Особенности лизинговых сделок. Лизинг 2017


Лизинг в 2017 году - что это, компании, виды

В период экономического спада удерживаться на плаву помогает лизинг. Благодаря выгодным условиям, можно приобрести необходимое оборудование, транспорт или недвижимость.

Что это за сделка? Чем она отличается от кредита? Какие документы необходимы? Ответы на все вопросы можно получить в этой статье.

Что это такое

Чтобы было понятно, как работает лизинг, можно привести несложный пример. Человек хочет приобрести новый автомобиль, но в данный момент полной суммы на его покупку нет. Он приходит в лизинговую компанию, сообщает о своем желании и финансовых возможностях. Сотрудники фирмы изучают предложение и высчитывают выгоду для обеих сторон.

Благодаря сделке, человек забирает новый автомобиль и в течение определенного срока выплачивает деньги за аренду. Когда сроки будут заканчиваться, транспорт можно приобрести, доплатив недостающую сумму.

В оформлении лизинговой сделки одновременно принимает участие несколько сторон:

  • физическое или юридическое лицо – получатель, которому предоставляется товар в аренду с последующей возможностью выкупа;
  • лизингодатель – сторона, которая предоставляет дорогостоящий товар;
  • продавец продает товар, через лизинговую фирму.

В некоторых случаях достаточно и двух сторон. Если владелец имущества занимает, роль лизингодателя. Однако в таком случае дополнительно нужно подключать страховую фирму.

Виды

Лизинг подразделяется на три основных разновидности. Все они имеют отличительные особенности в зависимости от сроков и экономической стороны вопроса.

Возвратный лизинг

В данной сделке продавец и получатель лизинга, представлены в одном лице. Предприятие подписывает договор с лизинговой компанией о передаче собственности за определенную сумму и сразу же выступает в роли получателя этого имущества.

В ходе сделки они получают большую сумму денег, и работают беспрерывно. Однако ежемесячно приходится выплачивать определенную сумму. Данная операция очень похожа на кредит, однако ее преимущество в том, что полностью отсутствуют проценты.

Большой плюс в том, что предприятие получает деньги, все оборудование остается на своих местах, а процесс производства остается непрерывным.

Возвратный лизинг имеет существенный недостаток, к нему приковано огромное внимание налоговой службы. Часто они рассматривают данную сделку, как возможность уйти от оплаты налогов. Однако если, все будет проведено в согласии с законом, то служба не имеет права наложить штраф.

Операционный лизинг

Условия сделки похожи на обычную аренду, так как срок эксплуатации имущества очень большой, по сравнению в другими видами лизинга. По условиям договора всю ответственность (ремонт, обслуживание, страховка) несет только лизинговая компания, но не покупатель.

Однако по окончанию договора лизингополучатель имеет много прав:

  • заменить взятое имущество на другое;
  • все вернуть лизингодателю;
  • заключить новый договор, на боле выгодных условиях;
  • приобрести и это имущество, и стать его полноправным собственником.

В ходе сотрудничества полностью обновляется оборудование, что положительно сказывается на динамике роста производительного процесса.

Финансовый лизинг

Сделки позволяют привлечь определенную сумму денег на развитие бизнеса. Сроки действия лизинга напрямую зависят от заключенного договора. К окончанию соглашения, стоимость имущества или товара снижается к минимуму. Благодаря этому, лизингополучатель может приобрести собственность по очень низкой цене.

Важно знать основные секреты и условия финансовой сделки:

  • лизингодатель приобретает собственность не для личного применения, а чтобы передать в лизинговый оборот;
  • покупатель самостоятельно может выбрать желаемый товар и продавца;
  • получатель собственности направляет все претензии по товару непосредственно продавцу, минуя лизинговую компанию;
  • если имущество было испорчено, оно переходит в собственность покупателя после оформления документов.

Чем отличается от кредита

Лизинг и кредит – это два похожих между собой понятия, но в то же время и разные. Они имеют определенные преимущества и недостатки.

Чтобы было более понятно, ниже приведена сравнительная таблица, помогающая точно определиться с выбором:

Основные сравнительные характеристики

Лизинг

Кредит

Кто может заключить договор Физические и юридические лица, которые занимаются коммерческим бизнесом Физическое или юридическое лицо
Кто является собственником Все время длительности сделки, собственником является лизингодатель. Он может в любой момент изъять товар После подписания бумаг, собственником становится покупатель
Как производится оплата взятого предмета в оборот
  • оплата каждый месяц;
  • страховые выплаты;
  • налоги;
  • первый взнос составляет минимум 20% от общей суммы
  • платеж по условиям кредита;
  • отсутствие первоначального взноса
Хорошая репутация Не обязательно иметь лизинговую историю и репутацию Важны положительные истории по взятию кредитов
Амортизация При необходимости начисляют ускоренную амортизацию Выплаты проводятся по обычной схеме

Налоги

НДС НДС сразу входит в сумму лизингового платежа Сумма денег, взятая в кредит, не подлежит облагательству НДС
Налог на собственность Имущество находится в собственности лизинговой компании, и не облагается налогом Товар сразу является собственность предприятия и облагается налогом

Как купить автомобиль в лизинг

Приобрести имущество в лизинг достаточно просто, однако на каждом этапе необходимо быть очень внимательным, чтобы сделать все правильно:

  1. Оформление заявки на лизинг.
  2. Лизингодатель внимательно изучает финансовую возможность клиента. Если все в порядке, то приступают к оформлению документов.
  3. Согласование и подтверждение всех пунктов договора.
  4. При необходимости проводится согласование сделки с банком-партнером.
  5. Заключение сделки между клиентом и лизингодателем.
  6. Оформление договора о сроках поставки.
  7. Внесение аванса.
  8. Передача имущества в пользование клиента.
  9. Лизингополучатель страхует полученную собственность.
  10. Лизингополучатель вносит ежемесячные платежи, согласно установленному графику.
  11. Передача имущества с собственность лизингополучателя.

Необходимые документы

Для приобретения собственности через лизинг необходимо подготовить определенный пакет документов.

Ниже приведен список необходимых бумаг для физических лиц:

  • внутренний паспорт;
  • идентификационный код;
  • справка, подтверждающая доход;
  • паспорт и код супрага/супруги;
  • заявка на лизинг;
  • заполненная анкета для физических лиц.

Юридические лица должны подготовить следующий пакет документов:

  • свидетельство о регистрации компании;
  • документы, подтверждающие учетность в ГНИ;
  • устав фирмы;
  • протокол о назначении директора;
  • паспорт и идентификационный код руководителя;
  • заявление на приобретение товара под лизинг;
  • заполненная анкета для юридического лица.

Преимущества и недостатки

На первый взгляд может показаться, что лизинг очень выгодная сделка. Однако важно изначально знать все «подводные камни».

Ниже приведена таблица, помогающая оценить достоинства и недостатки договора:

Достоинства

Недостатки

Приобрести можно любое имущество (транспорт, специальное оборудование или технику, недвижимость) Достаточно высокая процентная ставка
Оборудование или транспорт может быть б/у или новое, на выбор клиента Если не придерживаться графика ежемесячных выплат, то собственность могут изъять в любой момент
Для оформления договора требуется минимальный пакет документов Товар не является собственностью покупателя, поэтому его запрещено сдавать в аренду, покупать или оставлять под залог
Требования к клиенту значительно ниже, чем при получении кредита Транспорт необходимо регулярно предоставлять на осмотр лизинговой фирмы
По завершению условий документа собственность можно приобрести за минимальную цену или вернуть лизингодателю
Если товар не подошел, то его можно в любой момент вернуть

Прежде чем решить приобрести автомобиль в лизинг или нет, важно внимательно изучить все достоинства и недостатки. Рассмотреть документы, проконсультироваться с нотариусом, и только потом приобретать желанный товар.

Видео: Что такое лизинг

bibiguru.ru

Авиационный лизинг - 2017

Наименование блока АЛ

АВИАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ - 2017

I международная конференция

24 ноября 2017 года

Москва, Тверская 26/1, Marriott Moscow Grand

«Авиационный лизинг – 2017» призван стать новой ключевой площадкой в России и странах СНГ для обсуждения на уровне государства и бизнеса вопросов совершенствования нормативного регулирования лизинга авиационной техники, практики заключения лизинговых договоров с российскими и зарубежными компаниями, для обмена опытом, презентаций перспективных идей и лучших практик международных, российских лизинговых компаний и других финансовых институтов.

Для участия 3

СОВЕТ ФЕД Авиатопливо-2015    герб

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР КОНФЕРЕНЦИИ

ГТЛК 1

ПАРТНЕР КОНФЕРЕНЦИИ

Sberbank_Leasing_gor

Аудитория

  • Генеральные директора авиакомпаний
  • Топ-менеджеры авиакомпаний, курирующие вопросы развития парка воздушных судов в авиакомпании
  • Директора по коммерции, стратегическому развитию авиакомпаний
  • Руководители и специалисты авиационных департаментов лизинговых компаний
  • Руководители предприятий авиационной промышленности
  • Руководители по продаже воздушных судов российских и зарубежных предприятий авиационной промышленности
  • Представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти
  • Представители отраслевых ассоциаций

Регистрация

Программа

СТАТЬ СПОНСОРОМ

ДОКЛАД

в программе

Предметом обсуждения I международной конференции «Авиационный лизинг – 2017» станут более 50 актуальных тем, в том числе по новым изменениям в законодательстве и практикам правоприменения в лизинге самолетов, вертолетов и двигателей.

В рамках конференции запланированы:

  • Тематические сессии, круглые столы с участием международных и российских экспертов в области юридического и налогового сопровождения лизинговых сделок российской и зарубежной техники.
  • Презентации лизинговых программ Sukhoi Super Jet и их особенности, особенности лизинга вертолетной техники.
  • Практические семинары и мастер-классы по заключению договоров лизинга с российскими и зарубежными лизингодателями, а также построению финансовых моделей при выборе вариантов лизинга ВС.
  • Выставка-презентация новых услуг и решений для лизинга, новейших предложений от производителей авиационной техники.

Основные темы конференции:

  • Рынок лизинга в России и странах СНГ: тренды, направления и пути развития.
  • Международный рынок лизинга: что изменилось на рынке авиационного лизинга в прошедшем году и новые проекты 2017 года.
  • Основные тренды в авиационной промышленности. Действующие и перспективные проекты производства воздушных судов для гражданской авиации.
  • Эффективные механизмы лизинга авиационной техники. Новации и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования.
  • Современное состояние налоговой политики в области авиационного лизинга
  • Основные юридические аспекты лизинга воздушных судов.
  • Эффективность программ государственной поддержки авиационного лизинга.
  • Условия новых программ лизинга воздушных судов в Российской Федерации.
  • Обзор рынка внутренних авиаперевозок: возможности и риски.
  • Особенности программ лизинга Sukhoi SuperJet 100. Изменения в условиях лизинга.
  • Особенности программ лизинга вертолетов.
  • Меры по субсидированию лизинга вертолетной техники отечественного производства.
  • Основные технико-экономические характеристики вертолетов «Ансат», Ми-8АМТ, Ми-8МТВ.
  • Новые продукты и особенности развития рынка лизинга авиационной техники на международном рынке.
  • Поддержка национальных экспертных агентств при приобретении авиационной техники.
  • Практические примеры проектов лизинга магистральных самолетов.
  • Особенности финансирования лизинговых сделок с магистральными самолетами.
  • Практические примеры лизинга самолетов для региональных и местных воздушных линий, вертолетов.

Регистрация

Программа

СТАТЬ СПОНСОРОМ

ДОКЛАД

Оргкомитет

Сафонова Елена Владимировна

Менеджер по работе с делегатами и партнерами

 

тел.:    +7 (495) 225 99 57 (многоканальный, доб. 5)

факс:  +7 (495) 612 47 92

моб.:   +7 (985) 331 88 77

эл. почта: [email protected] 

Воронова Светлана Алексеевна

Менеджер по работе с делегатами и партнерами

 

тел.:    +7 (495) 225 99 57 (многоканальный, доб. 5)

факс:  +7 (495) 612 47 92

эл. почта: [email protected] 

 

Митина Елизавета Алексеевна

Руководитель проекта

 

тел.:    +7 (495) 225 99 57 (многоканальный, доб. 5)

факс:  +7 (495) 612 47 92

моб.:   +7 (985) 331 22 77

эл. почта: [email protected] 

 

 

Мальков Роман Васильевич

Руководитель проектов

 

тел.:   +7 (495) 225 99 57 (многоканальный, доб. 5)

факс:  +7 (495) 612 47 92

моб.:   +7 (985) 331 55 77

эл. почта: [email protected]

ГИП

ЛОГОТИП ТР 2015

ИП

лого Авиапорт

   aviaru-nework_OUflat

  Лого AEX

Logo_RAEX

ППортал

логотип АЭРо

logo Воздуш транспорт

Airports international.jpg

транспортная стратегия

 Лого Воздушный транспорт

Линейка фото 1

Линейка фото 2

Линейка фото ЦСР ГА 3

Линейка 3

Линейка фото ЦСР ГА 4

Линейка 4

aviacenter.org

Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XVI Всероссийской конференции «Лизинг в России – 2017: новый рубеж

Резюме

Роста нового бизнеса своих компаний в 2018 году ожидают 84% представителей рынка. Участники опроса настроены еще более оптимистично, чем в прошлом году. Так, если на 2017-й46% топ-менеджеров прогнозировали увеличение объема своего бизнеса на 5–15%, то в следующем году, 47% респондентов полагают, рост нового бизнеса их компаний будет свыше 20%. Еще 35% опрошенных прогнозируют рост на 10–20%. Менее оптимистичных взглядов придерживаются 18% голосующих, по мнению которых, можно ожидать незначительного роста или снижения объемов лизингового рынка в 2018 году.

Автолизинг – ключевой драйвер рынка. Итоги опроса показали, что развитие российского рынка лизинга в 2018 году будет по-прежнему обеспечено позитивными тенденциями в сегменте автолизинга. Так, 64% участников опроса связывают свои ожидания именно с лизингом автомобилей. По мнению 24% респондентов, развитие рынка возможно за счет сегмента ж/д техники. Никто из голосующих не считает, что поддержку рынку обеспечит лизинг сельскохозяйственной или авиатехники. При этом и в прошлом году среди членов профессионального сообщества не отмечалось позитивных настроений относительно авиализинга.

Большинство топ-менеджеров считает, что сегменты лизинга автотранспорта и ж/д техники покажут положительную динамику в 2018 году. Не менее 60% принявших участие в опросе руководителей лизинговых компаний полагают, что автолизинг может расти быстрее рынка и доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличится на 1–5 п. п. (44%) или более чем на 5 п. п. (18%). Треть опрошенных видит потенциал и в сегменте лизинга ж/д техники. Годом ранее 40% голосующих прогнозировали снижение доли ж/д сегмента, сейчас такую возможность отметили лишь 12% респондентов.

Более половины участников опроса полагают, что доля авиасегмента на рынке в 2018 году существенно не изменится. В то же время каждый третий респондент считает, что авиасегмент может вырасти. Свой голос за рост на 1–5 п. п. отдали 24% респондентов, а 9% опрошенных настроены чуть более позитивно и ожидают увеличения свыше 5 п. п. Пессимистичные взгляды отмечаются среди 12% аудитории, которые прогнозируют снижение доли сегмента на рынке на 1–5 п. п. в ближайшей перспективе.

Развитие лизинга высокотехнологичного оборудования ограничено низким спросом со стороны потенциальных покупателей. Такой точки зрения придерживается 31% участников опроса. Оказать позитивное влияние на сегмент может развитие механизма субсидирования, как в автолизинге, считают 27% респондентов. По мнению 24% топ-менеджеров, драйвером роста сегмента станет интенсивная выдача поставщиками оборудования гарантий по его обратному выкупу. Простимулировать использование лизинга высокотехнологичного оборудования, полагают 18% участников голосования, могут снижение стоимости фондирования и рост курса национальной валюты.

Методология

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) провело опрос участников лизингового рынка в рамках XVI Ежегодной конференции «Лизинг в России», состоявшейся в Москве 6 декабря 2017 года. В опросе приняли участие представители Банка России и Торгово-промышленный палаты, руководители и финансовые директора крупнейших лизинговых компаний, на которые приходится более 50% рынка. Среди респондентов опроса – руководители следующих компаний: «ГТЛК», «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «МКБ-лизинг», «Альфа Лизинг», «Сименс Финанс», «Балтийский лизинг», «ЮниКредит Лизинг». Опрос был проведен в интерактивном формате. В его рамках респондентам было предложено ответить на 6 вопросов, касающихся основных тенденций и перспектив развития российского рынка лизинга.

Вопрос 1. Какую динамику рынка вы ожидаете в 2018 году?

Изменения объемов лизингового рынка в пределах ±10% в следующем году ожидают всего лишь 18% опрошенных топ-менеджеров. Большинство респондентов прогнозирует рост на 10–20% (35% голосов) или на 20–30% (41% голосов). Стоит отметить, что 6% опрошенных настроены еще более оптимистично и ожидают прироста свыше 30%. Годом ранее среди представителей рынка также наблюдались позитивные взгляды. Так, роста рынка в 2017 году на 5–15% ожидали 46% респондентов, еще 33% считали, что увеличение будет свыше 15%.

Вопрос 2. Как будет развиваться сегмент автолизинга в 2018 году?

Большинство опрошенных (62%) ожидает роста доли автолизинга на рынке в следующем году. При этом 44% респондентов прогнозируют увеличение доли на 5 п. п, а 18% – еще более сильный рост сегмента. Каждый третий полагает, что доля сегмента существенно не изменится и будет расти / падать вместе с рынком. Всего лишь 6% респондентов ожидают снижения доли автолизинга, при этом никто из опрошенных топ-менеджеров не видит предпосылок к падению более чем на 5 п. п. На 2017 год около 46% участников опроса ожидали, что доля сегмента останется неизменной, а 12% прогнозировали ее снижение.

3. Как будет развиваться сегмент авиализинга в 2018 году?

Больше половины респондентов (55%) полагают, что доля сегмента останется неизменной. Четверть опрошенных надеется на консервативный рост сегмента на 1–5 п. п. Чуть более значимый рост, свыше 5 п. п., прогнозируют 9% участников опроса, 12%ожидают сокращения доли лизинга авиатехники на 1–5 п. п. Кроме того, никто из проголосовавших не считает, что авиализинг сможет стать опорой для роста рынка в следующем году (см. вопрос 6).

Вопрос 4. Как будет развиваться сегмент лизинга ж/д техники в 2018 году?

Перспективы развития рынка ж/д техники в 2018 году, по мнению большинства участников голосования, достаточно оптимистичные. Доля ж/д сегмента вырастет на 1–5 п. п. в следующем году, считают 49% топ-менеджеров. Еще 9% опрошенных прогнозируют, что доля лизинга ж/д техники на рынке вырастет более чем на 5 п. п. Треть опрошенных (30%) полагает, что доля сегмента не претерпит существенных изменений. Однако 12% респондентов придерживаются менее оптимистичных взглядов на сегмент и ожидают снижения его доли на 1–5 п. п. В то же время никто не прогнозирует уменьшения более чем на 5 п. п., как и в лизинге автомобилей (см. вопрос 2). В 2017 году роста доли сегмента ожидали лишь 28% участников опроса.

Вопрос 5. Какие факторы способствовали бы развитию лизинга высокотехнологичного оборудования в России?

По мнению 31% респондентов, позитивное влияние на развитие лизинга высокотехнологичного оборудования способен оказать рост спроса со стороны клиентов, который на текущий момент, прежде всего, ориентирован на транспортную технику. Драйвером данного сегмента также могут стать эффективные программы субсидирования (27% голосов опрошенных) или гарантии поставщиков по обратному выкупу оборудования (24%). Снижение стоимости фондирования или высокотехнологичного оборудования также может способствовать развитию этого лизингового сегмента, считают 18% участников голосования.

Вопрос 6. Какой сегмент станет драйвером / точкой опоры рынка в 2018 году?

По мнению 64% опрошенных топ-менеджеров компаний, в 2018 году рост лизингового рынка будет по-прежнему обеспечен позитивной динамикой автолизинга. Среди прочих возможных драйверов рынка участники опроса отмечают лизинг строительной (10%) или ж/д техники (26%). Ни один из участников опроса не отдал свой голос за вариант «Авиализинг» или «С/х техника». В целом распределение голосов соответствует ответам 2017 года, когда 54% респондентов связывали свои ожидания с автосегментом (54%) и лизингом ж/д техники (20%).

raexpert.ru

Место России на международном рынке лизинга

Библиографическое описание:

Зундэ В. В., Дудакова Л. Г., Савченко В. А. Место России на международном рынке лизинга // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/archive/174/45827/ (дата обращения: 10.05.2018).



В статье рассматриваются основные проблемы развития лизинга в России. Исследуются основные проблемы, препятствующие результативному использованию лизинга в функционировании российских предприятий. Так же разработаны направления, позволяющие сконцентрироваться на достижении результативных показателей, для того чтобы занять лидирующие позиции на рынке машиностроительной продукции.

Ключевые слова: лизинг, инвестиции, источники финансирования организаций, проблемы лизинга, лизинговый рынок, перспективы лизинга, машиностроение

The article considers the basic problems of development of leasing in Russia. Examines the main issues hindering effective use of leasing in the functioning of the Russian enterprises. The same developed directions, allowing you to concentrate on achievement of result indicators, in order to take a leading position on the leasing market of engineering products.

Key words: Leasing, investments, sources of financing, leasing, leasing market, leasing prospects, mechanical engineering

Лизинг — эффективный рыночный финансовый инструмент, позволяющий обновить фонды огромному кругу малых и средний предприятий в машиностроительном комплексе. Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту, является изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется за счет нераспределенной прибыли организаций и сдерживается в основном за счет нехватки доступного заемного капитала. Однако в развитии лизинга есть ряд проблем, которые препятствуют результативному использованию лизинга в российских предприятиях. Поэтому некоторыми аналитиками развитие лизинга в России оценивается весьма позитивно.

В 2016 году Россия показала наибольшие темпы сокращения объема лизинговой деятельности среди 15 крупнейших лизинговых рынков Европы. Помимо сокращения российского рынка в рублевом эквиваленте (-20 % за 2015 год) сильное ослабление рубля привело к сжатию объема лизинга почти на 40 % в прошлом году (см. рисунок 1). В результате с 2015 года Россия спустилась с четвертого на 11-е место. По объему лизингового портфеля на 01.01.2017 Россия занимает шестое место среди европейских стран, а годом ранее пятое [1].

В настоящее время препятствия развитию лизинга машиностроительной продукции можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство законодательных норм в области лизинга; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, которые связанны исключительно с «юностью» российского рынка лизинга.

Проблемы и возможные пути решения развития лизинга в России, представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Проблемы лизинга

Пути их решения

1

Проблемы в законодательстве:

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

В части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебных процедур объект лизинга должен находиться у лизингодателя

2

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую практику

3

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей от лизингополучателя

Законодательно закрепить право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

4

Ограниченный доступ лизинговых компаний к инвестиционным ресурсам

Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков.

Необходимо развитие банковской системы, в целях перехода к кредитованию в западных банках, а также снижение ставки рефинансирования

5

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности «Лизинг», либо предмета «Лизинг» в учебном плане

Основной целью управления финансовым лизингом является привлечения предприятием заемного капитала для минимизации потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.

Нельзя оставить без внимания современную ситуацию, происходящую на российском лизинговом рынке машиностроения. Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые наносят серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.

Таким образом, на фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов. Сложившаяся отраслевая и продуктовая структура рынка в среднесрочной перспективе будет меняться. Значительные темпы роста показывает также сегмент малого и среднего бизнеса. На этом фоне автолизинг становится крупнейшим сегментом рынка, за 2016 год показал восстановительный рост [4].

В отраслевой структуре лизингового портфеля за период с 01.07.2015 по 01.07.2016 значительных изменений в структуре портфеля не произошло, стоит отметить лишь падение доли ж/д техники с 19,2 % до 13,3 % и доли авиа техники с 22,6 % до 18,1 % что в основном связано с сокращением договоров в портфелях крупных игроков этого сегмента таких как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг. [4] (см. рис. 1)

Рис.1. Структура лизинговых сделок с 01.07.2015 по 01.07.2016 [5]

Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью.

В 2015 году произошло сокращение объема рынка лизинга, ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. — предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации.

Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. Второе — это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью.

В 2016 году действовало несколько рисков: риск, связанный с процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на наш взгляд, гораздо более важным являются долгосрочные тренды. Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка.

Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. В настоящий момент доступность лизинговых услуг значительно выше, чем три года назад. Это характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. Урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России, что приведёт к положительной тенденции машиностроительной продукции и комплекса в общем.

Литература:
  1. Рубченко М. Дожить до расцвета. Журнал «Эксперт» № 17(2015) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/15/15ex-leazing1_33407/
  2. Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал «Эксперт» № 7(696) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/
  3. Все о лизинге. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/
  4. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2016/part6/
  5. Кувшинова Е. С. Развитие лизинга в промышленности России-Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Москва, 2015.- С. 248. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html

Основные термины (генерируются автоматически): развития лизинга, результативному использованию лизинга, рынка лизинга, развитию лизинга, of leasing, международном рынке лизинга, проблемы развития лизинга, развитию лизинга машиностроительной, российского рынка лизинга, объема рынка лизинга, сжатию объема лизинга, аналитиками развитие лизинга, проблемы лизинга, перспективы лизинга, объект лизинга должен, тенденций рынок лизинга, решения развития лизинга, развитии лизинга, Необходимость развития лизинга, активному развитию лизинга.

moluch.ru


Смотрите также