Кому в России нужен лизинг? Кому нужен лизинг


Зачем нужен лизинг? – Конструктор Успеха

Лизинг – этоЛизинг, как финансовый инструмент, прост и давно известен. Однако в последние годы масштабы его использования в России быстро растут как количественно, так и качественно.

Для начала попытаемся объяснить совсем просто, что такое лизинг, кому и зачем он нужен. Лизинг — это приобретение чего-то в рассрочку. Но есть один нюанс. Обычно мы представляем себе рассрочку так: продавец отдал мне товар, он теперь мой, я им пользуюсь, а вот деньги выплачиваю понемногу. В случае с лизингом есть тонкость, которая может иметь существенное значение. Да, покупатель физически располагает товаром и пользуется им в полном объёме, но юридически товар ему не принадлежит. Как можно формально назвать ситуацию, когда вы чем-то пользуетесь, но не владеете? Правильно, аренда. Поэтому очень часто лизинг определяют как «аренду с последующим выкупом». Бывает лизинг и без последующего выкупа — то есть, по сути, долгосрочная аренда.

Зачем нужен лизинг? Какой смысл городить все эти сложности? Почему не оформить приобретение в рассрочку как покупку через кредит? Вещь передается заказчику, одновременно продавец или третье лицо предоставляет ему кредит, залогом по которому и становится данная вещь. И потом покупатель своими платежами этот кредит погашает.

Однако в бизнесе достаточно часто возникают ситуации, когда владеть чем-то невыгодно. Достаточно вспомнить про налоговые аспекты. Кроме того, представим себе весьма вероятную ситуацию, когда приобретатель решил расторгнуть сделку: бизнес у него не пошел, и какой-нибудь станок, к примеру, стал не нужен. Если приобретение было оформлено через кредит, «откат» требует от всех участников большого количества телодвижений, при этом покупатель вынужден технически побывать в неприятном статусе неплательщика по кредиту. В случае с лизингом всё просто: по сути, расторгается договор аренды, и продавцу-арендодателю просто возвращают его имущество.

Поэтому в бизнес-практике лизинг применяется давно и широко, проникая даже в сферу малого бизнеса, недоверчивую к непривычным и сколь-нибудь сложным юридическим и финансовым схемам. Сегодня, по словам экспертов, основной рынок розничных лизинговых компаний — это легковой, коммерческий и грузовой транспорт, спецтехника, не очень крупные сделки по оборудованию и объектам недвижимости. Объектом лизинга крупных сделок выступает железнодорожный транспорт, самолёты, большие объекты недвижимости, комплексы оборудования. Однако сейчас либо «транспортные» сделки на спаде, либо рынок близок к насыщению, и фокус перемещается на недвижимость и технологические комплексы.

Лизинг – это очень личное

Сейчас лизинг проникает в совсем новые сферы, в частности, на потребительский рынок. Раньше этому мешали особенности российского законодательства и налогообложения: до 2010 года имущество, купленное в лизинг, разрешалось использовать исключительно для предпринимательских целей. А до 2013 года каждый платёж клиента облагался налогом на прибыль. Сейчас обе проблемы сняты.

Казалось бы, зачем использовать лизинг для личных покупок? Налог на дорогие объекты имущества для физических лиц до сих пор копеечный. Однако, к примеру, в случае с автомобилем владелец вынужден платить за страховку и техосмотры. Если вы приобрели машину в лизинг, эти суммы распределяются по ежемесячным платежам. Что весьма удобно, ведь далеко не каждая страховая компания согласится предоставить подобную рассрочку.

Есть и другие причины, по которым «не владеть лучше, чем владеть». Для чиновника или общественного деятеля владение дорогой автомашиной может обернуться большими проблемами. А если вы совершаете дорогую покупку, находясь в браке, она вполне может стать предметом раздела в случае развода. Во всех этих случаях лизинг становится настоящим спасением.

Возможно, у вас нет желания владеть машиной в течение действительно долгого срока. Есть тонкие ценители, для которых даже «трёхлетка» — уже не то. В конце концов, чего бы вы там не планировали, машина может вас банальным образом разочаровать в процессе эксплуатации.

Зачем нужен лизингА теперь почувствуйте разницу: аннулировать кредит и вернуть банку купленную по этому кредиту машину — значит столкнуться с множеством формальностей, а иногда и финансовых потерь. А в случае с лизингом вы просто возвращаете машину арендодателю. И тут же можете взять в лизинг другую машину, если вас влекут к этому бесконечные поиски автосовершенства или попытки разнообразить жизнь.

Разумеется, есть и свои минусы. В итоге покупка, скорее всего, обойдётся дороже, чем при покупке в кредит, поскольку с каждого платежа взимается НДС, хотя бывают и исключения. Кроме того, имея дело с автомобилем или другими технически сложными изделиями, вы, скорее всего, окажетесь привязаны к конкретному сервис-центру. Тут каждому стоит определиться, что важнее. Иногда выбора нет вообще, например, если банки отказали вам в кредите или же вы хотите приобрести в личное пользование какую-то вещь, на которую кредитные программы не распространяются, — скажем, трактор или бурильную установку.

Предметом лизинга может стать любой дорогостоящий объект длительного пользования, в том числе и жильё. Актуальным появление такого типа лизинга на рынке делает то, что сегодня гражданам всё труднее получить ипотечный кредит — требования банков к заёмщикам всё строже. Лизинговые компании менее разборчивы, им нет дела ни до состояния кредитной истории клиента, ни до его способности или готовности документально подтвердить доходы. Правда, обойдётся такая сделка вам существенно дороже, нежели ипотека.

Появилась на рынке и такая услуга, как возвратный лизинг — аналог кредита под залог жилья. В этом случае человек продаёт квартиру лизингодателю, но продолжает в ней жить, а регулярными платежами выкупает её обратно. Тут стоит учитывать, что кредит под залог жилья получить непросто: у банка могут возникнуть различные проблемы при взыскании такого залога. Часто возвратный лизинг — единственный способ получить крупную сумму на развитие бизнеса или выбраться из долговой ямы.

Правда, существующие условия весьма жестки: клиент может получить только 70% от рыночной стоимости объекта, а вернуть их должен за пять лет при ставке 22% годовых.

constructorus.ru

Зачем нужен лизинг | Элитариум

Лизинг применяется во многих формах, но во всех случаях пользователь производит периодические выплаты собственнику. Существует много аргументов в пользу лизинга по сравнению с покупкой. Обратимся сначала к бесспорным доводам в пользу лизинга, а затем к более спорным.

 

Автор: Ричард Брейли (Richard Braley), профессор корпоративных финансов Лондонской школы бизнеса, президент Европейской финансовой ассоциации. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

 

Многим из нас когда-нибудь да доводилось брать напрокат, скажем, автомобиль, велосипед или лодку. Такие услуги населению предоставляются чаще всего на короткий срок — на день или неделю. Но в корпоративных финансах подобный «прокат» обычно оформляется на длительные сроки. Соглашение об аренде длительностью год или более, предусматривающее серии фиксированных выплат, называется лизингом.

Фирмы прибегают к лизингу как к альтернативе покупке оборудования с длительными сроками службы. Арендовано может быть любое имущество, включая электростанции, железнодорожные вагоны, грузовики, самолеты и суда, а также компьютеры.

Часто можно встретить упоминание о лизинговой отрасли. Это относится к арендодателям. Основные группы арендодателей представлены банками и независимыми лизинговыми компаниями, предлагающими разнообразные услуги. Некоторые действуют как арендные брокеры (устраивая арендные сделки), а также и как арендодатели. Другие специализируются на сдаче в аренду легковых автомобилей, грузовиков и стандартного промышленного оборудования. Они добиваются успеха, потому что могут покупать оборудование крупными партиями, успешно обслуживать его и в случае необходимости перепродавать за хорошую цену.

 

Лизинг существует во многих формах, но во всех случаях арендатор (пользователь) обещает производить периодические выплаты арендодателю (собственнику). Лизинговый контракт определяет ежемесячные либо полугодовые выплаты, обычно начиная сразу же после подписания контракта. По времени выплаты могут быть приспособлены к нуждам пользователя. Например, производитель сдает в аренду станок для производства нового сложного изделия. Потребуется год «раскрутки», прежде чем производство выйдет на предусмотренную мощность. В этом случае возможно соглашение о более низких платежах в течение первого года аренды.

Когда лизинговый контракт завершается, арендованное имущество возвращается арендодателю. Однако часто лизинговое соглашение дает пользователю возможность выкупить оборудование или заключить новое лизинговое соглашение.

Некоторые виды лизинга являются краткосрочными и могут быть расторгнуты арендатором в период действия контракта; такой лизинг называется операционным. Другие виды лизинговых соглашений заключаются на большую часть предполагаемой экономической жизни имущества и не могут быть расторгнуты либо предусматривают возмещение убытков арендодателю при расторжении. Такой лизинг называется капитальным, финансовым, или лизингом с полной выплатой.

Лизинг различается также и по видам услуг, предоставляемых арендодателями. В лизинговом соглашении о полном обслуживании, или аренде, арендодатель обещает обслуживать и страховать оборудование и выплачивать все налоги по нему. При чистом лизинге арендатор соглашается обслуживать и страховать активы и выплачивать налоги на имущество. Большинство видов финансового лизинга — это чистый лизинг.

 

Существует много аргументов в пользу лизинга оборудования по сравнению с его покупкой. Давайте обратимся сначала к бесспорным доводам в пользу лизинга, а затем к четырем более спорным.

 

1. Paзумные доводы в пользу лизинга

Краткосрочный лизинг удобен. Предположим, вам необходим автомобиль на неделю. Вы можете, конечно, купить машину и через 7 дней продать ее, но это глупо. Вы потратите время, выбирая машину, договариваясь о покупке и страховке, регистрируя машину. Затем в конце недели вы должны заняться перепродажей и отменить регистрацию и страховку. Итак, если вы нуждаетесь в машине только на короткое время, разумнее взять ее напрокат. Это избавляет вас от проблем, связанных с регистрацией собственности и позволяет точно рассчитать совокупные затраты. Точно так же и компании выгодно арендовать оборудование, необходимое только на короткое время.

Иногда стоимость краткосрочного лизинга может показаться недоступно высокой или вы считаете неразумным арендовать, не считаясь с затратами. Так обычно происходит с имуществом, легко повреждающимся при неосторожном обращении. Владелец знает, что временные пользователи вряд ли будут заботиться о нем, как о своем собственном. Когда опасность повреждения становится слишком высокой, рынок краткосрочной аренды не выживает. Так, довольно легко купить автомобиль Maserati Bora, если у вас «тугой карман», но почти невозможно взять его напрокат.

Возможность расторжения лизингового контракта. Краткосрочный лизинговый контракт с возможностью его расторжения часто заключают при аренде компьютеров. Достаточно сложно определить, насколько быстро такое оборудование устаревает, так как компьютерная технология развивается стремительно и непредсказуемо. Лизинг с опционом на отказ перекладывает риск преждевременного морального старения компьютеров с пользователя на арендодателя, который, как правило, является производителем этого оборудования либо специалистом в области лизинга компьютерной техники и, следовательно, более осведомлен о риске морального старения, более подготовлен к нему, чем пользователь. Пользователю имеет смысл заплатить арендодателю за опцион на отказ. Оплата этого опциона принимает форму более высоких лизинговых платежей. Некоторые виды лизинга, выглядящие дорогостоящими, на самом деле, с учетом возможности отказа от аренды, имеют справедливую цену.

Предоставление обслуживания. По лизинговому договору о полном обслуживании пользователь получает все необходимые услуги. Многие арендодатели имеют хорошую базу для оказания услуг. Однако не забывайте, что все эти достоинства отразятся в более высокой арендной плате.

Стандартизация лизинговых контрактов снижает административные и операционные издержки. Предположим, вы руководите лизинговой компанией, специализирующейся на финансовом лизинге грузовиков. Вы эффективно предоставляете кредиты большому количеству фирм (арендаторов), которые могут существенно различаться между собой. Но так как активы, которые являются основой этих операций, идентичны — во всех случаях это один и тот же продаваемый товар (грузовик), вы можете без риска «одолжить» деньги (сдать в аренду грузовик), без проведения детального анализа деятельности каждой фирмы, заключив простой, стандартный лизинговый контракт.

Такая стандартизация позволяет «кредитовать» в небольших размерах без крупных исследовательских, административных и юридических издержек. Таким образом, лизинг часто является относительно дешевым источником денежных средств для небольшой компании. Он обеспечивает долговременное финансирование на гибкой, поэтапной основе, с издержками более низкими, чем при частном или публичном выпуске облигаций или акций.

 

2. Некоторые спорные аргументы в пользу лизинга

Лизинг ограничивает контроль за капиталовложениями. Во многих компаниях лизинговые предложения изучаются с таким же вниманием, как и предложения по капиталовложениям, но в некоторых случаях финансовый менеджер компании может избежать сложных процедур утверждения решений, необходимых при покупке активов.

Лизинг сохраняет капитал. Лизинговые компании предоставляют «100%-ное финансирование» — авансируют полную стоимость арендованного имущества. Следовательно, аренда сохраняет капитал, позволяя фирме оставить денежные средства для других нужд.

Лизинг влияет на бухгалтерскую прибыль. Баланс фирмы и отчет о прибыли могут выглядеть лучше с лизингом, поскольку он либо увеличивает бухгалтерскую прибыль, либо уменьшает балансовую стоимость имущества, либо и то и другое вместе.

Лизинг, квалифицируемый как внебалансовый источник финансирования, влияет на бухгалтерскую прибыль только одним путем: арендные выплаты — это расходы. Если фирма не арендует, а покупает активы, финансируя эти операции за счет займа, выплата процентов и амортизация вычитаются из прибыли. Лизинг обычно оформляется так, что платежи в первые годы меньше, чем сумма амортизации и процентных платежей в случае покупки и займа.

Следовательно, лизинг увеличивает бухгалтерскую прибыль в первые годы жизни актива. Бухгалтерский коэффициент рентабельности активов может возрасти даже в большей степени, так как бухгалтерская стоимость активов (знаменатель в данном коэффициенте) занижена, если арендованное имущество не отражается в балансе фирмы.

Итак, лизинг дает особые преимущества некоторым фирмам в некоторых ситуациях. Однако использовать эти преимущества можно только научившись оценивать лизинговые контракты.

www.elitarium.ru

Кому в России нужен лизинг? Лизинг автомобилей, недвижимости и другого имущества

Выделить целевую аудиторию потребителей лизинговых услуг достаточно легко: для этого просто нужно вспомнить четкое определение понятия, приводимого в любом хорошем словаре экономических терминов. Само слово «лизинг» имеет английские корни и происходит от глагола to lease, что означает «брать в аренду». Вообще, граница в разделении лизинга и аренды очень тонкая, так что неспециалисты часто смешивают эти понятия. На самом деле разница существует, если быть точнее, лизинг можно назвать частным случаем аренды.

Эот финансовый инструмент является видом услуг, связанным с приобретением основных фондов в собственность. Можно сказать, что это форма долгосрочной аренды (оборудования, транспортных средств, производственных сооружений и т.д.), предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Следовательно, любое юридическое лицо, испытывающее потребность в приобретении основных средств, потенциально может прибегнуть к лизингу, используя его дополнительные плюсы, например снижение налоговой нагрузки, для собственной выгоды. Возвращаясь к реалиям нашей страны, логично предположить, что чаще всего предприятия в России заключают лизинговые договоры на транспортные средства. Действительно, как рассказал Михаил Персидский, менеджер по развитию бизнеса ОАО «НОМОС-Лизинг», если судить по официальным рейтингам, то есть по объему финансирования сделок, безусловно, лидирует лизинг железнодорожного и авиатранспорта. Однако это не совсем точные данные. Больше всего пользуется спросом все-таки лизинг автотранспорта и спецтехники.

Теоретически, самые востребованные цели – это приобретение имущества в лизинг для извлечения прибыли от использования этого имущества, а также в целях экономии, за счет ускоренной амортизации предмета лизинга, отнесения платежей на себестоимость. В российской практике получается, правда, не совсем так. «В первую очередь я бы отметил значимую простоту приобретения имущества в лизинг по сравнению, скажем, с кредитом, – говорит Михаил Персидский. – Особенно в случае повторных сделок: дополнительных документов не требуется. Во-вторых, я бы отметил так называемый эффект рассрочки: не все предприятия могут позволить себе приобрести имущество, отвлекая живые оборотные средства». Таким образом, отечественный бизнес, прибегая к лизинговым услугам, активно преследует как прямые, так и косвенные выгоды подобного сотрудничества.

Стандартная классификация подразделяет лизинг на финансовый и оперативный (или операционный). Основанием для такого разделения служит срок полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора. В случае финансового лизинга срок договора совпадает со сроком полезной эксплуатации объекта лизинга. По окончании договора остаточная стоимость объекта в стандартном случае является минимальной, поэтому он может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. Другими словами, этот вид сотрудничества можно смело назвать одним из видов привлечения целевого финансирования. В оперативном лизинге срок договора существенно меньше, чем период полезной эксплуатации объекта лизинга. В самом распространенном случае по окончании договора по оперативному лизингу активы возвращаются лизингодателю и могут быть переданы в работу повторно.

Это понятие ближе всего подходит к знакомому всем механизму аренды. В отечественной деловой практике оба варианта лизинга присутствуют, но имеют различное влияние. «Безусловно, финансовый лизинг более распространен в России и более востребован, – отмечает Александр Щекочихин, руководитель проекта All-Leasing.Ru. – Также стоит отметить, что и оперативный лизинг имеет успех у лизингополучателей. Чаще всего компании прибегают к услуге финансовой аренды для того, чтобы обновить собственные средства компании, обновить автопарк, закупить новое оборудование для расширения производств». Несмотря на повсеместно отмечаемую экспертами распространенность на отечественном рынке именно финансового вида лизинга как ведущей формы услуг, перспективы оперативного можно назвать интересными: эта форма сотрудничества, по мнению аналитиков, будет расширять свою экономическую нишу в обозримом будущем.

Как утверждает Денис Трынин, оперативный лизинг прежде всего будет развиваться в сегменте легкового транспорта и коммерческих автомобилей. Целевым сегментом для лизинговых игроков на данном уровне являются крупные западные компании. Получая транспорт в оперативный лизинг, они оптимизируют свои затраты на поддержание автопарка, а также всегда имеют новые машины в работе. К сожалению, в условиях российской действительности четко планировать и правильно оценивать экономику сделок могут далеко не все организации, а лишь те, кто твердо стоит на своих ногах и уверенно смотрит в будущее. Оперативный лизинг, как более тонкий инструмент, скорее всего, останется уделом лишь для избранных, но будет постоянно востребованным видом услуг.

Подводя итог, можно сказать, что лизинг, как частный случай арендных отношений, продолжит пользоваться высоким спросом на российском рынке. И чем плодотворнее будет развиваться экономическая деятельность в нашей стране, тем большая потребность в лизинге будет ощущаться со стороны организаций. «На мой взгляд, на рынке лизинга назревает такой момент, когда клиенту необходимо предоставлять полный комплекс услуг, – уверен Михаил Персидский. – Такая программа использует все преимущества лизинга: позволяет клиенту выставлять свои требования и пожелания, а компаниям – осуществлять подбор имущества, выгодного поставщика и вести договор лизинга. Таким образом, клиент получает схему «лизинг – все включено» при минимальных временных затратах и отграничиваясь от забот, связанных с подбором и ведением имущества».

pn-leasing.ru

Зачем нужен лизинг

Лизинг применяется во многих формах, но во всех случаях пользователь производит периодические выплаты собственнику. Существует много аргументов в пользу лизинга по сравнению с покупкой. Обратимся сначала к бесспорным доводам в пользу лизинга, а затем к более спорным.

Ричард Брейли (Richard Braley), профессор в области корпоративных финансов, Лондонская школа бизнеса, президент Европейской финансовой ассоциации.

Многим из нас когда-нибудь да доводилось брать напрокат, скажем, автомобиль, велосипед или лодку. Такие услуги населению предоставляются чаще всего на короткий срок — на день или неделю. Но в корпоративных финансах подобный "прокат" обычно оформляется на длительные сроки. Соглашение об аренде длительностью год или более, предусматривающее серии фиксированных выплат, называется лизингом.

Фирмы прибегают к лизингу как к альтернативе покупке оборудования с длительными сроками службы. Арендовано может быть любое имущество, включая электростанции, железнодорожные вагоны, грузовики, самолеты и суда, а также компьютеры.

Часто можно встретить упоминание о лизинговой отрасли. Это относится к арендодателям. Основные группы арендодателей представлены банками и независимыми лизинговыми компаниями, предлагающими разнообразные услуги. Некоторые действуют как арендные брокеры (устраивая арендные сделки), а также и как арендодатели. Другие специализируются на сдаче в аренду легковых автомобилей, грузовиков и стандартного промышленного оборудования. Они добиваются успеха, потому что могут покупать оборудование крупными партиями, успешно обслуживать его и в случае необходимости перепродавать за хорошую цену.

Что такое лизинг?

Лизинг существует во многих формах, но во всех случаях арендатор (пользователь) обещает производить периодические выплаты арендодателю (собственнику). Лизинговый контракт определяет ежемесячные либо полугодовые выплаты, обычно начиная сразу же после подписания контракта. По времени выплаты могут быть приспособлены к нуждам пользователя. Например, производитель сдает в аренду станок для производства нового сложного изделия. Потребуется год "раскрутки", прежде чем производство выйдет на предусмотренную мощность. В этом случае возможно соглашение о более низких платежах в течение первого года аренды.

Когда лизинговый контракт завершается, арендованное имущество возвращается арендодателю. Однако часто лизинговое соглашение дает пользователю возможность выкупить оборудование или заключить новое лизинговое соглашение.

Некоторые виды лизинга являются краткосрочными и могут быть расторгнуты арендатором в период действия контракта; такой лизинг называется операционным. Другие виды лизинговых соглашений заключаются на большую часть предполагаемой экономической жизни имущества и не могут быть расторгнуты либо предусматривают возмещение убытков арендодателю при расторжении. Такой лизинг называется капитальным, финансовым, или лизингом с полной выплатой.

Лизинг различается также и по видам услуг, предоставляемых арендодателями. В лизинговом соглашении о полном обслуживании, или аренде, арендодатель обещает обслуживать и страховать оборудование и выплачивать все налоги по нему. При чистом лизинге арендатор соглашается обслуживать и страховать активы и выплачивать налоги на имущество. Большинство видов финансового лизинга — это чистый лизинг.

Зачем нужен лизинг

Существует много аргументов в пользу лизинга оборудования по сравнению с его покупкой. Давайте обратимся сначала к бесспорным доводам в пользу лизинга, а затем к четырем более спорным.

1. Разумные доводы в пользу лизинга

Краткосрочный лизинг удобен. Предположим, вам необходим автомобиль на неделю. Вы можете, конечно, купить машину и через 7 дней продать ее, но это глупо. Вы потратите время, выбирая машину, договариваясь о покупке и страховке, регистрируя машину. Затем в конце недели вы должны заняться перепродажей и отменить регистрацию и страховку. Итак, если вы нуждаетесь в машине только на короткое время, разумнее взять ее напрокат. Это избавляет вас от проблем, связанных с регистрацией собственности и позволяет точно рассчитать совокупные затраты. Точно так же и компании выгодно арендовать оборудование, необходимое только на короткое время.

Иногда стоимость краткосрочного лизинга может показаться недоступно высокой или вы считаете неразумным арендовать, не считаясь с затратами. Так обычно происходит с имуществом, легко повреждающимся при неосторожном обращении. Владелец знает, что временные пользователи вряд ли будут заботиться о нем, как о своем собственном. Когда опасность повреждения становится слишком высокой, рынок краткосрочной аренды не выживает. Так, довольно легко купить автомобиль Maserati Bora, если у вас "тугой карман", но почти невозможно взять его напрокат.

Возможность расторжения лизингового контракта. Краткосрочный лизинговый контракт с возможностью его расторжения часто заключают при аренде компьютеров. Достаточно сложно определить, насколько быстро такое оборудование устаревает, так как компьютерная технология развивается стремительно и непредсказуемо. Лизинг с опционом на отказ перекладывает риск преждевременного морального старения компьютеров с пользователя на арендодателя, который, как правило, является производителем этого оборудования либо специалистом в области лизинга компьютерной техники и, следовательно, более осведомлен о риске морального старения, более подготовлен к нему, чем пользователь. Пользователю имеет смысл заплатить арендодателю за опцион на отказ. Оплата этого опциона принимает форму более высоких лизинговых платежей. Некоторые виды лизинга, выглядящие дорогостоящими, на самом деле, с учетом возможности отказа от аренды, имеют справедливую цену.

Предоставление обслуживания. По лизинговому договору о полном обслуживании пользователь получает все необходимые услуги. Многие арендодатели имеют хорошую базу для оказания услуг. Однако не забывайте, что все эти достоинства отразятся в более высокой арендной плате.

Стандартизация лизинговых контрактов снижает административные и операционные издержки. Предположим, вы руководите лизинговой компанией, специализирующейся на финансовом лизинге грузовиков. Вы эффективно предоставляете кредиты большому количеству фирм (арендаторов), которые могут существенно различаться между собой. Но так как активы, которые являются основой этих операций, идентичны — во всех случаях это один и тот же продаваемый товар (грузовик), вы можете без риска "одолжить" деньги (сдать в аренду грузовик), без проведения детального анализа деятельности каждой фирмы, заключив простой, стандартный лизинговый контракт. Такая стандартизация позволяет "кредитовать" в небольших размерах без крупных исследовательских, административных и юридических издержек. Таким образом, лизинг часто является относительно дешевым источником денежных средств для небольшой компании. Он обеспечивает долговременное финансирование на гибкой, поэтапной основе, с издержками более низкими, чем при частном или публичном выпуске облигаций или акций.

Использование налогового щита. Арендодатель владеет арендованным имуществом и вычитает его амортизацию из облагаемой налогом прибыли. Если арендодатель способен лучше использовать налоговый щит по амортизации, чем пользователь имущества, то для лизинговой компании может быть выгодно, оставаясь собственником оборудования, передать арендатору некоторые налоговые льготы в форме низких арендных платежей.

2. Некоторые спорные аргументы в пользу лизинга

Лизинг ограничивает контроль за капиталовложениями. Во многих компаниях лизинговые предложения изучаются с таким же вниманием, как и предложения по капиталовложениям, но в некоторых случаях финансовый менеджер компании может избежать сложных процедур утверждения решений, необходимых при покупке активов.

Лизинг сохраняет капитал. Лизинговые компании предоставляют "100%-ное финансирование" — авансируют полную стоимость арендованного имущества. Следовательно, аренда сохраняет капитал, позволяя фирме оставить денежные средства для других нужд.

Лизинг влияет на бухгалтерскую прибыль. Баланс фирмы и отчет о прибыли могут выглядеть лучше с лизингом, поскольку он либо увеличивает бухгалтерскую прибыль, либо уменьшает балансовую стоимость имущества, либо и то и другое вместе.

Лизинг, квалифицируемый как внебалансовый источник финансирования, влияет на бухгалтерскую прибыль только одним путем: арендные выплаты — это расходы. Если фирма не арендует, а покупает активы, финансируя эти операции за счет займа, выплата процентов и амортизация вычитаются из прибыли. Лизинг обычно оформляется так, что платежи в первые годы меньше, чем сумма амортизации и процентных платежей в случае покупки и займа. Следовательно, лизинг увеличивает бухгалтерскую прибыль в первые годы жизни актива. Бухгалтерский коэффициент рентабельности активов может возрасти даже в большей степени, так как бухгалтерская стоимость активов (знаменатель в данном коэффициенте) занижена, если арендованное имущество не отражается в балансе фирмы.

Итак, лизинг дает особые преимущества некоторым фирмам в некоторых ситуациях. Однако использовать эти преимущества можно только научившись оценивать лизинговые контракты.

mirznanii.com

Зачем нужен лизинг? - Делай деньги

Лизинг, как финансовый инструмент, прост и давно известен. Однако в последние годы масштабы его использования в России быстро растут как количественно, так и качественно.

Для начала попытаемся объяснить совсем просто, что такое лизинг, кому и зачем он нужен. Лизинг — это приобретение чего-то в рассрочку. Но есть один нюанс. Обычно мы представляем себе рассрочку так: продавец отдал мне товар, он теперь мой, я им пользуюсь, а вот деньги выплачиваю понемногу. В случае с лизингом есть тонкость, которая может иметь существенное значение. Да, покупатель физически располагает товаром и пользуется им в полном объёме, но юридически товар ему не принадлежит. Как можно формально назвать ситуацию, когда вы чем-то пользуетесь, но не владеете? Правильно, аренда. Поэтому очень часто лизинг определяют как «аренду с последующим выкупом». Бывает лизинг и без последующего выкупа — то есть, по сути, долгосрочная аренда.

Зачем нужен лизинг? Какой смысл городить все эти сложности? Почему не оформить приобретение в рассрочку как покупку через кредит? Вещь передается заказчику, одновременно продавец или третье лицо предоставляет ему кредит, залогом по которому и становится данная вещь. И потом покупатель своими платежами этот кредит погашает.

Однако в бизнесе достаточно часто возникают ситуации, когда владеть чем-то невыгодно. Достаточно вспомнить про налоговые аспекты. Кроме того, представим себе весьма вероятную ситуацию, когда приобретатель решил расторгнуть сделку: бизнес у него не пошел, и какой-нибудь станок, к примеру, стал не нужен. Если приобретение было оформлено через кредит, «откат» требует от всех участников большого количества телодвижений, при этом покупатель вынужден технически побывать в неприятном статусе неплательщика по кредиту. В случае с лизингом всё просто: по сути, расторгается договор аренды, и продавцу-арендодателю просто возвращают его имущество.

Поэтому в бизнес-практике лизинг применяется давно и широко, проникая даже в сферу малого бизнеса, недоверчивую к непривычным и сколь-нибудь сложным юридическим и финансовым схемам. Сегодня, по словам экспертов, основной рынок розничных лизинговых компаний — это легковой, коммерческий и грузовой транспорт, спецтехника, не очень крупные сделки по оборудованию и объектам недвижимости. Объектом лизинга крупных сделок выступает железнодорожный транспорт, самолёты, большие объекты недвижимости, комплексы оборудования. Однако сейчас либо «транспортные» сделки на спаде, либо рынок близок к насыщению, и фокус перемещается на недвижимость и технологические комплексы.

Лизинг – это очень личное

Сейчас лизинг проникает в совсем новые сферы, в частности, на потребительский рынок. Раньше этому мешали особенности российского законодательства и налогообложения: до 2010 года имущество, купленное в лизинг, разрешалось использовать исключительно для предпринимательских целей. А до 2013 года каждый платёж клиента облагался налогом на прибыль. Сейчас обе проблемы сняты.

Казалось бы, зачем использовать лизинг для личных покупок? Налог на дорогие объекты имущества для физических лиц до сих пор копеечный. Однако, к примеру, в случае с автомобилем владелец вынужден платить за страховку и техосмотры. Если вы приобрели машину в лизинг, эти суммы распределяются по ежемесячным платежам. Что весьма удобно, ведь далеко не каждая страховая компания согласится предоставить подобную рассрочку.

Есть и другие причины, по которым «не владеть лучше, чем владеть». Для чиновника или общественного деятеля владение дорогой автомашиной может обернуться большими проблемами. А если вы совершаете дорогую покупку, находясь в браке, она вполне может стать предметом раздела в случае развода. Во всех этих случаях лизинг становится настоящим спасением.

Возможно, у вас нет желания владеть машиной в течение действительно долгого срока. Есть тонкие ценители, для которых даже «трёхлетка» — уже не то. В конце концов, чего бы вы там не планировали, машина может вас банальным образом разочаровать в процессе эксплуатации.

А теперь почувствуйте разницу: аннулировать кредит и вернуть банку купленную по этому кредиту машину — значит столкнуться с множеством формальностей, а иногда и финансовых потерь. А в случае с лизингом вы просто возвращаете машину арендодателю. И тут же можете взять в лизинг другую машину, если вас влекут к этому бесконечные поиски автосовершенства или попытки разнообразить жизнь.

Разумеется, есть и свои минусы. В итоге покупка, скорее всего, обойдётся дороже, чем при покупке в кредит, поскольку с каждого платежа взимается НДС, хотя бывают и исключения. Кроме того, имея дело с автомобилем или другими технически сложными изделиями, вы, скорее всего, окажетесь привязаны к конкретному сервис-центру. Тут каждому стоит определиться, что важнее. Иногда выбора нет вообще, например, если банки отказали вам в кредите или же вы хотите приобрести в личное пользование какую-то вещь, на которую кредитные программы не распространяются, — скажем, трактор или бурильную установку.

Предметом лизинга может стать любой дорогостоящий объект длительного пользования, в том числе и жильё. Актуальным появление такого типа лизинга на рынке делает то, что сегодня гражданам всё труднее получить ипотечный кредит — требования банков к заёмщикам всё строже. Лизинговые компании менее разборчивы, им нет дела ни до состояния кредитной истории клиента, ни до его способности или готовности документально подтвердить доходы. Правда, обойдётся такая сделка вам существенно дороже, нежели ипотека.

Появилась на рынке и такая услуга, как возвратный лизинг — аналог кредита под залог жилья. В этом случае человек продаёт квартиру лизингодателю, но продолжает в ней жить, а регулярными платежами выкупает её обратно. Тут стоит учитывать, что кредит под залог жилья получить непросто: у банка могут возникнуть различные проблемы при взыскании такого залога. Часто возвратный лизинг — единственный способ получить крупную сумму на развитие бизнеса или выбраться из долговой ямы.

Правда, существующие условия весьма жестки: клиент может получить только 70% от рыночной стоимости объекта, а вернуть их должен за пять лет при ставке 22% годовых.

dengidengidengi.com

Кому в России нужен лизинг?

РБК Личные финансы : Выделить целевую аудиторию потребителей лизинговых услуг достаточно легко: для этого просто нужно вспомнить четкое определение понятия, приводимого в любом хорошем словаре экономических терминов. Само слово «лизинг» имеет английские корни и происходит от глагола to lease, что означает «брать в аренду». Вообще, граница в разделении лизинга и аренды очень тонкая, так что неспециалисты часто смешивают эти понятия. На самом деле разница существует, если быть точнее, лизинг можно назвать частным случаем аренды.

Эот финансовый инструмент является видом услуг, связанным с приобретением основных фондов в собственность. Можно сказать, что это форма долгосрочной аренды (оборудования, транспортных средств, производственных сооружений и т. д.), предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Следовательно, любое юридическое лицо, испытывающее потребность в приобретении основных средств, потенциально может прибегнуть к лизингу, используя его дополнительные плюсы, например снижение налоговой нагрузки, для собственной выгоды. Возвращаясь к реалиям нашей страны, логично предположить, что чаще всего предприятия в России заключают лизинговые договоры на транспортные средства. Действительно, как рассказал Михаил Персидский, менеджер по развитию бизнеса ОАО «НОМОС-Лизинг», если судить по официальным рейтингам, то есть по объему финансирования сделок, безусловно, лидирует лизинг железнодорожного и авиатранспорта. Однако это не совсем точные данные. Больше всего пользуется спросом все-таки лизинг автотранспорта и спецтехники.

Теоретически, самые востребованные цели — это приобретение имущества в лизинг для извлечения прибыли от использования этого имущества, а также в целях экономии, за счет ускоренной амортизации предмета лизинга, отнесения платежей на себестоимость. В российской практике получается, правда, не совсем так. «В первую очередь я бы отметил значимую простоту приобретения имущества в лизинг по сравнению, скажем, с кредитом, — говорит Михаил Персидский. — Особенно в случае повторных сделок: дополнительных документов не требуется. Во-вторых, я бы отметил так называемый эффект рассрочки: не все предприятия могут позволить себе приобрести имущество, отвлекая живые оборотные средства». Таким образом, отечественный бизнес, прибегая к лизинговым услугам, активно преследует как прямые, так и косвенные выгоды подобного сотрудничества.

Стандартная классификация подразделяет лизинг на финансовый и оперативный (или операционный). Основанием для такого разделения служит срок полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора. В случае финансового лизинга срок договора совпадает со сроком полезной эксплуатации объекта лизинга. По окончании договора остаточная стоимость объекта в стандартном случае является минимальной, поэтому он может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. Другими словами, этот вид сотрудничества можно смело назвать одним из видов привлечения целевого финансирования. В оперативном лизинге срок договора существенно меньше, чем период полезной эксплуатации объекта лизинга. В самом распространенном случае по окончании договора по оперативному лизингу активы возвращаются лизингодателю и могут быть переданы в работу повторно.

Это понятие ближе всего подходит к знакомому всем механизму аренды. В отечественной деловой практике оба варианта лизинга присутствуют, но имеют различное влияние. «Безусловно, финансовый лизинг более распространен в России и более востребован, — отмечает Александр Щекочихин, руководитель проекта All-Leasing.Ru. — Также стоит отметить, что и оперативный лизинг имеет успех у лизингополучателей. Чаще всего компании прибегают к услуге финансовой аренды для того, чтобы обновить собственные средства компании, обновить автопарк, закупить новое оборудование для расширения производств». Несмотря на повсеместно отмечаемую экспертами распространенность на отечественном рынке именно финансового вида лизинга как ведущей формы услуг, перспективы оперативного можно назвать интересными: эта форма сотрудничества, по мнению аналитиков, будет расширять свою экономическую нишу в обозримом будущем.

Как утверждает Денис Трынин, оперативный лизинг прежде всего будет развиваться в сегменте легкового транспорта и коммерческих автомобилей. Целевым сегментом для лизинговых игроков на данном уровне являются крупные западные компании. Получая транспорт в оперативный лизинг, они оптимизируют свои затраты на поддержание автопарка, а также всегда имеют новые машины в работе. К сожалению, в условиях российской действительности четко планировать и правильно оценивать экономику сделок могут далеко не все организации, а лишь те, кто твердо стоит на своих ногах и уверенно смотрит в будущее. Оперативный лизинг, как более тонкий инструмент, скорее всего, останется уделом лишь для избранных, но будет постоянно востребованным видом услуг.

Подводя итог, можно сказать, что лизинг, как частный случай арендных отношений, продолжит пользоваться высоким спросом на российском рынке. И чем плодотворнее будет развиваться экономическая деятельность в нашей стране, тем большая потребность в лизинге будет ощущаться со стороны организаций. «На мой взгляд, на рынке лизинга назревает такой момент, когда клиенту необходимо предоставлять полный комплекс услуг, — уверен Михаил Персидский. — Такая программа использует все преимущества лизинга: позволяет клиенту выставлять свои требования и пожелания, а компаниям — осуществлять подбор имущества, выгодного поставщика и вести договор лизинга. Таким образом, клиент получает схему «лизинг — все включено» при минимальных временных затратах и отграничиваясь от забот, связанных с подбором и ведением имущества».

www.myoffshoreaccounts.ru


Смотрите также