1. История возникновения лизинга. История лизинга


История возникновения лизинга

Лизинг, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговая сделка — это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Иными словами, по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Сама по себе идея лизинга далеко не нова. Сущность лизинговой сделки была известна и во времена Аристотеля. Так, именно у него один из трактатов назван: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно иметь право пользоваться каким-либо имуществом, чтобы получать доход.

Арендные же сделки (лизинговые) были известны и до Аристотеля.

В книге «Школа европейского лизинга», например, отмечается, что лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н. э., о чем свидетельствуют глиняные таблички, найденные в 1984 г. в шумерском городе Ур, содержащие сведения об аренде сельхозорудий, земли, водных источников, волов и т.д.

В Англии на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной. Одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, в Великобритании был Закон (Устав) Уэльса 1284 г.

В 1572 г. в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать действительный, а не мнимый лизинг, т.е. законными признавались арендные договоры, предписываемые на разумных основаниях.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

В США первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в начале XIII в., когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности здесь определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.

Первое известное упоминание термина «лизинг», как пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе», относится к 1877 г., когда в США телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.

Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.

В это же время стал быстро расти лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е гг. Г. Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается 3. Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х гг. первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В Россию понятие «лизинг» пришло во время Второй мировой войны, когда в 1941 — 1945 гг. по leand-lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, по достоинству оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. И первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, стала созданная в 1952 году в Сан-Франциско американская компания «United States Leasing Corporation», основанная Г. Шонфельдом. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х гг.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г., что было связано с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Первым шагом в формировании правил применения лизинга стали «Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде».

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинт», которая вскоре стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE».

finekon.ru

История возникновения и развития лизинга

В основном, принято считать что все связанное с лизинговой деятельностью, относится к новому периоду хозяйственных взаимоотношений. Однако, это не совсем так. Лизинг имеет длинную и успешную историю. Самые ранние документы датируются 2000-м годом до н. э. Так в книге «Школа европейского лизинга» П. Балтус и Б. Мейджер пишут о глиняных табличках древнего государства Шумер, обнаруженных в Шумерском городе УР, которые содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички рассказывают о священниках - арендодателях, которые заключали сделки с местными фермерами.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли, домашнего скота. В притче из «Евангелия от Матвея» в «Новом Завете» повествуется о владельце земли, который сдает в аренду свой виноградник и винный пресс.

Древние финикийцы, которые прославились отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своему содержанию очень схожа с классической формой лизинга оборудования. Долговременные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большой части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

В этих древних соглашениях об аренде кораблей отражены практически те же проблемы, которые существуют и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.

Император Юстиниан I ( 483-565 ), осуществивший знаменитую кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.

Существовали соглашения, сходные с лизинговыми операциями также и в Венеции в ХI веке: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов якоря, которые по тем временам были очень дорогие. Якоря возвращали владельцам по окончании плавания, и те вновь сдавали их в аренду.

Уже в середине ХIХ века в эпоху развития железных дорог в США и Великобритании нашли применение лизинг железнодорожных вагонов, а в 1877 году телефонная компания «Bell» приняла решение не продавать свои телефоны, а устанавливать их на условиях аренды. Именно в этом году, как утверждает австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе» появилось первое употребление термина «лизинг».

Первый пример автомобильного лизинга относится к 1918 году. Затем в 30-е годы Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако законным отцом автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Френк - торговый агент из Чикаго., который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Наша страна познакомилась с понятием «лизинг» во время Второй Мировой Войны, когда в 1941-1945 года осуществлялась поставка американской техники.

Но настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда и т.д.

Основателем современной лизинговой индустрии считается Генри Шофельд, основавший в 1952 году в Сан-Франциско компанию, в которой лизинг стал предметом основной деятельности.

Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и появилось такое важное для лизинга понятие, как «международный лизинг».

Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной системой в США, которое позволило банкам утверждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменитым для лизинга авиационной техники.

Как уже говорилось выше, лизинговый бизнес быстро пересек границы США, и во многих странах начали появляться первые лизинговые компании.

Во Франции первая такая компания появилась в 1957 году. Она называлась SEPAFITES и занималась лизингом промышленного оборудования. Первое соглашение компания подписала 22 февраля 1961 года. Закон о лизинге был принят во Франции в 1966 году.

В Англии первая компания была учреждена в 1960 году в качестве совместного предприятия. Однако существенное развитие в Англии лизинг получил только после 1970 года, т.е. после введения налоговых льгот. Так в течение первого года арендные платежи не облагались налогами, что очень выгодно для лизингополучателей.

В Италии первая лизинговая компания появилась в 1963 году, в Германии в 1962 году.

В начале 60-х годов лизинговый бизнес получил развитие и на Азиатском континенте. В Японии одной из крупнейших и наиболее знаменитых является созданная в 1969 году лизинговая компания «Century leasing system».

По мнению многих специалистов в России лизинг до начала 90-х применялся в довольно небольших масштабах, и лишь в международной торговле. В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался внешнеторговыми советскими организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как дорогостоящие универсальные станки, самолеты, морские суда, автомобили, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно формировался в соглашениях, которые заключались между советскими и иностранными партнерами, как аренда на определенный срок.

Разновидность лизинговой операции, которая применялась Минморфлотом СССР, являлся «бебоат - чартер» - наем морского судна без экипажа, смысл этой операции состоял в следующем: заключался контракт В/О «Совфракт» Минморфлот СССР с посреднической фирмой, которая предоставляля Минморфлоту интересующее его судно в аренду, а затем судно прибывало в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, и на это судно направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской страны для эксплуатации. В качестве обязательного условия по окончанию или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению предусматривалось приобретение корабля арендаторами.

На условиях «бебоат - чартер» Минфлот СССР приобрел значительные пассажирские суда и танкеры, сухогрузы, находившиеся ранее в эксплуатации в течение 6-12 лет.

Применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто», которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная советско-французско-немецкая компания «Евролизинг». Ее учредителями были Внешэкономбанк СССР с советской стороны, также Совморфлот Росснаб СССР, а с французской - банк, один из крупнейших в Европе «Банк Насиональ де Пари», с немецкой же - компания «МитфинанцГмб Х».

Но вместе с тем лизинг применялся в международных операциях крайне незначительно. Это было связано с тем, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. Но в конце 80-х, начиная с апреля 1989 года предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и у многих из них появился собственный источник поступления валюты.

Начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке можно отнести к середине 1989 года, когда предприятия переводились на арендные формы хозяйствования.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - «Рослизинг».

Национальные лизинговые ассоциации созданы в большинстве стран, в которых лизинг нашел применение. Эти ассоциации были созданы лизинговыми компаниями в целях защиты своих интересов и развития лизингового бизнеса. Кроме этого созданы и международные лизинговые ассоциации.

Исторический опыт развития лизинга во многих странах утверждает его важную роль в обновлении производства, расширения сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности.

all-about-leasing.blogspot.ru

Глава 1. Основные положения о лизинге

§ 1.1. Понятие, история возникновения, сущность, причины развития лизинга и участники лизинговой деятельности.

Термин "лизинг" происходит от английского leasing, что в переводе значит "аренда"4. В английском языке существует понятие оперативного и финансового лизинга. Оперативный лизинг соответствует понятию обыкновенной аренды в российском законодательстве, а финансовый лизинг - финансовой аренды или лизингу. Поэтому, употребляя термин "лизинг" применительно к России, имеется ввиду финансовая аренда или то, что соответствует английскому financial leasing.

Итак, лизинг – «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».5

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением имущества (объекта лизинга) и последующей передачей его во временное пользование6. Это договор финансовой аренды, по которому одна сторона (арендатор, или лизингополучатель) может использовать имущество, принадлежащее лизинговой компании (арендодатель, или лизингодатель) и приобретенное по заказу лизингополучателя, за определенную периодическую плату. Важнейшим элементом этого договора является то, что юридическая собственность (сохраняемая лизинговой компанией) отделяется от экономического использования актива (находящегося во владении арендатора). Лизинговую компанию интересует способность арендатора генерировать поток денежных средств, достаточных для осуществления арендных выплат, а не его кредитная история, активы или собственный капитал. Такой договор особенно удобен новым, малым или средним предприятиям, не имеющим долгой финансовой истории. Обеспечением сделки является само лизинговое имущество.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет лизинг как финансовую аренду (статья 665 ГК РФ):

"По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем".

Потенциальный лизингополучатель, у которого нет свободных финансовых средств, обращается в лизинговую компанию с предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает это имущество и передаёт его лизингополучателю во временное владение и пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается, как правило, за счёт привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний).

Лизинг в целом является в первую очередь экономическим отношением, финансовым инвестиционным институтом, регулируемым правом. Для экономиста лизинг означает способ финансирования, инвестирование средств, как правило, в основные фонды предприятия. Для целей государственного регулирования лизинг вполне может рассматривать как вид предпринимательской деятельности.

Возникновение и развитие лизинга.

Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 – 322 г. г. до н. э.).7 Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”. Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 – 1750 годами до н. э. Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна с древнейших времен.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 – 1945 годах по land – lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания “UnitedStatesLeasingCorporation”.8

Развитие лизинга в России

До начала 90-х годов лизинг в России применялся в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по международным контрактам.

На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинговой операции, связанной с наймом судна без экипажа) Минфлот СССР приобрел значительное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях.

На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские аэробусы А-310.

В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые современные лизинговые компании. Одни из них, как Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие прекратили свое существование.

С одной стороны, зарождению лизинга в банковских стенах способствовало банковское законодательство. Так еще в инструкции 270 Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года « О плане счетов бухгалтерского учета», а позднее в 1991 году в законе РСФСР «О банках и банковской деятельности» были предусмотрены лизинговые операции. С другой стороны, банки являлись единственными финансовыми институтами, располагающими свободными денежными средствами.

У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский лизинг, Лизингбизнес, РГ-Лизинг и др.

В настоящее время практически во всех крупных и средних банках имеются лизинговые отделы или дочерние лизинговые компании.

Субъекты лизинга

Из определения финансовой аренды (лизинга) по Гражданскому Кодексу РФ следует, что любая лизинговая сделка предполагает участие трех субъектов. Субъектами лизинга являются:

  • лизингодатель (арендодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

  • лизингополучатель (арендатор) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

  • продавец - лицо, продающее имущество, являющееся объектом сделки.

Участие 3-х субъектов в лизинговой сделке является отличительной чертой финансовой аренды от обыкновенной.

В обыкновенной аренде участвуют только 2 субъекта:

  • арендодатель

  • арендатор

Также при обыкновенной аренде арендодатель приобретает оборудование на свой страх и риск, а не по заказу арендатора. При обыкновенной аренде одно и то же оборудование может сдаваться в аренду несколько раз.

Объекты лизинга

В соответствии со статьей 666 Гражданского кодекса РФ объектами лизинга являются "любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов" 9.

Непотребляемые вещи - вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Объект лизинга должен использоваться только для предпринимательских целей и им может быть движимое и недвижимое имущество.

studfiles.net

История лизинга в России | ООО «Альфа-Лизинг»

Лизинг в России применяется не столь широко как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Теперь обычно выделяют три периода развития лизинга в России в связи с принятием нормативных документов и становлением российского законодательства о лизинге. Определяя настоящий 4-й период развития, его можно охарактеризовать как реформирование ранее созданного правового регулирования лизинга в РФ.

Первый период

Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу. В 1980 годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР. Лизинг рассматривался ими прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т. д., «с использованием специальной формы кредита», под которой подразумевался лизинг.

В начале рыночных реформ (в период перестройки) в СССР лизинговые операции начали более широко практиковать во внешнеторговых организациях, например, таких как: «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Совфрахт», «Трактороэкспорт».

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся «бербоут — чартер» — наем морского судна без экипажа. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития до середины 1989 года — до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования.

Заметным явлением в становлении начальных правил применения аренды и лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете.

Второй период

Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990 гг. до середины 1990 гг. В деятельности предприятий начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее, лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде. До 1996 г. лизинг мог осуществляться в качестве сделок, «хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».

В 1993 г. лизинг был классифицирован как вид услуг финансового посредничества. В то время Правительством с целью обновления основных фондов продолжали создаваться лизинговые компании с участием госбанков и других государственных структур. Например, в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями стали в том числе Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР. Наряду с этим в начале 90 гг. появились и первые коммерческие (негосударственные) лизинговые компании, в основном учрежденные банками.

Третий период

Третий период в развитии лизинга в России ( с середины 90-х гг. до 2002 г.) характеризуется принятием специального законодательства о лизинге.

Создаваемые профессиональные объединения со временем стали приобретать формальную основу. Например, в октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг».

Нормативные акты, способствующие развитию лизинговых отношений, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств. На протяжении более чем четырех лет (с сентября 1994 г. до октября 1998 г.) действовало постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 663, продлеваясь, дополняясь и меняясь в своей редакции пять раз в течение этого времени. И еще два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии российского лизинга:

  • постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат;
  • постановление № 752 (июнь 1996 г.) регламентировало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности;

8 февраля 1998 г. Президент подписал ФЗ N 16 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Однако реальные события последних лет свидетельствуют о том, что существенного положительного влияния на прогресс нашей экономики подобные показные мероприятия не оказывают.

Так, при присоединении России к Оттавской Конвенции 1988г. усилий было потрачено немало: общественность и правительство уверяли, что российский лизинг не может без Конвенции развиваться; что это будет прорыв на мировой рынок и т. д. Когда же Россия присоединились, то оказались в одной компании лишь с Нигерией, Панамой, Латвией, Венгрией, Белоруссией. Из развитых стран к этой конвенции присоединились лишь Италия и Франция (с оговорками). Конвенция не получила широкого признания во всем мире — к ней присоединилось лишь 8 стран, из которых 3 — бывшие республики СССР (в том числе Россия).

Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие Второй части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться в соответствии с ГК.

29 октября 1998 был принят ФЗ N 164 «О лизинге». В общей структуре законодательных актов РФ место собственно закона «О лизинге» в тот период времени не просматривалось. Он был обречен на противоречие с ГК РФ. Поэтому, в последствии закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не лучшим образом.

Четвертый период

Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001 г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее существенные изменения таковы: вступившая в действие в начале 2002 г. 25-ая глава Налогового Кодекса отчасти закрепила имеющийся льготный налоговый режим для проведения лизинговых операций в России.

Если же рассматривать современную российскую правовую базу для лизинга подробнее, то очевидно, что в ней существует большой ряд проблем. Закон о лизинге продолжает действовать теперь в новой, но по-прежнему несовершенной форме.

alfaleasing.ru

1. История возникновения лизинга. История и текущее состояние лизинга в мире

Похожие главы из других работ:

Государственный бюджет

1. История возникновения бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить...

Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

1.1 История возникновения бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить...

Классификация видов лизинга, его особенности

1.1 История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют...

Кредитная система РФ

1.1 История возникновения кредита

Желания и потребности были у людей всегда. Но не всегда можно было осуществить сразу все мечты за свой счет. К счастью, находились люди, которые давали в долг своим согражданам, а по возвращении денег взимали немного большую сумму...

Лизинг и форфейтинг

1.1 История возникновения и развития лизинга и форфейтинга

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так...

Лизинг как инвестиционная деятельность

1.1 История возникновения и развития лизинга

Принято считать, что лизинг относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен. Идея лизинга далеко не нова...

Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности предприятий

1.1 История возникновения и экономическая сущность лизинга

По мнению историков и экономистов, сделки, подобные лизинговым, заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н.э. [1, с.32]. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур...

Лизинг, как особая форма инвестирования

1.1 История возникновения и развития лизинга

В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оценивают обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга. В частности, в работах экономистов зачастую можно встретить ссылки на то...

Оценка эффективности использования финансовой аренды (лизинга) в деятельности ООО "ДорТех"

1.1 История развития лизинга. Сущность,виды и функции лизинга

Право внедрения аренды в современную деловую практику оспаривается двумя компаниями -- английской «British Railway Wagons»и американской телефонной компанией «Bell», руководство которой в 1877 г. приняло решение сдавать свои телефонные аппараты в аренду...

Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании

2.1 История возникновения и развития лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют...

Становление и развитие лизинга в России

1. История возникновения и понятие лизинга

Исторические исследования впервые упоминают о лизинге в 1066 г., однако определенных точек зрения относительно возникновения лизинга не существует. Собственность во все времена признавалась не просто показателем богатства...

Теории денег и денежного обращения

1.1 История возникновения денег

Предполагается, что до появления денег был бартер -- прямой безденежный обмен товарами. Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь)...

Управление рисками в системе комплексного управления активами и пассивами

2.1 История возникновения УАП

Методика управления активами и пассивами находится на стадии активного развития. Она появилась в конце 70-х Ч начале 80-х (в период высоких процентных ставок в США) в финансовых организациях, но сегодня применяется и в крупных предприятиях...

Учет начисления и уплаты федеральных налогов, его значения и особенности

1.1 История возникновения налогов

Точное время возникновения налогов как экономического явления науке определить пока не удaлось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждение...

Экономическое содержание системы расходов бюджета

1.2 История возникновения бюджета

История финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России...

fin.bobrodobro.ru


Смотрите также