающей обратно этот предмет его бывшему поставщику в лизинг.

fb.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ -

УДК 336.1

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Картавых Игорь Сергеевич, Жданова Нина Викторовна

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

INTERNATIONAL LEASING: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Kartavykh I. S., Zhdanova N.V.

South Ural State University (National Research University)

г. Челябинск

[email protected]

 

Аннотация Международный лизинг в России развит значительно слабее, чем в США или странах Европейского союза, но при этом в отдельных сферах этот инструмент пользуется стабильным спросом. В настоящее время в России действуют фирмы, которые предлагают российским предприятиям оборудование на условиях международного финансового лизинга на срок 12 - 24 месяцев. Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к передовой технике. Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту, является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, – в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Ключевые слова: лизинг, международный лизинг, преимущества и недостатки лизинга, тенденции.

 

Abstract International leasing in Russia is much less developed than in the USA or the countries of the European Union, but in certain areas this instrument is in a stable demand. At present, there are firms in Russia that offer equipment to Russian enterprises on the terms of international financial leasing for a period of 12 to 24 months. Leasing is one of the most progressive methods of financing production, which can provide modern enterprises with access to advanced technology. One of the factors that impede economic growth is the depreciation of fixed assets of Russian organizations. The process of their renewal is financed mainly by the undistributed profits of enterprises and is constrained by the shortage of available borrowed capital. Leasing as a mechanism for alternative financing can play an important role in fulfilling this strategic task facing the Russian economy - in re-equipping the fixed assets of industrial enterprises.

Keywords: leasing, international leasing, advantages and disadvantages of leasing, trends.

 

Международный лизинг по законодательству РФ урегулирован ФЗ № 164 «О финансовой аренде (лизинге)», а на международном уровне конвенцией УНИДРУА «о международном финансовом лизинге», обязательной для РФ с 1998 года.

Международный лизинг — одна из двух форм лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель являются резидентами иностранного государства.

Договор лизинга — соглашение, согласно которому лизингодатель обязуется купить нужное лизингополучателю имущество у выбранного им поставщика для последующей передачи лизингополучателю в аренду. Сделка может оговаривать оказание дополнительных услуг до или после начала арендных правоотношений (доставка, пуско-наладка, обслуживание). Лизинговые платежи сродни арендным, однако дополнительно включают амортизационные начисления и частичную выплату стоимости арендуемого имущества [1].

Особенности применения международного лизинга:

  • позволяет укомплектовать нестандартное производство или лабораторию, оборудование для которых невозможно арендовать и приобрести в рассрочку;
  • развивается на стыке научно-технической и инвестиционной сферы;
  • практикуется государствами с большим внешним долгом, поскольку лизинговые обязательства не увеличивают задолженности [2].

Лизинговые операции между резидентами разных стран, а также субъектами хозяйственной деятельности, в уставном фонде которых имеется иностранный капитал, могут иметь те же разновидности, что и обычный лизинг:

  • прямой международный лизинг – международный лизинг, при котором сделка заключается между экономическими субъектами разных стран. Применяется в случае, если компания-лизингодатель выкупает имущество за счет собственных средств и уже на правах собственника передает его в финансовую аренду лизингополучателю;
  • международный сублизинг – разновидность международного лизинга, особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу. Отличительной особенностью международного сублизинга является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга;
  • чистый международный лизинг – это лизинг, при котором все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель;
  • лизинг с хеджированием – схема, подразумевающая передачу лизингодателю денежных средств на приобретение имущества со стороны лизингодателя, в то время как остальная необходимая сумма перечисляется самим получателем;
  • раздельный — с привлечением к сделке нескольких поставщиков имущества или оборудования, нескольких лизингодателей и, возможно, посредников;
  • другие виды лизинга, в том числе оперативный и финансовый.

Международный лизинг имеет несколько разновидностей, присущих операциям с участием налоговых резидентов разных государств:

  • экспортный — когда лизинговое оборудование передается нерезиденту на условиях специального контракта. В этом случае лизингодатель является резидентом;
  • импортный — когда схема движения оборудования или другого имущества полностью противоположна. Резидентом в этом случае является лизингополучатель, оформляющий оборудование по контракту на импорт; смешанный или транзитный. Этот подвид лизинга подразумевает возможность того, что все участники сделки являются резидентами различных государств [3].

Преимущества международного финансового лизинга разнообразны: финансовые, инвестиционные, организационно-эксплуатационные, сервисные и др. Рассмотрим инвестиционные и финансовые преимущества.

Инвестиционные преимущества:

  • лизинг не требует значительной доли собственных средств, как при предоставлении банковского кредита, лизинг обеспечивает 100% стоимости операции и значительно ускоряет оборот;
  • инвестирование в форме имущества снижает риск невозврата средств, так как лизингодатель сохраняет права собственности на имущество;
  • компании или предприятию проще получить имущество в лизинг, чем ссуду для его покупки, поскольку объект лизинга является залогом;
  • лизинг экономит финансовые средства и позволяет направить их на решение других инвестиционных задач предприятия (фирмы).

Финансовые преимущества:

  • лизинг позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения с учетом возможности аренды дополнительного оборудования и новых технологий;
  • благоприятное соотношение для предпринимателя между собственной и заимствованной частями функционирующего капитала;
  • одновременное решение вопросов приобретение оборудования и финансирования операции по приобретению;
  • лизинговые платежи не зависят от индекса цен и поэтому, в отличие от аренды, не изменяются.

Международный лизинг имеет и такие важные преимущества:

  • производитель материальных ресурсов-активов, предназначенных для лизинга, значительно расширяет возможности гарантированного сбыта своей продукции;
  • эксплуатация объекта лизинга дает прибыль, необходимую для оплаты лизинговых платежей арендодателю;
  • арендатор, используя лизинг, повышает конкурентоспособность, экономит средства, получает налоговую скидку [4].

Однако, международным лизинговым операциям присущи определенные недостатки, которые заключаются в следующем:

  • классический финансовый лизинг может быть выгоден только в ситуации, когда иностранное юридическое лицо готово предложить условия лизинга более интересные чем Российская лизинговая компания. Но, иностранные компании не предлагают такие продукты на рынке России, а риски для них при оценке российских компаний существенно выше.
  • необходимость при отсутствии освобождения предмета лизинга от таможенных платежей платить НДС как при ввозе имущества, так и при оплате лизинговых платежей. При некорректном составлении договора или неправильной трактовке структуры платежей фискальными органами есть риски оплаты двойной суммы НДС – первый раз при ввозе, второй раз при оплате лизинговых платежей как налоговый агент;
  • международный лизинг может быть интересен за счет льготного режима налогообложения, однако в таком случае речь может идти только о рассрочке таможенных платежей, а в конце срока лизинга имущество подлежит вывозу с территории РФ, что не позволяет говорить о достаточной эффективности использования имущества, так как лизингополучатель обязан будет заплатить все таможенные платежи, хоть и с рассрочкой, однако имущество в собственность на территории РФ не получит;
  • большое количество споров с таможенными органами о порядке определения таможенной стоимости предмета лизинга;
  • максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (3 – 5 лет), а это связано с необходимость продления срока временного ввоза;
  • в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что проблематично при условии, что предмет лизинга - это используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование или недвижимое оборудование;
  • международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к сделкам, способным привести к неуплате таможенных платежей. Это свидетельствует о повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в подобных проектах. Из-за этого таможенные органы требуют дополнительные обеспечительные меры, что усложняет администрирование сделки или требует дополнительных финансовых затрат [5].

На основе этих данных можно сделать вывод, что на данный момент времени преимущества от применения международного лизинга не покрывают недостатки и экономически международный лизинг для многих объектов невыгоден. Лизинг целесообразен только в том случае, когда он одинаково выгоден как арендатору, так и арендодателю. Выгода международного лизинга возникает в ситуации, когда лизингополучатель не платит налогов при ввозе и освобожден от оплаты НДС на лизинговые платежи. А это относится только к части ограниченного перечня имущества, в основном не имеющего аналогов в РФ, и в отношении только тех предметов лизинга, местом реализации лизинговой услуги по которым будет иностранное государство.

Роль международного лизинга в экономике страны складывается под влиянием ряда факторов, к которым относятся наличие налоговых льгот для лизинга, уровень развития банковской системы и финансовой сферы в целом, отраслевая структура экономики и уровень изношенности основных средств.

Рассмотрим основные тенденции на рынке международного лизинга в России. Одной из главных тенденций рынка лизинга стало значительное наращивание объёмов малого и среднего бизнеса. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», доля МСБ в объёме нового бизнеса лизинга по стоимости имущества составила 47,2%. Основными целями инвестирования в основной капитал являются замена изношенной техники и оборудования (19%), автоматизация и механизация производства (13%), а также увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции (13%) [6].

В сегменте малого и среднего бизнеса ожидается дальнейшее развитие лизинга как инструмента инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса в регионах РФ в первую очередь за счёт доступности лизинга.

Факторами роста объёмов рынка лизинга в сегменте «Малый и средний бизнес» будут являться:

  • наличие государственных программ поддержки лизинга по направлению МСП;
  • более быстрые темпы роста объёмов нового бизнеса лизинга по сравнению с объёмами кредитования;
  • рост объёмов малого и среднего бизнеса и увеличение потребности в модернизации основных фондов в долгосрочной перспективе;
  • сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите [6].

В развитии сегмента крупного бизнеса ценность лизинга для потребителя будет определяться в балансе скорости, ценовых параметров и простоты заключения сделки, в возможности получить дополнительные сервисные услуги в составе продукта, возможно произойдет смещение акцента с предоставления финансирования к предоставлению полнофункционального лизинга – услуги по эффективному управлению активами. Сделки в крупном бизнесе будут носить разовый характер, сохраняя среднегодовой объем на постоянном уровне с постепенным замещением сделок финансового лизинга на сделки оперативного лизинга.

Факторами роста спроса на оперативный лизинг в РФ будут являться:

  • объективная необходимость развития предложения сервисной составляющей услуги предоставления имущества в лизинг (техническая поддержка, оперативный ремонт лизингового имущества, развитие программ помощи на дорогах) на фоне всё большего нивелирования ценовой конкуренции между лизинговыми компаниями;
  • постепенное наращивание компетенций в сфере оперативного лизинга у российских лизингодателей;
  • высокая закредитованность крупнейших клиентов, ориентация на международные стандарты учета, нежелание принимать на баланс дополнительную долговую нагрузку;
  • нивелирование экономических преимуществ финансового лизинга по сравнению с альтернативными способами финансирования вложений в основные фонды предприятий на фоне изменений в налоговом законодательстве;
  • рост объёмов государственной поддержки лизинга, а также соответствующих отраслей (транспорт, машиностроение, судостроение) [6].

Изменение структуры рынка лизинга в РФ способствует его тяготению в долгосрочной перспективе к моделям рынка в развитых странах. Прежде всего это касается увеличения доли розничных сегментов. Крупнейшим сегментом рынка лизинга РФ становится автолизинг. Факторами увеличения спроса на лизинг легковых автомобилей в условиях кризиса будут являться сокращение объемов потребительского кредитования и дефицит финансовых средств для прямой покупки.

В условиях стагнации рынка для поддержания объёма продаж лизинговые компании развивают новые продукты (операционный, сервисный лизинг, лизинг для физических лиц), которые требуют перестройки и оптимизации бизнес-процессов, наличия развитых средств автоматизации. Так, для крупного бизнеса перспективным направлением является инвестиционный лизинг, для малого и среднего бизнеса – сервисный лизинг и развитие льготных программ для повторных клиентов, для госсектора и предприятий сельхозмашиностроения – это снижение стоимости лизинговой услуги, развитие отраслевых компетенций и формирование индивидуального предложения.

В целом, факторами сохранения спроса на лизинг в условиях стагнации экономики РФ на период до 2020 г. будут являться:

1) Развитие направления и увеличение объёмов государственной поддержки лизинговой деятельности. Основными сегментами рынка лизинга, где существует возможность участвовать в получении субсидий, являются авиатехника, ж/д техника, сельхозтехника;

2) Сохранение высокого уровня износа основных фондов предприятий и наличие потребности в их модернизации;

3) Низкий уровень финансовой автономии предприятий, обусловленный их закредитованностью и снижением кредитоспособности в условиях стагнации экономики РФ;

4) Сохранение потребности в участии лизинговых компаний в проектах частно-государственного партнёрства (ГЧП). Прогнозируется значительное увеличение интереса со стороны федеральных органов исполнительной власти и институтов развития к проектам ГЧП.

Рассмотрев тенденции на рынке лизинга, можно сказать, что он будет развиваться в условиях нестабильного макроэкономического фона, стагнации российской экономики в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов на фоне удорожания заёмных средств, роста долговой нагрузки предприятий. Однако, за счёт запуска комплексной программы поддержки отраслей промышленности и реализации концепции импортозамещения, с участием механизма лизинга, можно ожидать некоторого восстановления объёмов лизинга.

Использование инструментария лизинга предполагает глубокое знание таможенного, налогового, гражданского законодательства. Качественное решение задачи организации сделки международного лизинга – результат объединения знаний и умений специалистов разного профиля, привлечения консалтинговых компаний.

Итак, чтобы в дальнейшем развивать услуги международного лизинга в России, и упростить процедуру оформления лизинговых документов необходимо провести изменения в законодательной базе, в частности в таможенном и налоговом кодексах. Только после этого появится возможность широко развернуть услуги по международному лизингу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 22.03.2017).
  2. Портал трейдеров. Финансовый словарь трейдера // URL: https://utmagazine.ru/posts/11719-mezhdunarodnyy-lizing (дата обращения: 21.03.2017).
  3. Что представляет собой лизинг // URL: http://creditzzz.ru/lizing/mezhdunarodnyj.html#h3_5 (дата обращения: 21.03.2017).
  4. Преимущества международного финансового лизинга // URL: http://mstarsemi.ru/mezhdunarodnyiy-finansovyiy-lizing/preimuschestva-mezhdunarodnogo-finansovogo-lizinga.html (дата обращения: 22.03.2017).
  5. Выгоден ли международный лизинг? // URL: https://alfaleasing.ru/wiki-leasing/spornye-voprosy-lizinga/vygoden-li-mezhdunarodnyy-lizing/ (дата обращения: 22.03.2017).
  6. Берегатнова, Е. В. Рынок лизинга в РФ: состояние, перспективы / Е. В. Берегатнова // URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/01/13/1115379811/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%20%D0%A0%D0%A4%202016.pdf (дата обращения: 24.03.2017).

Поделиться ссылкой:

Похожее

sae-journal.ru

ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ - это... Что такое ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ?

 ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (англ. international leasing) –– предоставление лизингодателем материальных ценностей иностранному лизингополучателю в аренду на разные сроки. Одна из форм международного кредита. Л.м. применяется для стимулирования экспорта товаров. По мере интернационализации хоз. связей увеличиваются объем, сферы использования и совершенствуется техника операций Л.м. В качестве лизингодателей выступают в большинстве случаев не банки, а специализир. лизинговые компании, созд. банками совместно с др. коммерч. структурами. Сформировались многонац. лизинговые компании типа Orion leasing holding (Орион лизинг холдинг), созд. банками США, стран Западной Европы, Японии. Л.м., как правило, осуществляется за счет банковского кредита. Различают: краткосрочную (рентинг – англ. renting) и среднесрочную – до 3 лет (хайринг – англ. hiring) аренду стандартного оборудования, автомобилей, тракторов, вагонов и т.д.; средне- и долгосрочный лизинг. Своеобразие Л.м. по сравнению с обычной арендой состоит в след.: лизингополучатель одной страны выбирает объект сделки, а лизингодатель др. страны приобретает материальные ценности за свой счет; срок Л.м. меньше срока физич. износа оборудования; по окончании срока договора клиент может продолжить аренду по льготной ставке или купить имущество по остаточной стоимости. Мировой рынок лизинговых услуг отличается многообразием форм Л.м., динамичностью его показателей, расширением географии сделок. В рамках Л.м. клиенту предоставляется обширный пакет услуг, включая транспортировку, монтаж, технич. обслуживание, страхование, обеспечение запасными частями оборудования; консультации по тамож. оформлению, налогообложению. Л.м. – гибкая форма кредитования иностр. инвестиций. Л.м. привлекателен еще тем, что не увеличивает объем внешней задолженности страны. Применяют Л.м.: стандартный, возвратный (продавец оборудования становится лизингополучателем), «мокрый» (с дополнит. услугами), «чистый» (лизингополучатель оплачивает все расходы по эксплуатации оборудования), возобновляемый (периодич. замена объекта более соверш. оборудованием) и др. Л.м. пользуется спросом на мировом рынке, т.к. взаимовыгоден для участников сделки. Гос-во поощряет развитие Л.м. в интересах стимулирования экономич. роста. Однако острая конкуренция на мировом рынке, несовпадение нац. законодательств, методики расчетов налогообложения создают трудности для развития Л.м. С целью устранения определ. юридич. препятствий к осуществлению Л.м., разработки единых правил гражданско-правовых и коммерческо-правовых аспектов Л.м. принята Конвенция о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988. Ее подписали: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Объединенная Республика Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Панама. Конвенция вступила в силу с 1 мая 1995 между Францией, Италией и Нигерией. Закон о присоединении России к Конвенции (1999) укрепил юридич. основу Л.м., что должно улучшить инвестиционный климат в России. Предстоит принятие Закона РФ «О лизинговой деятельности» с учетом изменений в законодательстве о земле, залоговом праве, ипотеке и т.д. Для развития Л.м. предусматривается упрощение процедуры пересечения арендуемого оборудования через границу, лицензирования операций, предоставление права лизинговым компаниям без лицензии ЦБ РФ осуществлять операции, связ. с движением капитала, выплатой процентов за отсроч. платежи

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

  • ЛИГАТУРА
  • ЛИЗИНГ ФИНАНСОВЫЙ

Смотреть что такое "ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ" в других словарях:

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — договор аренды, заключаемый предприятиями и ор ганизациями разных стран. Характеризуется тем, что лизинговая фирма и поставщик находятся в разных странах. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Юридический словарь

  • Лизинг Международный — договор лизинга, заключаемый между компаниями из разных государств, согласно которому лизинговая компания приобретает оборудование и сдает его в аренду иностранному арендатору. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Лизинг международный — при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации, причем, если: лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • лизинг международный — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Большой юридический словарь

  • ЛИЗИНГ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ — вид финансового лизинга, заключаемый предприятиями и организациями разных стран. Лизинговая фирма покупает оборудование у иностранной (или национальной) фирмы и сдает его в аренду национальному (или иностранному) арендатору …   Большой экономический словарь

  • Международный ЛИЗИНГ — получил развитие в сфере, находящейся на стыкенаучно технической, инвестиционной и внедренческой деятельности. Лизин говые организации могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья и …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. Договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Юридический словарь

  • Лизинг Экспортный — См. Лизинг международный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Большой юридический словарь

finance_loan.academic.ru

Международный лизинг | ООО «Альфа-Лизинг»

Налоговый аспект

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

  • местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
  • предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов - крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга - движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

Таможенный аспект

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации - лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 - 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация - лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации - лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях - 34 месяца).

Рекомендации

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

alfaleasing.ru

Международный лизинг

Содержание

Введение

Глава I

Международный лизинг: сущность и его основные виды

1.1 Возникновение лизинга как формы международного инвестиционного сотрудничества

1.2 Правовые основы реализации международного лизинга

1.3 Основные виды и особенности платежей по лизингу

Глава II Анализ международных и казахстанских лизинговых операций

2.1 Регулирование и страхование международного лизинга

2.2 Международный лизинг на современном этапе

2.3 Анализ казахстанского лизинга

Глава III Перспективы и проблемы международного лизинга

3.1 Современные проблемы

3.2 Прогнозные оценки казахстанского лизинга

3.3 Оценка перспектив международного лизинга

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Коренная реструктуризация экономики любой страны невозможна без активизации инвестиционных процессов в стране. Возможности осуществления значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов, государственных капвложений и самоинвестиций, по известным причинам, весьма ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга, как важного механизма финансирования вложений в производственные активы.

Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными механизмами взаимодействия финансового и производственного капитала, способами превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения денежных средств. Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то известные и общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы в анализе и планировании лизингового процесса. За долгие годы сформулированы, доказаны в теории и многократно проверены на практике строгие правила, выполнение которых обеспечивает достоверность полученных в ходе экономического анализа результатов. Конечно же, международный лизинг, как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности и поэтому, специально для организации и проведения лизинга нужно разрабатывать методики.

О перспективности лизинга и необходимости его дальнейшего развития для российской экономики сегодня уже никто не спорит. Но в настоящий момент у отечественных предприятий существует значительная потребность в технологическом оборудовании иностранного производства. Поэтому зачастую партнером российской фирмы в рамках лизинговой сделки выступает иностранная лизинговая компания, что сопровождается, как правило, использованием в качестве применимого к лизинговой сделке права законодательства страны-лизингодателя. Когда речь идет о таком инвестиционном товаре, как оборудование, то в современных условиях важным является не только приобретение оборудования с высокими технико-экономическими характеристиками, но и финансовые условия сделки на предлагаемое оборудование.

Лизинг в отличие от купли-продажи оборудования дает возможность пользоваться оборудованием, то есть получить его в экономическую собственность без его приобретения в юридическую собственность. При этом оплата пользования оборудованием, как это характерно для арендных отношений, рассредоточена во времени, при финансовой аренде это время может совпадать со сроком амортизации оборудования. В связи с этим будет полезным рассмотреть отдельные моменты сделок международного лизинга, непосредственно оказывающие влияние на принятие решений сторон лизинговых соглашений. В частности в данной работе затронуты вопросы, касающиеся регулирования международного лизинга в Республике Казахстан, обеспечения гарантий участников сделок, а также подробно изучены подходы к расчетам лизинговых платежей и определения эффективности импортных арендных отношений по сравнению с альтернативным источником финансирования проекта. Экономика обычно рассматривает сравнение лизинга с вариантом приобретения через кредит. Сравнение может быть сведено к такому показателю, как поток денежных средств конечного заемщика при лизинге и кредите.

Достоверная оценка эффективности того или иного проекта необходима не только аналитикам банков, инвестиционным фондам и другим финансовым институтам, которые будут эти проекты анализировать и решать вопрос, стоит ли под них выделять лизингодателю финансовые ресурсы для закупки оборудования. Прежде всего, эти проекты необходимы самому предприятию (лизингополучателю), экономисты которого должны готовить инвестиционные проекты, а потом заниматься их реализацией. При всех прочих благоприятных показателях инвестиционного проекта лизингополучатель никогда не сможет его реализовать, если не докажет эффективность использования взятого в лизинг оборудования.

Глава I

Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. В состав лизинговой сделки, помимо самого договора лизинга, могут входить договор поручения по подбору продавца оборудования и поиску дополнительного кредитора, договор о страховании, договор о доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие, необходимые услуги. Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя. Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки. Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну.

Несомненным преимуществом международного лизинга для страны арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровня капиталовложений.

1.1 История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико - правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина «лизинг» (lease) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в «Риторике»: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иными словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге «Школа европейского лизинга», еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности, - самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико - правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого «мокрого» лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

mirznanii.com

Лизинг международный - это... Что такое Лизинг международный?

 Лизинг международный

ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации, причем, если:

— лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется названным выше Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

— лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. — М.: Книжный мир. Лукаш Ю.А.. 2004.

  • Лизинг долгосрочный
  • Лизинговая деятельность

Смотреть что такое "Лизинг международный" в других словарях:

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — договор аренды, заключаемый предприятиями и ор ганизациями разных стран. Характеризуется тем, что лизинговая фирма и поставщик находятся в разных странах. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Юридический словарь

  • Лизинг Международный — договор лизинга, заключаемый между компаниями из разных государств, согласно которому лизинговая компания приобретает оборудование и сдает его в аренду иностранному арендатору. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — (англ. international leasing) –– предоставление лизингодателем материальных ценностей иностранному лизингополучателю в аренду на разные сроки. Одна из форм международного кредита. Л.м. применяется для стимулирования экспорта товаров. По мере… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • лизинг международный — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Большой юридический словарь

  • ЛИЗИНГ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ — вид финансового лизинга, заключаемый предприятиями и организациями разных стран. Лизинговая фирма покупает оборудование у иностранной (или национальной) фирмы и сдает его в аренду национальному (или иностранному) арендатору …   Большой экономический словарь

  • Международный ЛИЗИНГ — получил развитие в сфере, находящейся на стыкенаучно технической, инвестиционной и внедренческой деятельности. Лизин говые организации могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья и …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. Договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Юридический словарь

  • Лизинг Экспортный — См. Лизинг международный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Большой юридический словарь

glossary_of_director.academic.ru

Что такое международный лизинг?

Лизинг — это операция кредитования в форме аренды оборудования, судов, автомобилей, самолетов, и тому подобное сроком от 3 до 15 лет. Аренда выступает как форма получения кредита и в то же время как форма международной торговли, которая создает условия для ускоренного развития новых технологий. Лизинговая компания (лизингодаватель) приобретает оборудование и т.п. за свой счет и передает по контракту аренды фирме (лизингополучателю) на определенный срок. По окончании срока аренды фирма-клиент может его продлить или выкупить арендованное имущество по остаточной стоимости. Арендная плата устанавливается на уровне, что превышает цену объекта аренды, за которой его можно купить при обычных коммерческих условиях.

Лизинговые операции имеют разные виды. Различают операционный лизинг и финансовый лизинг.

Операционный лизинговый контракт предусматривает временное использование имущества без следующего приобретения его в собственность. Финансовый лизинг совмещает аренду со следующим выкупом объекта по остаточной стоимости.

За методом кредитования различаются срочный и восстанавливаемый лизинг. Срочный лизинг — это одноразовая аренда. Восстанавливаемый (ролловерный) лизинг — договор аренды, который возобновляется по окончании его первого срока.

По условиям эксплуатации арендованного объекта различают:

  • договор чистого лизинга, за которым фирма-лизингополучатель берет на себя расходы по обслуживанию арендованного имущества;
  • договор полного лизинга, за которым лизинговая компания берет на себя расходы по техническому обслуживанию и другие расходы, которые связаны с эксплуатацией объекта лизинга.

Различают также лизинг движимого и недвижимого имущества.

В международной практике применяют следующие формы лизинговых соглашений.

Стандартный лизинг: фирма-производитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает его в аренду фирме-потребителю. Техническое обслуживание осуществляется по отдельному договору с фирмой-производителем.

Обратный лизинг ("лиз-бек"): владелец оборудования продает его лизинговой компании, а затем берет его в аренду. Такая операция проводится в тех случаях, когда фирма-владелец оборудования, нуждаясь в денежных средствах, продает оборудование, которое уже было в пользовании, а затем превращается в лизингополучателя.

"Мокрый лизинг": предусматривает широкий круг дополнительных услуг лизингодателя лизингополучателю (ремонт, страхование, поставку горючего, иногда управление производством). Используется относительно высокоточного и новейшего оборудования.

"Чистый лизинг": обслуживание и содержание оборудования в рабочем состоянии возлагается на лизингополучателя. Он же несет ответственность за действия, связанные с использованием этого оборудования.

Лизинг поставщику: поставщик оборудования выступает в роли и продавца, и основного арендатора, не будучи пользователем оборудования. Арендатор должен подыскать субарендаторов и сдать им оборудование в субаренду. При этом согласия арендатора не нужно, а сдача оборудования в субаренду — обязательная.

Восстанавливаемый лизинг: периодическая замена ранее сданного в аренду оборудования более совершенным.

Вендор-лизинг (кооперация производителей): при продвижении на рынок особенно ценного оборудования в роли лизинговой компании выступает ассоциация фирм-производителей совместно с лизинговой компанией или банком. Производитель берет на себя поиск партнеров и техническое обслуживание, а лизинговая компания — разработку проектов, решения административных вопросов, и др.

Лизинг выгоден всем участникам этой операции. Фирма-производитель получает немедленный платеж наличностью. Лизингодатель застрахован от риска неплатежеспособности лизингополучателя тем, что для погашения долга из аренды он может отобрать объект лизинга и передать его в аренду другому лицу или продать. Выгода для лизингополучателя заключается в том, что нет необходимости финансировать торговлю и немедленно тратить валютные средства. Арендная плата выплачивается периодически после того, как оборудование установлено и достигло соответствующей производительности. Лизинг дает возможность постоянно модернизировать оборудование. С точки зрения бухгалтерского учета лизинг удобен тем, что арендованное оборудование не берется на баланс предприятия, а арендные платежи рассматриваются как текущие расходы.

Имеет лизинг и негативные стороны. Например, лизинг может оказаться дороже, чем кредит на покупку оборудования. Лизингодатель не имеет права востребовать свое имущество в случае банкротства лизингополучателя вследствие принятия на себя, последних дополнительных долговых обязательств.

Уровень развития лизинговых отношений является показателем динамичной экономики государства.

В странах, которые развиваются, он составляет менее 1,5%, в то же время в развитых странах этот показатель достигает 25-30% и даже больше. Например, лизинг в США является основным инвестиционным инструментом - свыше 30% инвестиций в оборудование. Доля американского лизингового рынка составляет 39,5% общего объема мирового лизинга.

Международный лизинг особенно важен для стран, которые развиваются, поскольку позволяет сокращать отлив валютных средств, которые тратятся на импорт дорогих средств производства, уменьшает дефицит платежного баланса, способствует введению новых технологий в национальную экономику.

www.theomniguild.com


Смотрите также