Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Лизинг лицензия


Все о лизинге: Лицензирование лизинговой деятельности

Кроме вышеупомянутых нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в России постановлением Правительства России от 26 февраля 1996 года №167 было утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности.

Впервые упоминание о необходимости лицензирования лизинговой деятельности было сделано в Постановлении правительства российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором были перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию и органы его осуществления.

Но мы подробней рассмотрим «Положение о лицензировании лизинговой деятельности».

Настоящее Положение разработано для защиты интересов и прав субъектов лизинговой деятельности, но непосредственно касается только лизингодателей. В нем определен порядок и условия выдачи лицензий, срок их действия, контроль лицензирующего органа.

Важно отметить, что лицензию надо получать только для осуществления деятельности в области финансового лизинга.

Поэтому на компании, специализирующиеся на аренде, прокате данное Положение не распространяется и лицензии им получать не надо.

Также не надо проходить лицензирования банкам и другим кредитным учреждениям, у которых лизинговые операции предусмотрены законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Лицензирование лизинговой деятельности возложено на Министерство экономики Российской Федерации.

В свою очередь Минэкономики России предоставлено право передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, органу исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации. Это должно облегчить процедуру лицензирования для местных лизинговых компаний. Однако, если лизинговая компания в своей деятельности выйдет за рамки того субъекта РФ, в котором она получила лицензию, то ей необходимо будет пройти регистрацию в Минэкономике России.

Лицензии, выданные Министерством экономики России, действительны на всей территории России, а органами исполнительной власти - только на территории субъекта Российской Федерации, их выдавшего.

Во исполнение Постановления Правительства России от 26 февраля 1996 года №167 приказом министра экономики РФ от 20 июня 1996 года № 91, была создана Комиссия по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, которая с 25 июля 1996 года начала прием заявлений на получение лицензий для осуществления лизинговой деятельности.

Для получения лицензии лизинговые компании должны предоставить в Государственною регистрационную палату при Минэкономики России следующие документы:

  1. Заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии (от 1 до 15 лет).

  2. Копии учредительных документов лизинговой компании;

  3. Копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

  4. Справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

  5. Документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

  6. Баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

  7. Копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Вновь созданные лизинговые компании не представляют документы, указанные в последних двух пунктах.

Выдача лицензии осуществляется на платной основе: за рассмотрение заявлений о выдаче лицензии взимаются платежи в размере 3-х установленных действующим законодательством на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 100.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией в течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с приложением всех необходимых документов.

По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением правительства России №167 от 20.02.96г. может быть принято решение о проведении дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов.

В этом случае решение о выдачи или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией не позднее 60 дней с момента подачи лизинговой компанией заявления с приложением необходимых документов.

В исключительных случаях срок рассмотрения заявления может быть дополнительно продлен только руководителем Комиссии на срок до 30 дней.

Таким образом, максимальный срок рассмотрения заявления лизинговой компании не может превышать трех месяцев.

Ведение сводного реестра всех выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий возложено на Государственную регистрационную палату при Минэкономики России. Теперь потенциальный лизингополучатель сможет обратиться в Минэкономики России и получить адрес близлежащей лизинговой компании, специализирующейся на лизинге требуемого оборудования.

Лицензирующим органам предоставлены большие полномочия как на стадии выдачи лицензии, так и на стадии контроля за соблюдением условий лизинговой деятельности.

Важным моментом Положения является то, что лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственной деятельности за год.

Действие настоящего требования не распространяется на лизинговую компанию, использующую для осуществления лизинговой деятельности средства федерального бюджета и имеющие отраслевой характер.

Лизинговые компании-нерезиденты Российской Федерации, осуществляющие на территории России лизинговую деятельность, также подлежат лицензированию в соответствии с настоящим Положением.

Учитывая, что Россия остро нуждается в инвестициях, в том числе иностранных, в Минэкономики России рассматривался вопрос об упрощении процедуры лицензирования лизинговых компаний-нерезидентов. Лицензирование предполагалось заменить на уведомление, когда лизингополучатель обязан был месячный срок поставить в известность Комиссию, что он заключил лизинговый договор с компанией-нерезидентом.

Такой шаг был связан с желанием создать благоприятные условия для привлечения западных инвестиций. Кроме этого, если у лизинговой компании-нерезидента бизнес в России развивался успешно, то вероятней всего, она открыла в России филиал или дочернюю компанию, которым уже пройти лицензирование.

Однако до сих пор никакого решения на уровне Правительства не было принято. Поэтому зарубежные лизинговые компании-нерезиденты обязаны проходить лицензирование наравне с отечественными.

В начале сентября 1996 года прошло первое заседание Комиссии по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, на котором были выданы первые лицензии и получены первые отказы в выдаче лицензии.

    Отличие лизинга от аренды.

Рассмотрев наиболее важные из нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в России, нетрудно прийти к выводу, что особенности договора лизинга, используемые в мировой практике, нашли отражение в российском гражданском праве.

Между лизинговыми и арендными отношениями много общих свойств, однако существуют определенные отличия, которые состоят в следующем:

  1. Лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде.

  2. При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его изготовителей (продавца) принадлежит пользователю. Кроме этого, лизингодатель обязан поставить в известность продавца имущества, что оно приобретается специально для сдачи его в лизинг. При аренде продавец имущества самостоятельной роли не играет или он попросту отсутствует.

  3. В отличие от арендных отношений при лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю. Это выражается в следующем: имущество продавцом непосредственно передается лизингополучателю по месту его нахождения или в другом месте, указанном в договоре, минуя его фактического собственника (лизингодателя) и принимается в эксплуатацию пользователем. За лизингодателем остается только обязанность оплатить имущество и право расторгнуть договор купли-продажи с продавцом.

  4. По-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе.

По договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом.

По договору лизинга лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного имущества, ровно как и за вред, причиненный жизни здоровью граждан, в процессе использования объекта лизинга, а также имуществу пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного лизингополучателю ущерба наступает лишь в случае, когда выбор поставщика осуществляется самим лизингодателем, либо он вмешался в выбор имущества, его характеристик.

Такое ограничение ответственности лизингодателя объясняется тем, что лизингополучатель сам выбрал поставщика и не должен перекладывать результаты своего ошибочного выбора на лизинговую компанию.

Лизингодатель также полностью свободен от выполнения гарантийных обязательств, с вязанных с выявлением дефектов в объекте лизинговой сделки. Данная обязанность возлагается на изготовителя (поставщика) имущества и лизингополучатель непосредственно обращается к ним с требованием об устранении недостатков.

5. Несмотря на то, что лизингодатель в течение всего срока договора остается собственником объекта лизинговой сделки, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание. Если объект сделки случайно будет, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель, в отличии от арендатора, обязан продолжать вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором.

При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора.

6. При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя, если пользователь имущества нарушил условия договора или по желанию лизингополучателя, последний обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях и заплатить неустойку.

Я привела наиболее важные, по-моему мнению, отличия договора лизинга от договора аренды. Но как уже отмечалось выше, договор лизинга и договор аренды имеют и общие положения. Это отражается в общих правилах, установленных Гражданским Кодексом для арендных сделок.

all-about-leasing.blogspot.ru

1.3.3. Лицензирование лизинговой деятельности. Лизинг

Похожие главы из других работ:

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

Использование лизинга в инвестировании

2.2 Правовое регулирование лизинговой деятельности

На законодательном уровне формирование нормативной базы началось с принятия части второй Гражданского кодекса РФ. Непосредственно вопросам финансовой аренды (лизинга) посвящены положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ. Именно в этом параграфе (ст...

Лизинг

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...

Лизинг

1.3.2. Страхование лизинговой деятельности

Вопрос гарантий остается ключевым для лизинга с участием малых предприятий...

Лизинг как способ улучшения финансирования предприятия

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

...

Лизинг на предприятии

2.1 Лицензирование деятельности лизинговых компаний

Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах...

Лизинг: виды, сущность, перспективы

2.2 Результаты лизинговой деятельности в России

Лизинговые операции использовались еще в СССР. В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров...

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1. Осуществления лизинговой деятельности

...

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1.2 Условия для осуществления лизинговой деятельности

Представители большинства лизинговых компаний отмечают, что они развиваются, несмотря на состояние законодательной и нормативной базы для лизинга. Хотя законодательство, регулирующее лизинг, по их мнению, оставляет желать лучшего...

Основы лизинга и его законодательное обеспечение в России

Глава 2. Практические аспекты лизинговой деятельности

...

Оценка стоимости промышленного предприятия

1.4 Лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган...

Система управления и эффективность лизинговой деятельности

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

...

Эволюция становления лизинга в странах с развитой рыночной экономикой

2. Развитие лизинговой деятельности за рубежом и в России

...

Экономическое содержание и классификация расходов предприятия

2.4 Лицензирование деятельности

Получение лицензии на транспортную деятельность позволяет на законных основаниях осуществлять деятельность в области перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по РФ...

fin.bobrodobro.ru

Лицензирование - лизинговая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Лицензирование - лизинговая деятельность

Cтраница 1

Лицензирование лизинговой деятельности установлено ст. 17 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности от 25 сентября 1998 г. / / СЗ РФ.  [1]

Лицензирование лизинговой деятельности ведется Министерством экономики Ф, а также уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов Ъссийской Федерации. Кроме того, они осуществляют ведение реестра выданных, родленных, приостановленных или аннулированных лицензий.  [2]

Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации.  [3]

Положение о лицензировании лизинговой деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 / / СЗ РФ. Это положение действует в части, не противоречащей Закону о лизинге. Следует также учесть, что в нем речь идет о лицензировании только лизинговых компаний. Порядок лицензирования лизингодателей - индивидуальных предпринимателей в настоящее время отсутствует.  [4]

Параллельно путем введения в действие Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации ( Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167) были сформированы некие правила доступа на рынок лизинговых услуг, которые прежде всего определяют уровень общей квалификаций лизинговых компаний. Выполняя регулирующую и контрольную функции, макрорегулятор ( государственные органы власти - органы лицензирования) выступает в качестве элемента для искусственного отбора наиболее здоровых и сильных с финансовой и рыночных точек зрения и устранения из поля действия недееспособных и рыночно пассивных субъектов, предлагающих лизинговые услуги.  [6]

Так, в 1996 г. было утверждено Положение О лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, открывающее возможности для создания соответствующих организаций. Как показывает практика, даже в российских условиях лизинг приносит определенный финансовый выигрыш для всех участников проекта. В частности, для лизингополучателя это выражается в совокупной экономии средств при покупке оборудования в рассрочку ( снижение общих расходов) за счет осуществления лизинговых платежей из себестоимости, за счет ускоренной амортизации при налогообложении.  [7]

Однако постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации ( СЗ РФ, 1996, № 10, ст. 936) установлена обязанность лизинговых фирм получить специальное разрешение в Минэкономики РФ, что входит в противоречие с нормами ГК.  [8]

Причинами для отказа в выдаче лицензии могут быть: несоответствие представленных сведений действующему законодательству или Положению о лицензировании лизинговой деятельности, наличие в документах недостоверной информации, отрицательное экспертное заключение. Оно возможно в случае, если у лизинговой компании отсутствует возможность выполнять функции лизингодателя в соответствии с действующим законодательством.  [9]

Порядок выдачи лицензии регулируется Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации. Из этого следует, что в договор лизинга необходимо включать ссылки на номер лицензии и прилагать к договору ее копию.  [10]

Положительно отразились на дальнейшем развитии лизинга принятие новой редакции Закона О финансовой аренде ( лизинга), изменения в Налоговом кодексе РФ, отмена лицензирования лизинговой деятельности в РФ.  [11]

Как и многие виды предпринимательской деятельности, деятельность лизингодателя лицензируется государством в целях создания необходимых условий для развития лизинга в России, защиты интересов и прав его субъектов. Для обеспечения этого процесса при Министерстве экономики России создана Комиссия по лицензированию лизинговой деятельности в РФ.  [12]

Лизинговые компании осуществляют данный вид деятельности на основании разрешений ( лицензий), полученных в установленном законодательством РФ порядке. Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов РФ осуществляют после постановки их на учет в налоговых органах.  [13]

Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Соответствующая правовая база для этого создана Указом Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности и Постановлением Правительства от 29.06.95 г. № 633 О развитии лизинга в инвестиционной деятельности, которым утверждено Временное положение о лизинге. Постановлением Правительства РФ от 26.02.96 г. № 167 утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации.  [14]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Лицензирование деятельности по лизингу, виды лизинговых компаний

Национальный институт прессы Центр "Право и средства массовой информации"Автор-составитель Ф.Кравченко

1. Лицензирование деятельности по лизингу

Согласно Постановлению Правительства от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”, деятельность компаний, выступающих в качестве лизингодателей, т.е. лизинговых компаний, подлежит обязательному лицензированию. Это требование распространяется и на лизинговые компании, являющиеся нерезидентами в отношении их деятельности на территории РФ.

Лицензирование осуществляется Министерством экономики РФ. Для получения лицензии согласно Положению о лицензировании (пункт 8) лизинговая компании должна представить следующие документы:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ направляет свое заключение о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия на основе коллегиального обсуждения предлагает свои рекомендации Минэкономики России для окончательного решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче, а также о сроке действия лицензии. В соответствии с Положением о лицензировании (пункт 18) срок действия лицензии может быть от одного года до пяти лет. С учетом рекомендаций Комиссии Минэкономики России оформляет лицензию, которую подписывает заместитель министра экономики В.В. Коссов. После этого лицензия передается на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России, где она вносится в сводный Государственный реестр, о чем выдается заявителю соответствующее свидетельство вместе с самой лицензией. Лицензия - это ценная бумага, имеющая более 12 степеней защиты. Как утверждают специалисты Гознака, это максимальное число степеней защиты для ценных бумаг. Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям и свидетельств о внесении в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо от его местонахождения. Это дает возможность лизингополучателю оперативно удостовериться в наличии у лизинговой компании действующей лицензии на деятельность по лизингу.

Законодательство по лицензированию лизинговой деятельности:

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

2. Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (включая Временное положение о лизинге)

3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”

4. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года №66 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года №91 “Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

6. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 “О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

7. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 “О лицензировании лизинговой деятельности”

2. Территория интересов лизинговых компаний

Некоторые лизинговые компании, в случае, если потенциальный лизингополучатель находится за пределами области, в которой она расположена, не всегда соглашается работать с ним (сложность контроля, судебных процедур, обслуживания оборудования, различные местные особенности законодательства, отсутствие контактов с местными властями и т.д.).

Географический интерес лизинговых компаний может определяться кредитной политикой банка, финансовые ресурсы которых они привлекают.

3. Внутренняя структура лизинговых компаний

Большинство лизинговых компаний имеет достаточно простую внутреннюю структуру. Рассмотрим ее на примере лизинговой компании “Инком-лизинг”. Как сообщил заместитель ее генерального директора Владимир Гусев, эта компания организационно делится на три структуры: отдел клиентских отношений (коммерческий отдел), отдел расчетов и финансового анализа, бухгалтерию. В дополнение к этим основным разделам практически во всех лизинговых компаниях есть своя юридическая служба, либо один юрисконсульт, если компания организационно входит в структуру какого-либо банка и для решения сложных правовых задач прибегает к услугам его юридической службы.

Большая часть ответственных решений относительно предложенных компании лизинговых проектов принимается исходя из рекомендаций аналитического финансового отдела. Этим отделом, в частности, просчитывается такая характеристика, как лимит кредитных рисков, осуществляется наблюдение за динамикой финансового состояния предприятия, анализируются результаты аудиторских проверок. В комплексе этот анализ позволяет установить момент, когда предприятие-клиент может пойти на следующий проект лизинга. Эта информация передается в отдел клиентских отношений, менеджеры которого предлагают клиенту начать детальную проработку такого проекта. Однако при проведении переговоров и заключении лизинговых соглашений лизингополучателям приходится общаться лишь с менеджерами отдела клиентских отношений. С самого начала реализации проекта лизинга для какого-либо предприятия за ним устанавливается контроль со стороны менеджера компании, который, как правило, ведет этот проект до его полной реализации.

4. Типы лизинговых компаний

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании – дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы – поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов “собственного” банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО “Интеррослизинг” (создан ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией), ЗАО “ИНКОМ – лизинг” (дочерняя компания ИНКОМБАНКа), ЗАО “РК – лизинг” (банк Российский кредит), ЗАО “СБС- лизинг” (банк СБС-Агро), ЗАО “РГ – лизинг” (Сбербанк), ЗАО “Промстройлизинг” (Промстройбанк), ОАО “Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС” (Мосбизнесбанк), ООО “Сбербанкинвестстрой” (Сбербанк), АОЗТ “Балтийский лизинг” (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО “Межсбер – Юраско Лизинг” (Межэкономсбербанк), ЗАО “Лизинговая компания “Инвестиционный альянс” (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ “Лизинг-СЗМ” (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ “Дальлизинг” (Владивостокский филиал КБ “Восток”), ТОО “Петролизинг” (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ “Сибирский лизинг” (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО “Уральская лизинговая компания” (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания “Красные ворота” (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк “ВОСТОК — ЗАПАД”, Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк “Кредит Свисс” и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: “РОСАГРОСНАБ”, “РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ”, ЗАО “Аэролизинг”, ЗАО “Лукойл – лизинг”, ЗАО “Медлизинг”, ЗАО “Лизингуголь”, ЗАО “Геолизинг”.

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, ООО “Урал – авиализинг”, ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”.

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО “Московская лизинговая компания” (основной учредитель – Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО “Сибирская лизинговая компания”, ООО “Дагестанская лизинговая компания”, ОАО “Тюменская лизинговая компания”, ЗАО “Тверская лизинговая компания”, Региональное агентство поддержки малого бизнеса “Иркутский БИЗНЕС-ПАРК”, АОЗТ “Ростов-Надежда”, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО “Юнит Лизинг”, ТОО “Лизинговая компания “Северная Казна”, ЗАО “Крейт Лизинг” и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП “РЫБКОМФЛОТ” и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования (“смол тикет лизинг”).

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая АТ&Т Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Хьюлетт Паккард Гес.М.б.х., уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

b-news.narod.ru


Смотрите также