Лизинг: сущность, перспективы развития (стр. 1 из 8). Лизинг развитие


3.2 Развитие лизинга в рф

Лизинг в России перестает быть диковинкой. Этап его становления (он пришелся на 90-е годы прошлого века) пройден, сейчас идет развитие отрасли.

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей.

Рыночные преобразования в экономике России, необходимость ускорения научно-технического прогресса, подъема различных отраслей экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса условиях резкого ограничения финансовых средств, – все это требует поиска и внедрения новых методов обновления основных фондов. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных финансовых инструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам инвестирования. Особенно интересным с этой точки зрения является финансовый лизинг, который за определенную плату позволяет одной стороне (лизингополучателю) использовать имущество, являющееся собственностью другой стороны (лизингодателя) на условиях, закрепленных законодательством.

Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства (в большинстве стран имущество, взятое в лизинг, отражается у лизингополучателя на забалансовом счете).

Лизинг не является однородным финансовым продуктом. В каждой стране имеются свои особенности в области торгового права, финансов, бухгалтерского учета, от которых во многом зависит конечный лизинговый продукт. Тем не менее, общее у них, конечно же, имеется. Это сдача во временное владение и пользование имущества на условиях платности.

Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:

  1. Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих, учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.

  2. Дороговизна кредитных ресурсов.

  3. Жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. В связи, с чем одно из важных преимуществ лизинга, при котором объект лизинга выступает в качестве обеспечения сделки, сводится на нет, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг.

  4. Отсутствие вторичного рынка оборудования.

  5. Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.

  6. Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса и это связано со следующим:

  1. Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

  2. Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.

  3. Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, по мере возможности, создаются благоприятные условия для его развития. Приняты: Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 г. №164-ФЗ. и 25 глава Налогового Кодекса РФ.

  4. Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т. к. используется исключительно для покупки основных средств, которое, к тому же, выступает обеспечением сделки.

  5. Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.28

Осуществляя капиталовложения посредством лизинга, его участники получают три основных вида инвестиционных налоговых льгот:

Налоговый щит арендной платы, получаемый арендатором. В системе налогообложения арендные (лизинговые) платежи рассматриваются как операционные (текущие) расходы и включаются в себестоимость продукции (услуг), тем самым, уменьшая налогооблагаемую базу арендатора. Величина налогового щита определяется как сумма арендных платежей, умноженная на ставку налогов с прибыли арендатора.

Процентный налоговый щит лизингодателя, берущего кредит на приобретение сдаваемого в аренду имущества. Относя проценты по кредиту на себестоимость продукции (услуг), лизингодатель уменьшает налогооблагаемую базу налогов, уплачиваемых из прибыли. Величина этого щита определяется как сумма процентов по кредиту на приобретение сдаваемого в аренду имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.

Амортизационный налоговый щит лизингодателя как собственника объекта лизинга. Амортизационные льготы являются следствием амортизации лизингового имущества. Поскольку амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (услуг), то на их величину уменьшается и налогооблагаемая база лизингодателя. Величина этого щита определяется как сумма амортизационных отчислений на восстановление арендуемого имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.

В действующей налоговой системе лизингодатель и арендатор получают инвестиционные налоговые льготы, однако лизинговому финансированию соответствует и дополнительное налогообложение:

Государство при лизинге получает возможность облагать налогами непосредственно арендные платежи. Если объектом налогообложения являются собственно арендные платежи, то сумма получаемого лизингодателем арендного дохода уменьшается на величину налогов, рассчитанных по установленным для этого налогообложения ставкам. Лизинговые платежи всегда приравниваются к ренте, которую лизингодатель обязательно должен включать в облагаемый налогом доход. Получаемый лизингодателем арендный доход уменьшается на величину налоговых отчислений по установленной ставке налога на прибыль.

Будущие налоговые условия лизингового финансирования капиталовложений играют едва ли не решающую роль в оценке эффективности лизинга его участниками. Если бы участники лизинга сравнивали начальную сумму арендного финансирования только с общей величиной последующих лизинговых платежей, рассчитанной по общепринятой методике, то получилось бы, что лизингодатель может получить прибыль только за счет арендатора, и наоборот. Однако при одних и тех же арендных платежах денежные потоки лизингодателя и арендатора, определяются разными составляющими, поэтому редко совпадают по своим значениям. Если же участники лизинга сравнивают начальные суммы финансирования с общей величиной последующих денежных потоков, то лизинг может представлять денежный интерес для них обоих.

Если участники лизинга могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами и ставка налога на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль арендатора, то экономический эффект может быть тем больше, чем: больше разница в ставках налогов на прибыль; выше ставки налогов на прибыль участников лизинга; шире налогооблагаемая база для уплаты налогов с прибыли; выше процентная ставка по кредиту; больше срок лизинга и позже производятся арендные платежи; выше норма амортизации в начале контракта при условии значительного ее снижения в последующее время. То есть график амортизационных отчислений должен быть нелинейным.29

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект.

Для снижения остроты указанных рисков возможны два варианта действий. Специализация лизинговой компании на определенном узком сегменте оборудования. Данная мера позволяет компетентно ориентироваться в сложившейся конъюнктуре, как поставщиков, так и потребителей, а при известных обстоятельствах и влиять на нее. Кроме того, подобный подход позволяет применить так называемую схему “мокрого лизинга”, предусматривающую наличие у лизинговой компании технической базы для обслуживания оборудования в период действия лизингового договора, а при необходимости его ремонта, модернизации и предпродажной подготовки.

В качестве другого варианта снижения риска финансовых потерь при продаже предмета лизинга при расторжении договора можно рассмотреть отказ лизинговых компаний от работы с технически сложными и несерийными образцами продукции не имеющими развитого вторичного рынка. Однако при этом в значительной степени теряется общепризнанная в мировой практике суть лизинга, предусматривающая переход при помощи этого финансового механизма на более совершенные, а соответственно, и более сложные технологию и технику.

В связи с этим более правильным подходом к решению проблемы является поиск и установление партнерских связей с надежными поставщиками и производителями, предлагающими в качестве одной из услуг при продаже своих изделий обязательство его обратного выкупа.

Вместе с тем отказ лизингополучателя от полного исполнения лизингового договора зачастую является не следствием воздействия каких-то внешних причин, которые нельзя было ни предвидеть, ни предотвратить, а следствием недостаточно подробной оценки лизингодателем финансового состояния Клиента, его деловой репутации и кредитной истории. Однако детальная проработка каждого лизингополучателя ведет как к увеличению накладных расходов лизингодателя, а, следовательно, увеличивает стоимость лизинга, так и удлиняет сроки оформления сделки. Все это негативно сказывается на привлекательности лизинговой схемы для потребителя. В данном вопросе значительную помощь могли бы оказать создаваемые кредитные бюро. Однако до сих пор не ясно, как сложится система взаимодействия банков и лизинговых компаний в этом вопросе.30

Проблема корректировки законодательства, которая была затронута выше, не может быть решена силами одной лизинговой компании. К сожалению, некоторые корректировки Налогового кодекса и Закона “О лизинге”, разрабатывавшиеся в стенах Российской ассоциации лизинговых компаний, не нашли своего логического завершения, не говоря уже о внесении более радикальных изменений, которые насущно необходимы лизинговому сообществу для развития. Может быть, банки и лизинговые компании, достигнув наконец понимания взаимовыгодности совместной работы, смогут сдвинуть дело с мертвой точки.31

Так как тема дипломной работы связана с лизингом автомобилей, следует отметить основные моменты развития данного направления лизинга:

усиление государственной поддержки

усовершенствование налогового законодательства

расширении географии

приход на рынок зарубежных компаний

снижению суммарного удорожания автолизинга

расширение линейки услуг и их привлекательности

автоматизированное принятие решений и оформление договоров

сделки станут прозрачнее для клиентов, и лизинг по популярности станет сопоставим с кредитом.

Первоочередной задачей для использования этих возможностей становится развитие информационной инфраструктуры российского лизингового рынка. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка - это признают руководители ведущих рыночно ориентированных лизинговых компаний. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности. Для развития информационной инфраструктуры лизинговой деятельности в России ключевое значение имеет сбор информации о кредитоспособности лизинговых компаний - прежде всего, при помощи кредитных бюро и кредитных рейтингов независимых агентств.

Кредитные рейтинги способны обеспечить прозрачность лизинговых компаний и их клиентов, высокое удобство работы для всех сторон сделки, увеличить скорость обработки заявок на предоставление лизинговых активов. Кредитный рейтинг лизингополучателя важен как для инвестора, который фактически кредитует конечного лизингополучателя при посредничестве лизингодателя, так и для самой лизинговой компании.

Кредитный рейтинг лизингодателя важен для инвестора с точки зрения оценки его финансового состояния, качества управления, учетной и налоговой политики. Поэтому развитие рейтинговой культуры на российском лизинговом рынке позволит в короткие сроки решить большую часть основных проблем участников этого рынка. Долгосрочное преимущество применения рейтингов заключается в формировании рейтинговой истории лизингополучателями и лизинговыми компаниями, что играет решающую роль при выходе компаний на рынок международного и иностранного финансирования. А выйдя на международный рынок заемного капитала, лизинговый бизнес станет не только эффективным механизмом финансирования, но и стабилизатором всей российской финансовой системы.

studfiles.net

Лизинг и перспективы его развития в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

на тему: Лизинг и перспективы его развития в России

Выполнил: студентка 1 курса

экономического факультета

специальность 080502

шифр

Проверил: ст. преподаватель Семёнова Е.И.

Чебоксары -2007 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5

1. Понятие лизинга…………………………………………………….……5-7

2. Развитие лизинга в РФ и ЧР…………………………………………..16-21

3. Перспективы развития лизинга в России……………………………31-32

4. Заключение…………………………………………………………….33-35

5. Список использованной литературы………………………………...35-36

Введение.

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

До начала 60-х годов ХХ-го века лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты, что невыгодно, так как процент по ним довольно высокий и, как правило, необходим залог имущества. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа. Кроме того, арендатор не имеет возможности использовать полученные средства на не оговоренные в соглашении с арендодателем цели, ибо необходимое оборудование приобретает лизинговая компания.

Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Я считаю, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

В своей работе я рассматриваю лизинг с точки зрения финансирования капитальных вложений предприятия (приобретение нового оборудования).

В главе 1 дается общее представление о лизинге, история его возникновения, экономическая сущность, преимущества и недостатки. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих лизинговую деятельность в РФ и особенности бухгалтерского учета лизинговых операций.

В главе 2 рассматривается развитие лизинга в Российской Федерации, Чувашской Республике, а также в зарубежных странах. Тут же показаны причины, сдерживающие развитие лизинга в Российской Федерации.

И в последней, главе 3, рассматриваются перспективы развития лизинга в нашей стране.

В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производства, т. е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

1. Понятие лизинга.

Идея лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Как у любого сложного экономического понятия у лизинга есть множество определений. Слово «лизинг» является русской транскрипцией английского термина «lease», переводимого на русский язык как «аренда»[1] .В начале девяностых годов в нашей стране начали использоваться финансовые институты, ранее не известные ни нашей экономике, ни праву. Одним из них является финансовая аренда. Желание выделить новый вид аренды привело к возникновению термина «лизинг». Некоторые авторы не соглашаются с такой терминологией и предлагают использовать термин «финансовый лизинг»[2] , однако в нашем законодательстве последнее понятие имеет специальное значение, а исследуемый вид отношений именуется финансовая аренда (лизинг).

Лизинг – этодолгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.По своей экономической природе лизинг схож с кредитными отношениями и инвестициями. Три принципа кредитования: срочность, возвратность и платность – также применимы и к лизинговым отношениям. Конечный итог движения денежных средств при лизинге аналогичен кредиту: возврат кредитору основного долга и платежи по процентам. Отличие состоит в том, что предметом кредита являются денежные средства либо вещи, определённые родовыми признаками (товарный кредит), а в лизинг даются чаще всего индивидуально-определённые вещи (в законе установлено только то, что предметом лизинга могут быть неупотребляемые вещи[3] , то есть вещи, определённые родовыми признаками в принципе могут передаваться в лизинг).

Необходимо, однако, дополнить это определение, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом, имущество должно приобретаться лизингодателем в собственность и передаваться во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Лизинг в целом является в первую очередь экономическим отношением, финансовым инвестиционным институтом, регулируемым правом. Для экономиста лизинг означает способ финансирования, инвестирование средств, как правило, в основные фонды предприятия. Для целей государственного регулирования лизинг вполне может рассматривать как вид предпринимательской деятельности.

Представляется возможным определять лизинг как комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное владение и пользование за определённую плату.

Европейская федерация национальных ассоциаций по лизингу оборудования Евролиз определяет лизинг как договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.

В Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирования финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Лизинговая сделка, в свою очередь, представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

1.1. Формы, типы и виды лизинга.

Действующим российским законодательством в части форм лизинга предусматривается только внутренний и международный лизинг.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентом РФ. Внутренний лизинг регулируется законодательством РФ. Если же лизингодатель либо лизингополучатель является нерезидентом РФ, то данная форма называется международным лизингом .

mirznanii.com

Развитие лизинга в России

Переход России к рыночной экономике поставил предприятия и организации в новые условия, характеризующиеся возрастающей конкуренцией, сокращением рынка сбыта из-за высоких издержек производства, сложностями поиска поставщиков сырья, материалов и недостатком финансовых ресурсов.

В настоящее время серьезной проблемой для российских предприятий является необходимость широкого обновления и замены основного капитала, поиск и привлечение долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. Активизация инвестиционных процессов в странах с развивающимся рынком, к которым относится и Россия, является ключевым источником экономического роста.

Однако, наблюдающийся почти во всех отраслях российской экономики, рост этот относительно невелик и измеряется единицами процентов. Прежде всего, такой весьма скромный рост при достаточно благоприятных общеэкономических условиях объясняется отсутствием у предприятий средств на инвестиции. Собственными ресурсами обладает лишь незначительная часть предприятий. При этом износ основных фондов в среднем по промышленности составляет более 50%, объем инвестиций за годы реформ сократился в 5 раз.

Например, парк отечественного грузового подвижного состава изношен до предела – особенно тот, который принадлежит МПС, так как за последние 10 лет новые вагоны практически не закупались. Большинство специалистов отмечают, что если не принять своевременных мер, через несколько лет более 50-ти процентов вагонов выработают свой срок службы. Арендные ставки на подвижной состав министерства ежегодно увеличиваются в 1,2–1,5 раза, но вагоны по прежнему продолжают пользоваться повышенным спросом. В условиях дефицита экспедиторы и предприятия – отправители готовой продукции начинают искать пути приобретения вагонов в собственность, тем более что со времен экономического кризиса августа 1998 года большинство мощностей вагоностроительных заводов России восстановлены, здесь снова готовы обеспечивать желающих грузовыми вагонами.

В период структурной перестройки экономики и ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства лизинговая деятельность может иметь особое значение. Это объясняется тем, что лизинговые операции отвечают требованиям научно-технического прогресса и обеспечивают гармоничное сочетание частных и общественных интересов.

Финансовая аренда является эффективным способом решения задачи изыскания ресурсов для своевременной замены устаревшего основного капитала, хорошо апробированным на Западе и в настоящее время получающим развитие у нас.

Правительства многих стран используют лизинг как средство активизации инвестиций. Например, в США на долю лизинга приходится 30% от общего объема инвестиций, в Великобритании – 36%, в Швеции – 21%, в Чехии – 26%, в Германии 16%, в Ирландии – 46%. Лизинг признан Европейской Комиссией в качестве инструмента стимулирования экономики и поэтому включен в ее программу структурных фондов. Эта программа ускоряет внедрение инвестиций в экономически отсталые отрасли и производства стран Европейского Сообщества.

Для производителя и продавца техники лизинг служит единственным и реально эффективным инструментом сбыта, позволяющим значительно увеличить объем продаж за счет привлечения покупателей, не обладающих достаточной платежеспособностью для оплаты товара. При этом создание лизинговых компаний – собственников средств производства представляет собой идеальную возможность эффективной продажи товаров и тесной оперативной связи с клиентами, что характерно для многих европейских государств.

Объектом исследования дипломного проекта является финансовая аренда как инструмент привлечения инвестиций в основные средства предприятия.

Целью исследования данного проекта является выбор варианта приобретения оборудования: по схеме лизинга в сравнении с приобретением данного оборудования в собственность при помощи привлечения заемных средств.

Задачи дипломного проекта, необходимые для достижения цели:

1. Рассмотреть сущность экономической категории «лизинг» и его правовое регулирование.

2. Руководствуясь существующими методиками произвести расчет лизинговых платежей и налогов, подлежащих уплате лизингополучателем на основе конкретной лизинговой операции.

3. Произвести расчет платежей при использовании заемных ресурсов в условиях данного предприятия.

4. Произвести расчет и сравнение текущей стоимости каждой схемы привлечения источников финансирования приобретения оборудования в собственность для выявления наиболее эффективного варианта.

Необходимые для достижения намеченных задач практические знания в области лизинговых операций были получены за время прохождения преддипломной практики на предприятии ОАО «Сильвинит».

1.1 Определение лизинга

Содержание лизинга раскрывается через характеристику его предмета, субъектов, основных функций, принципов, типов, форм и видов.

Термин «лизинг» означает «аренда». При аренде вступают в договорные отношения арендодатель и арендатор по договору сдачи имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как известно, эти отношения в российской практике возникли давно.

Использование термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренда – финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В соответствии с российским Законом №164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде» в последней его редакции лизинг представляет собой вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующейся тем, что предприниматель приобретает в собственность имущество производственного назначения и на основе соответствующего договора передает его другому физическому или юридическому лицу во временное владение и пользование за определенную плату и на иных определенных договором условиях с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по окончании срока действия договора лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое законом запрещено для собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Начало лизинговой операции, если ее рассматривать укрупненно, распадается на следующие основные стадии:

1) потенциальный лизингополучатель сообщает лизинговой копании, какое оборудование ему необходимо;

2) лизинговая компания покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы;

3) лизинговая компания, став собственником оборудования, передает его на основании отдельного контракта лизингополучателю во временное пользование. Из этого видно, что операция предполагает заключение двух договоров: договора купли-продажи оборудования и договора передачи этого же оборудования заказчику во временное пользование. В этом смысле лизинг представляет собой комплекс отношений, включающий в себя 2 внутренне связанные, предполагающие друг друга части: отношения по поводу купли-продажи предмета и отношения по поводу передачи предмета во временное пользование. Главными в лизинге являются отношения по поводу временного использования оборудования, тогда как отношения по поводу купли-продажи этого оборудования играют второстепенную роль.

Здесь имеется ввиду стандартный вариант проведения операции, в которой участвуют 3 стороны: лизингополучатель, лизингодатель и поставщик предмета лизинга). Однако лизинг может проводиться и в таких вариантах, в которых участвуют и меньше, и больше сторон.

Изложенное можно представить в виде схемы.

Рисунок 1.1 – Принципиальная схема лизинговой операции

Краткое операционное содержание схемы:

1. Заявка на лизинг. До подачи заявки потенциальный лизингополучатель может сам определить будущего поставщика или круг поставщиков.

2. Заказ-наряд на поставку оборудования.

3. Договор купли-продажи оборудования.

4. Поставка оборудование и оформление акта его приемки в эксплуатацию.

5. Договор лизинга.

6. Передача предмета лизинга.

Основными элементами лизинговой операции являются:

– объект сделки;

– субъекты сделки;

– срок лизинга;

– лизинговые платежи;

– услуги, предоставляемые по лизингу.

Объектом лизинга , как уже отмечалось, может быть любой вид материальных ценностей, используемый в производственном цикле, если оно не уничтожается в ходе одного производственного цикла. Различают лизинг движимого и недвижимого имущества.

Субъектами лизинга являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на основных или прямых и косвенных участников.

Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и / или собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность и предоставляет его в качестве предмета лизинга в собственность лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано на определенных условиях принять предмет лизинга во временное владение и пользование.

mirznanii.com

Перспективы развития лизинга в России

Михалёв И.В.

На сегодняшний день лизинг — самая молодая отрасль предпринимательской деятельности в России, которая формирует новые, более мощные мотивационные стимулы в предпринимательстве. Лизинг открывает широкий простор для инициативы и предприимчивости, рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Повышенное внимание к лизингу вызвано самыми насущными проблемами экономики нашей страны. Среди факторов, влияющих на динамику развития отрасли - рост промышленного производства и необходимость модернизации средств производства, достигших высокой степени изношенности, а также развитие малого и среднего бизнеса, заинтересованного в приобретении нового современного оборудования в лизинг в виду отсутствия достаточных финансовых средств для его приобретения. Благодаря этим факторам Россия сегодня по объему лизингового рынка занимает 5-е место в Европе, приближаясь к таким признанным мировым лидерам как Великобритания, Италия, Франция, Германия, и 10-е место в мире (1).

Несмотря на положительную динамику развития отрасли и хорошие показатели, свидетельствующие о том, что острая фаза кризиса преодолена, и лизинговые компании России выходят из кризиса, перспективы развития лизингового рынка оцениваются аналитиками с позиции сдержанного оптимизма. С одной стороны, проявляются тенденции, обозначившиеся на рынке лизинга в 2010–2011 годах. Это удешевление заемных ресурсов, уменьшение авансового платежа для лизингополучателя, увеличение сроков лизинга, вовлечение в орбиту лизинговых правоотношений госучреждений и органов власти в связи с изменениями в лизинговом законодательстве, постепенное восстановление позиций лизинговых компаний, не связанных с государственным участием. С другой стороны, остаются специфические проблемы как лизингового сообщества (вероятная отмена ускоренной амортизации, проблема выкупной стоимости), так и общегосударственные (отсутствие госпрограммы обновления парка оборудования, возможность нового финансового кризиса и т. п.), которые не могут не сказываться на участниках лизингового рынка – поставщиках, лизингополучателях, банках и лизинговых компаниях.

В сложившихся условиях поиск путей оздоровления рынка становится актуальной проблемой. На этапе подъема, на фоне общей активизации инвестиционной деятельности такие условия формируются естественным образом. В посткризисный период они могут возникнуть только как следствие специально принимаемых государством решений. Российский опыт не дает пока достаточных оснований ожидать реализации такого пути. Следовательно, реальное оживление рынка лизинга может наступить только после окончательного преодоления кризиса. Следующий за этим рост рынка на новом витке может быть достаточно быстрым и значительным.

В целом государство заинтересовано в интенсивном развитии лизингового бизнеса: лизинговое финансирование играет заметную роль в поддержании инвестиционной активности, что оказывает положительное влияние на общий уровень экономического развития. С нашей точки зрения, в России в настоящее время сформирована внешняя среда, которая в целом не препятствует развитию лизинга (хотя и имеются отдельные сдерживающие его развитие моменты). Конечно, масштабы лизинга и, самое главное, его эффективность во многом зависят от общего инвестиционного климата, зрелости финансовых рынков, наличия возможностей долгосрочного кредитования и т.д. В условиях широкого распространения рыночных инструментов, механизмов и норм поведения, благоприятной конъюнктуры лизинговая деятельность не требует специального стимулирования и поддержки. На этапе подъема, на фоне общего роста притока инвестиций, относительной доступности многих источников финансирования можно ожидать, что лизинговые операции будут активно использоваться. Именно это и наблюдалось в российской экономике в течение ряда лет. В условиях кризисных внешних шоков и нестабильности ожидать продолжения самостоятельного развития сложно.

На наш взгляд, есть два пути такого регулирования. Первый — связан с общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут быть использованы разнообразные методы, которые  включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно-ориентированных лизинговых компаний, т.е. он связан с селективной поддержкой отдельных игроков. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах. Однако, на наш взгляд, она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно-ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. На наш взгляд, оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций. В частности опыт других стран показал, что в условиях кризиса стабилизирующую роль на рынке лизинга играют сделки оперативного лизинга. Такие операции менее чувствительны к циклическим колебаниям экономической активности. Конечно, их реализация сопряжена с определенными организационными изменениями в построении бизнеса, развитии рынка вторичного оборудования, создания схем взаимодействия и расчетов по поводу таких активов. Здесь, на наш взгляд, государственная поддержка могла бы быть очень эффективна (2).

Еще одним важным рычагом развития лизинговых операций является поддержка  малого и среднего бизнеса как перспективного участника лизингового рынка. В условиях возрастающей конкуренции лизинговые компании вынуждены принимать меры по привлекательности своих услуг. Среди таких – внедрение новых продуктов, улучшение условий сделок, в частности, снижение ставок, размера аванса, увеличение сроков договоров, снижение требований к финансовому состоянию заемщика, удлинение срока лизинга, расширение спектра предметов, передаваемых в лизинг. Многие компании предлагают специальные программы по автотранспорту и автоспецтехнике.

Развитию автолизинга могут содействовать произошедшие изменения законодательной базы в отношении физических лиц, которые получили возможность пользоваться лизинговыми услугами. Однако взрывного роста данного сегмента рынка лизинговые компании в ближайшие годы не ожидают, прежде всего, ввиду отсутствия экономических стимулов для физических лиц пользоваться лизингом вместо кредита, а также неготовности большинства лизинговых компаний к оценке рисков по частным клиентам и оформлению массовых розничных сделок.

Следующий возможный драйвер рынка - авиационный сегмент, который, однако,  получит рост только в случае реализации программы государственной поддержки региональных авиакомпаний. При этом тенденция доминирования государственных лизинговых компаний в сделках с крупнейшими корпоративными клиентами в целом по рынку в 2012 и последующих годах сохранится. Основной прирост по лизинговым договорам будет также сосредоточен на строительном рынке, в сельскохозяйственной и транспортной отраслях.

В настоящее время продуктовое предложение лизингового бизнеса развивается в двух направлениях:

· Розничный лизинг:  для предприятий малого бизнеса предлагаются продукты с высокой скоростью принятия решения и   оформления;  для среднего бизнеса - комплексные решения "под ключ" на базе продуктов розничного лизинга;

· Корпоративный лизинг: для корпоративных клиентов планируется развитие комплексных отраслевых решений с индивидуальной настройкой. В рамках корпоративного лизинга  финансируется приобретение вагонов, авиатехники, оборудования и  автопарков.

Прогнозируя развитие отрасли, эксперты ожидают некоторого превышения темпов роста рынка лизинга над динамикой увеличения номинального российского ВВП. Этому будет способствовать, в том числе и сохраняющийся отложенный спрос, поскольку рынок еще не вернулся по своим объемам на докризисные уровни. Стабильность и динамика развития российского лизингового рынка, как и всей экономики страны, будут зависеть, безусловно, и от внешних факторов, включая конъюнктуру цен на энергоносители и стабильность мировой финансовой системы.

Лизинг в России становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способствующим подъему отечественного производства: он способен привлечь инвестиции в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков. Потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, поэтому лизинговое финансирование, как мы полагаем,  будет пользоваться устойчивым спросом и в последующие годы. По существу, лизинг является наиболее выгодной и рациональной формой финансирования капитальных вложений, максимально удобной для предприятия, как с точки зрения налогообложения, так и в смысле их организационно-управленческой эффективности.

Литература:

1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: статистика.  – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/leasing/2011

2. Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы  [Электронный ресурс]: круглый стол в Госдуме 6.10.2011.  – Режим доступа: http://leasing-community.ru/ipb/index.php?showtopic=1645

be5.biz

Лизинг: сущность, перспективы развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский государственный университет

Кафедра финансов, кредита

и биржевого дела

Лизинг: сущность, перспективы развития

Курсовая работа студентки

II курса дневного отделения

экономического факультета

специальности «ФК-2»

М. В. Килиной __________

Научный руководитель:

кандидат экономических наук

доцент М. Ю. Молчанова_________

Пермь 2002

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5

1.1. История и причины развития лизинга……………………………………..5

1.2. Понятие и значение лизинга………………………………………………..8

1.3. Формы и виды лизинга…………………………………………………….11

1.4. Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14

1.5. Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..17

2. Рынок лизинга в России……………………………………………………….23

2.1. Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….23

2.2. Меры государственной поддержки……………………………………….27

2.3. Перспективы развития……………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.

В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по мнению автора, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, автор уверен, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

Понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия "финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные отношения.

Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников, работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития.

В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.

1. сущность лизинга

1.1.ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease – брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.

Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего , как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

mirznanii.com


Смотрите также