Все о лизинге. История возникновения лизинга кратко


История возникновения и развития лизинга

В основном, принято считать что все связанное с лизинговой деятельностью, относится к новому периоду хозяйственных взаимоотношений. Однако, это не совсем так. Лизинг имеет длинную и успешную историю. Самые ранние документы датируются 2000-м годом до н. э. Так в книге «Школа европейского лизинга» П. Балтус и Б. Мейджер пишут о глиняных табличках древнего государства Шумер, обнаруженных в Шумерском городе УР, которые содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички рассказывают о священниках - арендодателях, которые заключали сделки с местными фермерами.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли, домашнего скота. В притче из «Евангелия от Матвея» в «Новом Завете» повествуется о владельце земли, который сдает в аренду свой виноградник и винный пресс.

Древние финикийцы, которые прославились отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своему содержанию очень схожа с классической формой лизинга оборудования. Долговременные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большой части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

В этих древних соглашениях об аренде кораблей отражены практически те же проблемы, которые существуют и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.

Император Юстиниан I ( 483-565 ), осуществивший знаменитую кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.

Существовали соглашения, сходные с лизинговыми операциями также и в Венеции в ХI веке: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов якоря, которые по тем временам были очень дорогие. Якоря возвращали владельцам по окончании плавания, и те вновь сдавали их в аренду.

Уже в середине ХIХ века в эпоху развития железных дорог в США и Великобритании нашли применение лизинг железнодорожных вагонов, а в 1877 году телефонная компания «Bell» приняла решение не продавать свои телефоны, а устанавливать их на условиях аренды. Именно в этом году, как утверждает австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе» появилось первое употребление термина «лизинг».

Первый пример автомобильного лизинга относится к 1918 году. Затем в 30-е годы Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако законным отцом автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Френк - торговый агент из Чикаго., который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Наша страна познакомилась с понятием «лизинг» во время Второй Мировой Войны, когда в 1941-1945 года осуществлялась поставка американской техники.

Но настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда и т.д.

Основателем современной лизинговой индустрии считается Генри Шофельд, основавший в 1952 году в Сан-Франциско компанию, в которой лизинг стал предметом основной деятельности.

Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и появилось такое важное для лизинга понятие, как «международный лизинг».

Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной системой в США, которое позволило банкам утверждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменитым для лизинга авиационной техники.

Как уже говорилось выше, лизинговый бизнес быстро пересек границы США, и во многих странах начали появляться первые лизинговые компании.

Во Франции первая такая компания появилась в 1957 году. Она называлась SEPAFITES и занималась лизингом промышленного оборудования. Первое соглашение компания подписала 22 февраля 1961 года. Закон о лизинге был принят во Франции в 1966 году.

В Англии первая компания была учреждена в 1960 году в качестве совместного предприятия. Однако существенное развитие в Англии лизинг получил только после 1970 года, т.е. после введения налоговых льгот. Так в течение первого года арендные платежи не облагались налогами, что очень выгодно для лизингополучателей.

В Италии первая лизинговая компания появилась в 1963 году, в Германии в 1962 году.

В начале 60-х годов лизинговый бизнес получил развитие и на Азиатском континенте. В Японии одной из крупнейших и наиболее знаменитых является созданная в 1969 году лизинговая компания «Century leasing system».

По мнению многих специалистов в России лизинг до начала 90-х применялся в довольно небольших масштабах, и лишь в международной торговле. В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался внешнеторговыми советскими организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как дорогостоящие универсальные станки, самолеты, морские суда, автомобили, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно формировался в соглашениях, которые заключались между советскими и иностранными партнерами, как аренда на определенный срок.

Разновидность лизинговой операции, которая применялась Минморфлотом СССР, являлся «бебоат - чартер» - наем морского судна без экипажа, смысл этой операции состоял в следующем: заключался контракт В/О «Совфракт» Минморфлот СССР с посреднической фирмой, которая предоставляля Минморфлоту интересующее его судно в аренду, а затем судно прибывало в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, и на это судно направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской страны для эксплуатации. В качестве обязательного условия по окончанию или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению предусматривалось приобретение корабля арендаторами.

На условиях «бебоат - чартер» Минфлот СССР приобрел значительные пассажирские суда и танкеры, сухогрузы, находившиеся ранее в эксплуатации в течение 6-12 лет.

Применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто», которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная советско-французско-немецкая компания «Евролизинг». Ее учредителями были Внешэкономбанк СССР с советской стороны, также Совморфлот Росснаб СССР, а с французской - банк, один из крупнейших в Европе «Банк Насиональ де Пари», с немецкой же - компания «МитфинанцГмб Х».

Но вместе с тем лизинг применялся в международных операциях крайне незначительно. Это было связано с тем, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. Но в конце 80-х, начиная с апреля 1989 года предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и у многих из них появился собственный источник поступления валюты.

Начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке можно отнести к середине 1989 года, когда предприятия переводились на арендные формы хозяйствования.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - «Рослизинг».

Национальные лизинговые ассоциации созданы в большинстве стран, в которых лизинг нашел применение. Эти ассоциации были созданы лизинговыми компаниями в целях защиты своих интересов и развития лизингового бизнеса. Кроме этого созданы и международные лизинговые ассоциации.

Исторический опыт развития лизинга во многих странах утверждает его важную роль в обновлении производства, расширения сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности.

all-about-leasing.blogspot.com

История возникновения лизинга

В шумерском городе Ур историками были найдены первые договоры аренды. Они были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. Исходя из исторических документов, храмовые священники - арендодатели, заключали договоры с местными фермерами. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, относили аренду к привлекательному, доступному, а порой и единственно возможному способу приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Например, финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда, предлагая в качестве дополнения свои команды. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, который покрывал весь расчетный период экономической жизни судов. В связи с этим, арендаторы принимали на себя большую части обязательств, которые вытекали из монопольного использования арендуемых средств.

В Риме практиковался комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Такое тип отношений отражался как в договорном, так и в вещном праве.

В древности лизинг не ограничивался арендой каких-либо определенных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

В Венеции XI века существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями. Венецианцы практиковали аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания якоря возвращались владельцам, которые в свою очередь вновь сдавали их в аренду.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Большой популярностью также пользовалась аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.

Операции, аналогичные современному лизингу, применялись также и в Англии. В соответствии с Английским поземельным законом того времени, аренда движимого имущества признавалась неправомочной. Но долгосрочная аренда реальной собственности допускалась, а иногда была и единственно доступным способом, в связи с жесткой системой земельного законодательства.

Предметом аренды чаще всего выступали фермерское оборудование и лошади. К одному из первых нормативных актов Великобритании, регулирующих отношения, идентичные лизинговым, относится Закон Устав Уэльса 1284 года.

В 1572 году в Англии был принят законодательный акт, который разрешал использовать только действительный, а не мнимый лизинг. Таким образом, арендные договора, подписываемые на разумных основаниях, признавались законными. Принятие данного закона было связано с участившимися случаями сделок, проводимых для сокрытия истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Соответственно, идея разделения владения и собственности и возможность извлекать выгоду из владения, известна праву и практикуется с древнейших времен.

Начало XX века в Великобритании сопровождалось увеличением количества товаров, сдаваемых в лизинг. Данное обстоятельство было связано с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования. Особую роль также сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Изначально собственники каменноугольных копей покупали вагоны для перевозки угля. Но вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля постепенно возрастала, открывались новые шахты, а соответственно выросла потребность в большем количестве вагонов.

Небольшие предприятия использовали данную ситуацию для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля, и в дальнейшем сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Вскоре начали появляться предприятия, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов.

В договора постепенно стало вводиться право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю по окончании срока лизинга. К одной из причин появления такого условия относилось то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность.

Такой тип сделок получил название договора аренды - продажи. В дальнейшем, развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды - продажи.

В начале XIII века в США был зарегистрирован первый арендный договор персональной собственности. По этому договору члены гильдии получили в аренду лошадей, фургоны и коляски.

В дальнейшем рост лизинговой активности, как и в Великобритании, был определен развитием железнодорожного транспорта. Проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные компании занимались поиском возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов.

Для обеспечения необходимой рентабельность вложений, инвесторы стали финансировать приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием производилось через трасты, создаваемые за которыми стояли банками или трестами. Сертификаты трастов, при этом, продавались инвесторам, тем самым предоставляя им право на получение доходов в размере определенных процентов на размер инвестиций.

Управляющий трастом, как и при современных лизинговых отношениях, платил изготовителю за полученное от него оборудование, впоследствии собирал арендную плату с пользователя данного оборудования на протяжении всего срока действия договора. Размер арендной платы по своему размеру должен был покрывать обязательства, вытекающие из сертификатов, которые были выпущены для продажи инвесторам.

Существовало несколько разновидностей трастового использования оборудования. К наиболее часто использованному типу финансирования железных дорог относился план «Филадельфия», допускающий передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. Данный план стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели «деньги - на деньги».

В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании пришли к выводу, что возрастающее число грузоотправителей не стремиться к долгосрочному управлению или монопольному использованию вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали краткосрочного его использования. Для выхода из данной ситуации, трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По истечению срока контракта, вагоны должны были возвращаться арендодателю, сохранявшему за собой право собственности. Данный вид арендных договоров дали начало операционного лизинга.

Заинтересованности производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования способствовало дальнейшее развитие экономических отношений. Данное обстоятельство вызвало в начале XX века в США волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям.

Изготовители и продавцы пришли к выводу, что они смогут продать больше, если с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Зародившаяся практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами, остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

Первое употребление термина «лизинг» относится к 1877 году. Телефонная компания «Белл» приняла в этом году решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать клиенту оборудование только на основе арендной платы.

Данная операция оказала большое воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, которая воплощалась в новых машинах. Исходя из этого, многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую защитить свое монопольное право на использование «ноу-хау».

Компании стали практиковать предоставление оборудования только на условиях аренды. Принятое в США антимонопольного законодательства, положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставлять оборудование на свободную продажу.

Во время второй мировой войны правительство США использовало контракты с фиксированной рентабельностью. Это способствовало обеспечению важного стимула для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Подрядчики отдавали себе отчет в том, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь во время войны, и что, скорее всего, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Помимо этого, специализированные станки и машины часто имели ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики пришли к выводу, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда способствует минимизации риска. В случаях, если требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стремительное развитие получил лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы для расширения сбыта своих автомобилей, эффективно использовал аренду Генри Форд. Торговый агент из Чикаго - Золли Фрэнк, в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей. Сегодня этого человека называют «отцом современного автолизинга». Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века.

В 1952 году в Сан-Франциско было создано акционерное общество, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности - известная американская компания «United States Leasing Corporation». Ее основатель Генри Шонфельд, создал компанию для одной лизинговой сделки, но впоследствии понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным.

В начале 60-х годов активное участие в лизинговых операциях стали принимать коммерческие банки США. Дальнейшему развитию лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, которое позволило банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В это время корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727.

В России финансовая аренда появилась намного позже – в начале 90-х годов. Поэтому история лизинга в России насчитывает всего полтора десятка лет, в то время как на Западе – больше полвека.

В 70 - 80-е годы лизинг в нашей стране рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как:

- крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки,

- поточные линии,

- дорожно-строительное,

- кузнечно-прессовое и энергетическое оборудование,

- ремонтные мастерские,

- самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т. д.

При этом лизинг, как правило, фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Достаточно широко применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто». Данная организация приобретала за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

В международных операциях лизинг применялся крайне редко. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось, в основном, из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования.

В апреле 1989 года, в связи с тем, что предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений.

Начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», которая в 1994 году «Рослизинг» стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE».

tlease.ru

История возникновения и понятие лизинга |  Читать онлайн, без регистрации

История возникновения и понятие лизинга

Исторические исследования впервые упоминают о лизинге в 1066 г., однако определенных точек зрения относительно возникновения лизинга не существует.

Собственность во все времена признавалась не просто показателем богатства, но была средством его приращения (это неоднократно подтверждалось в высказываниях мыслителей-философов).

Возможно, эта житейская мудрость перекликалась и с практикой древних цивилизаций, в которых зародились некоторые черты лизинга. В древнем государстве Шумер заключилась сделка, схожая с лизингом, предметом которой была аренда земли, скота, сельскохозяйственных орудий и т. п. В Законах Хаммурапи (1777—1750 гг. до н. э.) отдельно выделялись положения об аренде.

Отношения собственности и их развитие не могли остаться без внимания и в Древнем Риме. При кодификации римского права, которое традиционно считается «колыбелью» частного права, также находили отражение арендные отношения.

Современные истоки лизинга уходят в середину XIX века в практику иностранных государств, прежде всего США, определяющую новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанные с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.

В этот момент лизинг как отношения, определяющиеся известной спецификой, законодательством облекаются в форму соответствующего договора.

В других странах Запада лизинг как юридический институт появился несколько позже – в середине XX века.

Активному применению лизинга способствовало развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, стремясь уйти от обременительных расходов, старались приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь в пользование.

Следующим этапом является сдача в лизинг эксплуатирующим организациям технологического оборудования, машин, морских судов, самолетов начале 50-х годов XX века в США, которая приобрела массовый характер.

Примерно в это же время появились первые специализированные лизинговые компании. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки США, получившие разрешение на создание дочерних фирм для осуществления лизинговых операций.

В настоящее время лизинг как экономический и правовой институт сформировался во многих странах. Достаточно быстрыми темпами идет его развитие и в России, что обусловлено потребностью рынка в формировании производственной базы коммерческих предприятий, удовлетворении потребностей в основных средствах производства.

Поэтому лизинг как форма взаимоотношений между предпринимателями служит целям их поддержания и стабильного развития их экономики.

Термин «лизинг» имеет иностранные корни (США) и произошел от английского глагола «to lease», что в переводе означает «нанимать», «брать в аренду».

При этом в английском юридическом языке словом «leasing» обозначается как традиционная сдача имущества в аренду, так и собственно лизинг как разновидность аренды.

Мировое распространение получило второе значение термина «лизинг», которое используется для обозначения строго определенного вида договора имущественного найма.

Стоит отметить также синонимичность понятий «аренда» и «имущественный найм», а также вытекающие из них понятия «арендодатель»-«наймодатель» и «арендатор»-«наниматель». Это определяет их семантическое тождество. Однако в российском правопорядке используется конструкция «арендодатель» – «арендатор» в силу выделения аренды в отдельный вид обязательства с определенным наименованием сторон.

Понятия «лизинг» и «финансовая аренда» в отечественном законодательстве равнозначны. В Гражданском кодексе РФ это четко выделено в названии параграфа 6 главы 34, которая называется «Финансовая аренда (лизинг)».

Термин «лизинг» как в законодательстве, так и в научной литературе используется как многоаспектное понятие, имеющее различные значения. Для наиболее точного обозначения различных аспектов лизинга предлагается использовать следующие понятия:

1) вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг – «лизинговая деятельность»;

2) особая форма инвестирования или кредитования – «лизинговые инвестиции»;

3) совокупность всех отношений, связанных с лизинговыми операциями, включая отношения, складывающиеся при выдаче займов лизингодателю и обеспечении исполнения последним заемных обязательств – «лизинговые операции»;

4) комплекс операций, совершаемых лизингодателем по приобретению лизингового имущества;

5) совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга (легальное определение лизинга).

velib.com


Смотрите также