Лизинговый контракт в соответствии с Исламом. Исламский лизинг


Лизинговый контракт в соответствии с Исламом

Опубликовано 25 Апр, 2015 в 14:07 | Просмотров 3 820 | Оставь комментарий!

Лизинговый контракт в соответствии с Исламом

В современном мире, разнообразные виды финансовых услуг стали неотъемлемой частью жизни человека, без которых его полноценное существование в определённой степени ограничено. При этом очевидно, что, будучи продуктом ссудно-процентной системы, по большей части эти финансовые услуги вступают в противоречие с нормами Ислама, и прежде чем прибегать к ним, необходимо задаться вопросом – дозволено ли это? Лизинг, или финансовая аренда, — одна из форм финансирования, которая весьма распространена в современных деловых отношениях и используется преимущественно для удовлетворения нужд бизнеса в пополнении основных средств. Основной причиной, по которой в деловой практике лизинг используется вместо процентного кредитования, являются преимущества по налогообложению, такие как ускоренная амортизация по налогу на имущество и принятие к расходам всей суммы лизинговых платежей в налоговом учёте. При этом, помимо налогообложения, основным отличием лизинга от кредита является то, что в основе отношений между лизинговой компанией и клиентом лежит договор аренды, а не займа (кредита). А так как аренда с точки зрения Ислама относится к категории возмездных договоров, то, в отличии от договора займа, получение прибыли от арендных сделок является дозволенным. Однако необходимо отметить, что финансовая аренда, или лизинг, не являются арендой в чистом виде и отличаются от простой, или операционной, аренды множеством различных аспектов. Ниже мы резюмировали основные отличия лизинга от договора простой аренды, дозволенной с точки зрения исламского права.

Две сделки в одном договоре

Главной особенностью лизинговой сделки является то, что по окончанию лизингового договора право собственности на товар переходит клиенту. С точки зрения Ислама, переход права собственности на товар – это отличная от договора аренды операция и поэтому она должна осуществляться посредством отдельного договора – купли-продажи или дарения. Однако в классических лизинговых договорах эти две сделки являются частью одного договора, что вступает в противоречие с известным в фикхе имущественных отношений правилом о том, что в отношении одного объекта не может быть заключено два взаимоисключающих вида договоров (как продажа и аренда) на что есть чёткое указание в хадисах Пророка, мир ему и благословение: Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. (Ахмад и ан-Насаи). В практике исламских финансовых компаний, данный аспект в лизинговых договорах решается посредством того, что вместо того, чтобы делать сделку купли-продажи частью общего лизингового договора, она оформляется отдельно по истечению срока аренды. На момент же лизингового договора с финансовой компании берётся одностороннее обещание о том, что она обязуется продать (или подарить) товар по окончании арендного периода клиенту. Взяв на себя подобное обещание, арендодатель становиться обязанным его исполнить, а арендатор может реализовать возможность по приобретению товара в конце арендного периода, в случае если он погасил все арендные платежи в соответствии с договором аренды. Так как обещание является односторонним актом – исполнение последующего договора купли-продажи является обязательным только для финансовой компании, но не для клиента, который имеет право отказаться от сделки. Подобный договор называется «иджара уа иктина» и был дозволен большим количеством современных исламских учёных¹ и получил широкое распространение среди исламских банков и финансовых институтов.

Заключение договора до получения права собственности на товар

Так же следует отметить, что с точки зрения исламского права договор аренды в отношении определённого и персонифицированного имущества может заключаться, только если объект аренды находиться в собственности арендодателя. В классическом лизинге же, как правило, происходит обратное: сначала заключается договор с клиентом, а уже затем лизинговая компания покупает товар у поставщика и осуществляется его передача клиенту.

Право на арендные платежи

Другим аспектом классического лизинга, который вступает в противоречие с исламским правом, является право на арендные платежи. С точки зрения исламского права, арендодатель имеет право на арендные платежи только за предоставленную услугу по использованию товара. Поэтому арендная плата может взиматься только за те периоды, когда товар был предоставлен клиенту для использования. Однако в классическом лизинге, арендные платежи могут взиматься и в тот момент, когда товар не находиться в пользовании клиента, например с момента заключения лизингового договора и до поставки его поставщиком, в период неисправности товара (возникшей не по вине арендатора) и тому подобное.

Расходы на объект собственности

Так как арендодатель является собственником актива, то он ответственен за оплату всех расходов понесённых в процессе его покупки и доставки до клиента. Безусловно, он может учесть эти расходы при установлении размера арендных платежей, однако принципиальным является то, что он ответственен за покрытие всех этих расходов в качестве собственника. Любые противоречащие этому условия, которые часто встречаются в договорах классической финансовой аренды, противоречат исламскому праву.

Ответственность сторон в случае нанесения ущерба активу

Ответственность арендатора с точки зрения исламского права ограничена ущербом нанесённым активу в результате его неправильного использования или халатности. Но арендатор не должен отвечать ущерб, полученный в результате факторов, не находящихся под его контролем, как например риск случайно гибели. В договорах традиционной финансовой аренды, как правило, не делаются различия между данными видами ответственности и они полностью возлагаются на клиента, что запрещено с точки зрения исламского права.

Переменная сумма арендных платежей и штрафы за просрочку

В традиционной финансовой аренде зачастую размер будущих арендных платежей привязывают к ставкам, которые не известны в настоящий момент времени, как например ставки межбанковского кредитования или ставка рефинансирования ЦБ и тому подобное. С точки зрения исламского права, подобное условие является недопустимым, так как цена за любой товар должна быть определённой и известной. Кроме того, запрещены штрафные санкции за просрочку платежей, так как это является разновидностью ростовщичества.

***

Исходя из всего вышесказанного, становиться очевидным, что лизинг, практикуемый обычными неисламскими финансовыми компаниями, имеет целый ряд противоречий Исламу, делающих его использование запрещённым. Для того, чтобы договор лизинга стал дозволенным его необходимо привести в соответствии с упомянутыми выше условиями, а так же учесть прочие требования к аренде, которые существуют в исламском праве. К сожалению, как правило, лизинговые компании не идут на то, чтобы приводить свои договора в соответствие с указанными условиями и переговоры с клиентами, имеющими подобные требования к договорам, заканчиваются безрезультатно. Предложение же исламских финансовых компаний на рынке России весьма ограничено и не может удовлетворить даже небольшой части спроса, существующей со стороны мусульманской общины. Однако опыт говорит ещё и о том, что большинство мусульман, как правило, просто не осведомлены о существующих в Исламе нормах экономических отношений и инертны в отношении того, чтобы заявить о своих требованиях к договорам и хотя бы попробовать получить финансовые услуги, которые бы соответствовали Исламу. Поэтому для того, чтобы исламские финансы наконец появились в России – мусульмане должны в первую очередь понимать что это такое и сами делать запрос на них.

Искандер ИсхаковИсполнительный директорЦентр развития исламской экономики и финансовОпубликовано в журнале «Халяль Глобус», № 3 (зима 2015)

¹ Данный договор был одобрен такими организациями как Международная исламская академия фикха, Организация по бухгалтерскому учёту и аудиту в исламских финансовых учреждениях. Однако стоит отметить, что часть учёных отвергла дозволенность подобного обещания, будучи частью одного договора, и выдвинула условие о том, что последующая передача товара должна быть предметом независимого соглашения сторон.

www.whyislam.to

Иджара (лизинг и аренда) | Новости Ислама на UMMA.NEWS

лизинг и аренда по Исламу

Иджара представляет собой договор аренды (лизинга) или найма. В контексте исламского банкинга это концепция, согласно которой, по договору лизинга, финансовое учреждение сдает в аренду оборудование или здание для одного из своих клиентов в обмен на фиксированную плату.

Основным преимуществом иджары, по сравнению с традиционными формами выдачи кредитов и финансирования оборудования, является то, что право собственности на актив остается у лизингодателя (или арендодателя). Финансирование в значительной степени не связано с размером активов и капитальной базы компании арендатора, а зависит главным образом от способности компании обслуживать выплаты по аренде имущества своими денежными потоками.

Иджара, вероятно, является наиболее подходящим способом привлечения средств, особенно для отраслей, где быстрые технологические инновации находятся либо в стадии реализации, либо запланированы. Также она подходит для ведущих фирм топ-класса, которые быстро расширяют свой бизнес, или малым и средним предприятиям и фирмам, которым обычно не хватает активов и капитальной базы для удовлетворения стандартных требований в отношении залогового обеспечения при привлечении других форм долгосрочного финансирования.

Базовым залоговым обеспечением по схеме финансирования иджара является право собственности на оборудование. Право собственности на оборудование остается у лизинговой компании (банка), и в случае серьезной неплатежеспособности компании (лизингополучателя) оборудование изымается и восстанавливается во владении банком.

Иджара в современном обществе

Лизинг является современным методом, который можно сравнить с исламской схемой финансирования иджары. Лизинг основан на той же фундаментальной концепции, в соответствии с которой не надо владеть активом, чтобы пользоваться его благами (преимуществами). В настоящее время лизинг используется в крупных масштабах в предпринимательской деятельности.

Лизинг — представляет собой форму финансовых отношений между юридическими лицами (или с участием физическиго лица), при которых лизингодатель дает какое-либо имущество лизингополучателю во временное пользование с последующим выкупом. Это означает, что компания, получившая имущество по лизингу, использует его в течение определенного промежутка времени, внося ежемесячные платежи. После того, когда этот временной отрезок заканчивается, она имеет право и (или) обязана выкупить у лизингодателя это самое имущество по остаточной стоимости. Как правило, договор лизинга в большинстве случаев заключается на достаточно продолжительное время, которое, однако, не может превышать срок полезного использования данного объекта.

Есть достаточно примеров предприятий, которые извлекли выгоду от своих инвестиций в основной капитал за эти годы. Некоторые предприятия добились значительной прибыли от продажи активов и смогли улучшить показатели своих бухгалтерских балансов путем переоценки активов. В основном рентабельность бизнеса зависит от того, в какие ресурсы вкладываются средства. Ее можно добиться путем приобретения права пользования, не обязательно права собственности. После того как были сделаны бизнес-решения, например, проведена оценка инвестиций на каком-то новом предприятии, выбор между покупкой или лизингом основных средств (оборудования) является частично вопросом арифметики, частично вопросом наличия капитала.

Сравнение лизинга с другими подобными видами сделок, такими как аренда, дает более четкую картину. Договор аренды, в том виде в какой она применяется в бизнесе по сдаче напрокат автомобилей, является договором, согласно которому объекты сдаются в аренду частным лицам или нескольким пользователям на более короткий период, нежели их фактической срок службы, как это в основном бывает при лизинге.

В области договорного права договор аренды определяет предмет аренды и его использование на неопределенный срок. Типичным примером может служить система продаж компьютеров компании IBM. Эта система была инициирована компанией, имеющей крупнейшую долю мирового рынка для стимулирования продаж, в попытке обогнать своих конкурентов, в надежде, что она может контролировать ход технологических инноваций компьютеров. В то время как пользователи арендуемого оборудования компании IBM, работающей по вышеуказанной схеме, являются крупными предприятиями, а их использование является непрерывным, арендованное оборудование обычно используется временно, независимо от того, является ли это просто арендой или арендой с возложением ответственности по сервисному обслуживанию. В частности, в случае простой аренды арендодатель (IBM) берет на себя ответственность по дальнейшей утилизации устаревшей продукции, таким образом подобную бизнес-модель можно назвать сервис-ориентированной.

О других формах инвестирования читайте здесь.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

umma.news

Исламский лизинг подходит для людей всех национальностей

04.12.2012

на правах рекламы 

 

Программа "Персонально ваш"

Эмиль Гасымов, генеральный директор ЗАО "Татарстанская международная инвестиционная компания"Айрат Ганиев, исполнительный директор ЗАО "Евразийская лизинговая компания"

  

Фотогалерея Эмиля Гасымова

Фотогалерея Айрата Ганиева

Видео 

Нина Горюнова:  13.06 в Казани, у микрофона Нина Горюнова. и сегодня поговорим о финансовых услугах по законам шариата - а именно об исламском лизинге, ведь законы шариата запрещают выдачу денег под процент. Это считается тяжким грехом. И у нас сегодня в студии в качестве экспертов Эмиль Гасымов, директор ЗАО Татарстанская международная инвестиционная компания. Эмиль, здравствуйте.

Эмиль Гасымов: Здравствуйте

Нина Горюнова: А также Айрат Ганиев, исполнительный директор ЗАО Евразийская лизинговая компания. Добрый день

Айрат Ганиев: Добрый день

Нина Горюнова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Итак, вы продвигаете на российском рынке новый лизинговый продукт иджары - это исламский лизинг. Но на самом деле есть и другие продукты, которые работают по законам шариата. Расскажите, что это такое?

Эмиль Гасымов: В первую очередь, я хотел бы поблагодарить руководство вашей радиостанции и всех сотрудников за предоставленную возможность и поприветствовать всех ваших сотрудников, а также слушателей, ассаламагалейкум ва рахматуллахэ ва баракатуху. Как вы знаете, иджары - всего лишь один из видов исламских финансовых продуктов. И вообще в целом, когда говорим про исламские финансы, я бы хотел сделать небольшой интродакшн, вступление, чтобы люди понимали основные принципы исламских финансов, их три: первое - запрет на ростовщический процент, второе - исламское финансирование всегда подразумевает производство продуктов, оказание услуг и финансирование торговли активами. И одним из исламских услуг является иджары, можно назвать ее исламским лизингом. Чтобы мы могли оказывать такой вид финансовых услуг в РФ, была создана Евразийская лизинговая компания. Я хотел бы, чтобы исполнительный директор немного рассказал бы про особенности

Айрат Ганиев: Ещё раз добрый день. Хотелось бы сказать, что именно исламский лизинг в первую очередь имеет несколько общие черты с финансовым лизингом напрямую. Конечно же, основное отличие в первую очередь - запрет на предоставление оплаты за время не использования денежных средств в виде процентного вознаграждения. Чем мы отличаемся - мы берём фиксированный арендный платёж с наших клиентов, которые платят именно за использование имущества, а не за использование фин.средств, на которые оно покупается. Это основное отличие между фин.лизингом и исламским

Эмиль Гасымов: Я бы хотел добавить - первый пункт, отсутствие ростовщического процента это как раз отличие иджары.

Нина Горюнова: Получается, традиционный лизинг для верующих по закону шариата запрещён?

Айрат Ганиев: Да, потому что источник финансирования - процентные деньги, которые компании берут у банков, накидывают сверху свою наценку и предоставляют услугу на этих основаниях. В отличие от исламского лизинга, где деньги должны быть исключительно беспроцентными вначале, плюс нету процента банка, который зависит от ставки рефинансирования и других конъюнктурных моментов - то есть, в дальнейшем изменение стоимости имущества не происходит - имущество куплено, сделана наценка и стоимость разделена на определённый срок. Зависит от периода аренды имущества. Плюс я хотел бы оговорить, что исламский финансовый продукт запрещает в рамках одного договора сразу два юридических факта. Если в лизинге это аренда имущества с дальнейшим переходом в собственность - то в исламском лизинге это запрещено. Заключается договор аренды имущества, а в конце, если арендатор изъявляет желание выкупить - ему продаётся имущество. Это может быть чисто символическая сумма или остаток, если он достаточно большой

Нина Горюнова: А насколько развит исламский бизнес у нас в РТ? Я знаю, что ваша компания, Евразийская лизинговая компания, открылась в этом году только. Получается, до этого эту услугу не оказывали в нашем регионе. Раньше, получается, в этом направлении не работали?

Эмиль Гасымов: Если говорить об иджаре, о лизинге - то да. Если говорить об исламских финансах в целом - это не совсем так, потому что татарстанская международная инвестиционная компания создана в, можно сказать, далёком 2010 году, в июне месяце после долгого тщательного анализа того, какие виды фин.услуг мы можем оказывать населению. Мы пришли к выводу, что больших ограничений в сфере фин.лизинга нет, и было принято решение создать эту компанию в форме ЗАО. На данный момент держателем 100% акций является ТМИК - татарстанская международная инвестиционная компания, в скором времени эта ситуация должна измениться - есть высокий интерес со стороны инвесторов.

Нина Горюнова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Хотела бы узнать, насколько выгоден исламский лизинг и как он отличается от обычного?

Нина Горюнова: Мы рассказывали об этом в начале программы, наверное, наша слушательница пропустила. Вкратце напомним.

Айрат Ганиев: Добрый день, Татьяна. Начну немножко с истории - в настоящий момент в РТ действует несколько финансовых институтов, которые предоставляют схожий продукт, но мы являемся официально провозглашённой исламской лизинг-компанией, которая использует в своей деятельности достаточно дешевые средства и путём использования которых мы предлагаем клиенту наиболее выгодный процент по сравнению с рынком. Вот, и также я мог бы точнее сказать, что уровень удорожания по лизинговым сделкам на несколько процентов ниже, чем действуют на фин.рынке РТ.

Нина Горюнова: То есть, в принципе, на фин.рынке РТ у вас есть конкуренты?

Айрат Ганиев: Есть, но сравнительно небольшая, поскольку те компании, которые у нас работают - локальные компании, которые используют деньги именно локальных финансовых структур. Поскольку мы имеем в своем акционерном капитале достаточно дешевые деньги, мы можем предлагать готовый лизинговый продукт в соответствии с требованиями шариата, что однозначно выгодно нашим клиентам.

Нина Горюнова: Где можно узнать подробности?

Эмиль Гасымов: Я хотел бы добавить, когда мы говорим «дешёвые деньги» может сложиться ложное мнение, что мы берём деньги под проценты. Когда говорится о дешевизне денег, фондировании - имеется в виду, что эти деньги предоставляются без процентов. Но естественно, это бизнес. Любой бизнес требует возврата. Проценты мы можем использовать, это алгебра, она была создана на Востоке. Проценты мы можем использовать для выражения, насколько прибыльным было инвестирование, но процент в чистом виде применять нельзя. Покупается имущество, делается наценка твёрдо фиксированная. Этим самым мы отрезаем себя от всех конкурентов и традиционных лизинговых компаний, которые берут лизинг под проценты и под проценты же дают. В случае исламского лизинга идёт обслуживание не долга, а оплата арендных платежей

Нина Горюнова: Каковы потребности в этом виде услуг - эта услуга востребована?

Айрат Ганиев: Продукт достаточно востребован, поскольку лизинг является альтернативным источником финансирования, в частности, приобретения какого-либо имущества для его использования, поднятия разного рода бизнеса, как средних, так и малых структур

Нина Горюнова: Понятно, что традиционный лизинг востребован. А что касается исламского лизинга? Насколько он востребован?

Айрат Ганиев: Исламский лизинг востребован, поскольку у нас негласно исламская республика - именно по этой причине у нас много исламских граждан, мусульман, которые хотели бы получать продукт, который опирается на принципы шариата, не противоречит мусульманскому праву и соответствует в то же время всем нормам российского законодательства

Нина Горюнова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

Слушатель: Дмитрий. Я слушаю вас, и если я правильно понимаю-  по исламу ростовщичество запрещено. Но то, что вы говорите, что мы накидываем не проценты, а делаем наценки - разве это не одно и то же просто обзывается другими словами? По факту это является одним и тем же

Эмиль Гасымов: Я не согласен с этим мнением - если мы возьмём источник шариата, это Коран - там написано, что ростовщичество запретно, но торговля не запретна. Если смотреть торговлю по твёрдо фиксированной наценке, как мы уже объясняли - она делается один раз, дальше не меняется. Нет завивимости от конъюнктуры в целом, нет зависимости от банковского процента. Неопределенность, которая возникает, когда покупается в традиционной лизинговой компании, когда ставка может поменяться в одностороннем порядке, плюс риск случайной гибели не делится с партнёром - это более партнёрские отношения, то в исламском лизинге его просто нету.

Айрат Ганиев: Приведу прямой пример - возьмём, к примеру, определенную сумму денег, например 100тр для покупки какого-либо актива. Фактически, у нас есть. Если бы мы дали эти деньги и вы, воспользовавшись этими деньгами, купили для себя некий актив и мы бы брали после этого деньги за использование имущества, это был бы процент. Это была бы риба. Но поскольку мы приобретаем актив на собственные средства и передаем его в полезное использование клиента, это не является процентом. Это причитающая плата за использование, за получение полезной выгоды, которую получает предприниматель в том или ином лице.

Эмиль Гасымов: Хотел бы добавить, что в принципе, когда говорят об исламских финансовых продуктах, складывается мнение, что это исключительно для мусульман, что есть какая-то попытка отделиться, отгруппироваться - на самом деле, это не так. Мы говорим об исламских финансах, это общечеловеческие ценности. То же самое христианские, иудаизм - запрет на ростовщический процент имеется. Мы можем назвать это общеаврамические ценности, и по сути, ничего не поменяется. Деньги не могут даваться в рост. Деньги могут увеличиваться путём оказания услуг и товаров, любой производитель товаров делает наценку, он получает прибыль. Прибыль получается в цепочке деньги-товар-деньги. Как я сказал, второе условие исламских финансов - что они должны использоваться исключительно на производство товаров, оказание услуг или торговлю реальными активами. Спекуляция бумагами запретна в шариате. В целом, это сразу отражается на развитии реального сектора- открываются новые рабочие места. Потому что потребительский кредит, потребление в целом - оно харамно, запретно, его нельзя поддерживать. Если есть возможность купить, например, деньги, и он покупает дорогую иномарку - он может купить на свои деньги или пойти в традиционный банк. В лизинг мы не будем предоставлять ему такое имущество. Мы можем дать ему такое имущество, которое он в дальнейшем будет использовать в производственных целях, например, для перевозки, или чтобы создавать какую-то продукцию итд. Тем самым будет поддерживаться общество - оно будет развиваться, как государство будет получать прибыль, так и общество в целом будет получать возможность для развития

Нина Горюнова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

 Здравствуйте. Лет 20 назад я переводил одну статью, вроде малазийскую для Татарстана. Там было про экономику и финансы. То, что вы говорите, понятно - ростовщичества нет, рибы нет. Кажется, что финансы не создают финансовые мужури. Вроде в этом есть большая выгода для экономики. Но в то же время мне показалось, что не исключена маскировка тех же обычных процентов, кредитов - например, люди хотят покупать машину за 300000, ему говорят - мы вам его продадим за 400000. Те же проценты, как мы видим в торговых наценках, получается. Об этом уже говорил один слушатель. У меня всё, спасибо.

Эмиль Гасымов: Ассаламагалейкум, спасибо большое за ваш комментарий. Если речь идёт об автомобиле, когда он покупается и перепродаётся с наценкой, то это не иджары - это уже называется мураба. Это уже исключительно торговля. Опять же, если этот автомобиль - газель, которая будет использована в производственных каких-то целях - я считаю, это нормально. Если мы говорим об иджаре - автомобиль покупается, делается наценка, стоимость дробится на арендные платежи, тут уже совсем другая схема.

Нина Горюнова: Активны сегодня наши слушатели, два звонка висит. Алло, здравствуйте

Слушатель: Юрий меня зовут, здравствуйте. Дело вот в чём - я услышал, как неоднократно ваши гости нарушают конституцию как РФ, так и РТ. О каких исламских республиках или государствах они говорят в адрес РТ? Этого нет нигде. Второе - вы меня поразили, каких невежественных, назовём их условно, экономистов, вы привели в студию. То, что они месят - говорит только об одном, что их надо отправить из студии, пусть они какой-нибудь экономический букварь почитают.

Нина Горюнова: А какие ваши претензии, Юрий?

Слушатель: Это реклама просто с их стороны, и всё. Спасибо за внимание

Нина Горюнова: Будем отвечать. У нас не отсеиваются звонки, у нас честное радио, поэтому так.

Эмиль Гасымов: Я отвечу по первой части - насчёт исламской республики. Речь шла не о том, что это исламская республика, или РФ является исламским государством. Речь о том, что на территории РФ проживает 20 млн мусульман, верующих, и их возможность - осуществлять свои экономические права в соответствии со своими убеждениями. Это не говорит о том, что применение в какой-то форме исламских финансов на территории России приведёт в какой-то форме к исламизации общества. Это абсолютно, выражаясь словами слушателя, невежественная позиция. Я думаю, что надо почитать немножко побольше, прежде чем выражать свое мнение

Нина Горюнова: И вы уже говорили, что исламские продукты - для всех, не только для мусульман?

Эмиль Гасымов: Конечно. Таких ограничений, отделения от общества вообще нет.

Айрат Ганиев: Я поддержу Эмиля Абиль-оглу. В первую очередь, в нашей беседе подчёркивалось то, что наша деятельность не противоречит законодательству РФ. Мы работаем по канонам шариата, но мы не противоречим действующим нормам. Поэтому, я считаю, та позиция, которую высказал наш слушатель, является не совсем корректной.

Нина Горюнова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, Сергей меня зовут. В принципе, я уже получил ответ - я хотел спросить, только ли для мусульман или для православных тоже.

Эмиль Гасымов: Нет, абсолютно - и евреи, и православные. Есть люди Писания - христиане, мусульмане, евреи. Есть люди не Писания - они не верят в Б-га. Когда они приходят к нам в офис и хотят получить лизинг, никто не будет спрашивать, верит он в Б-га или нет. Если он верит, то каким путём он идёт на этом поприще - не имеет никакого значения. Это всего лишь финансовый продукт, который, конечно, имеет свойство - зиждется, в первую очередь, на российском законодательстве, и нет никакого противоречия нормам шариата

Нина Горюнова: Звонки слушателей показывают, что нет в целом информации о том, что такое исламские финансовые продукты. Вы как-то обучаете население, рассказываете?

Айрат Ганиев: Дело в том, что мы начали свою фактическую деятельность буквально недавно, прошло несколько месяцев. Конечно, мы планируем продвижение наших продуктов и большую социализацию населения - конечно же, будем давать некие рекламационные проспекты, информацию, которая будет вывешиваться на нашем сайте. Будем вести пропаганду, чтобы наше население знало больше о наших продуктах и нашей компание.

Нина Горюнова: Время подходит к концу, спасибо вам за беседу, до свидания

Эмиль Гасымов: Спасибо вам большое

Айрат Ганиев: Спасибо 

echo.fm16.ru

Финансы по шариату: исламский лизинг набирает обороты в Кыргызстане

В Кыргызстане набирает популярность лизинг по исламским принципам финансирования. В чем его тонкости и чем он отличается от "традиционного" разобрался "Акчабар". Помог в этом генеральный директор ЗАО "Лизинговая компания Кыргызстан" Улан Сатывалдиев.

Лизинг – популярный финансовый инструмент на Западе, который компании используют для закупки, к примеру, оборудования, даже если у них имеются свободные средства приобрести его напрямую, а не через банк или лизинговую компанию.

При незначительных собственных средствах, не предоставляя в залог дорогостоящее имущество можно получить в пользование оборудование или, как это делается с недавних пор, коммерческую недвижимость. Свободные финансовые средства при этом не нужно "морозить" в основные фонды, а можно направить их на развитие бизнеса.

В Кыргызстане услуги лизинга предоставляют как государственные банки, так и коммерческие. Однако на сегодняшний день этот финансовый инструмент в нашей стране не очень развит.

А все потому, считает наш собеседник Улан Сатывалдиев, что для самих банков данный продукт не очень выгоден, хотя некоторые из кредитных учреждений и открыли отделы лизинга, но сделали это в целях обеспечения конкурентоспособности.

– Это направление пока банками не очень поддерживается и развивается, потому что при ограниченности финансовых ресурсов коммерческим банкам выгоднее выдать деньги в кредит и оформить залог. Лизинг требует от банков больше времени в плане процедур оформления и средств, что влечет необходимость в более "длинных деньгах". Поэтому, при наличии альтернативных финансовых продуктов и услуг, лизинг не является для них приоритетным продуктом, – говорит Улан Сатывалдиев.

В первую очередь для развития лизинга важна законодательная база. В Кыргызстане она имеется. Более того, в плане развития исламских принципов финансирования наша законодательная база самая развитая среди стран СНГ.

У нас приняты поправки в Налоговый кодекс, которые помогают избежать налогообложения завозимого оборудования и основных средств, приобретаемых по лизингу, также принят закон "О лизинге" с определенными налоговыми преференциями для лизинговых компаний и банков, которые пользуются этим финансовым инструментом. В частности, с 2013 года лизинговые операции не облагаются НДС на импорт и на поставку. Все это создает благоприятные предпосылки и почву для развития этой финансовой услуги в нашей стране, отметил глава "Лизинговой компании Кыргызстан".

Около 10 лет назад первым в Кыргызстане взял курс на развитие финансирования по исламским принципам "ЭкоИсламикбанк". Это был пилотный проект. На тот момент никаких условий, в том числе в законодательстве республики, для развития этого направления не было. Банком совместно с НБКР была проделана большая работа для создания необходимых условий для развития исламского финансирования в Кыргызстане.

«Иджара» все популярнее не только среди мусульман

Помимо традиционного, "классического" лизинга, параллельно в КР развивается финансирование по исламским принципам – Иджара. Этот финансовый продукт стал набирать популярность у населения даже быстрее традиционного, независимо от национальности и вероисповедания кыргызстанцев. В чем же причина его популярности? В чем сходство и отличие двух подходов к одному финансовому продукту? 

Иджара – исламский аналог лизинга, предоставление имущества в аренду. Существует разновидность этого инструмента — иджара ва иктина, предполагающая последующий выкуп арендованного имущества.

Если другие продукты исламского финансирования сильно отличаются от своих "европейских" собратьев, то Иджара похож на традиционный лизинг. Однако, ряд отличий и преимуществ у него все же имеется.

Если можно так выразиться, это финансирование «с человеческим лицом», когда к заемщику относятся как к партнеру.  Деньги, которые занимает любой человек, никогда не должны стать для него обузой, непосильной ношей, - рассказал Улан Сатывалдиев.

В традиционном лизинге банк не волнует, если техника, которую вы через него приобретаете, сломалась – вы все равно должны будете выплачивать проценты даже, если поломка произошла по вине завода-изготовителя. По исламским принципам финансирования, на то время, пока оборудование ремонтируется, взносы по лизингу приостанавливаются. Безусловно, если экспертиза оборудования установит, что поломка случилась по вине лизингополучателя, то взносы необходимо выплачивать даже во время простоя вашего оборудования.

Очевидным преимуществом иджары является и то, что лизингополучатель начинает выплачивать платежи только с момента начала пользования оборудованием.

– Приведу пример: на доставку оборудования от производителя требуется время – от двух недель до одного-двух месяцев. Обычно в коммерческих банках начисление ежемесячных платежей начинается с момента заключения договора. По исламским принципам – пока клиент не получит оборудование, не начнется выплата начисленной суммы, - добавляет Улан Сатывалдиев.

Также по принципам исламского финансирования, компании и банки не вправе штрафовать заемщиков, ведь это связано с получением процентной прибыли. Но для поддержки дисциплины лизингополучателя допускается в случае запоздалой оплаты устанавливать символически штрафы. Здесь нужно учесть, что все начисленные штрафные санкции не присваиваются компанией в счет дохода, а перечисляются на благотворительность.

Это привлекает многих клиентов, при этом – хочу подчеркнуть особо – невзирая на их национальность и вероисповедание. Исламские "дочки" есть у Citibank, HSBC, Credit Suisse и других банков.

– С какими трудностями в своей деятельности вы сталкиваетесь чаще всего?

– Существует одно из главных заблуждений потенциальных клиентов, что мы продаем технику или сдаем в аренду собственную технику или оборудование. Это не так. Мы – лизинговая компания, мы финансируем покупку оборудования и техники. То есть если компания или предприниматель хочет приобрести какое-либо оборудование, он самостоятельно находит поставщика, находит подходящую для него технику и оборудование, оговаривает с ним все условия поставки и цену и к нам обращается лишь в случае необходимости финансирования недостающей ему суммы. И это логично, потому что бизнес у всех разный, потребности – тоже в силу специфики деятельности. И каждый подбирает то, что ему требуется. Мы же помогаем бизнесменам это купить. Мы покупаем необходимое клиентам оборудование в нашу собственность, и передаем им его в аренду с последующим правом выкупа. Дополнительного залога мы не требуем, само оборудование выступает в качестве гаранта возврата денег.

– Получается, у вас много конкурентов – коммерческие банки, другие лизинговые компании.

– В той или иной мере мы, конечно, являемся конкурентами коммерческим банкам. Но для других банков лизинг – не основной продукты, на котором они зарабатывают. 

– Лизингополучателем вы можете стать, если?

Вы индивидуальный предприниматель, который ведет минимум год непрерывной активной деятельности. Для юридических лиц белее жесткое требование – не менее 2 лет непрерывной активной деятельности. В случае старта бизнеса–обязательное наличие действующих денежных потоков, покрывающие все, в том числе лизинговые обязательства.

– На каких условиях?

Поскольку финансовый рынок в Кыргызстане ограничен по ресурсам, мы выдаем лизинг на срок от полугода до 5 лет. Заключается договор. И лизингополучатель на его основе, например, в течение трех лет выплачивает определенную сумму согласно составленному графику платежей. Когда сумма полностью погашается, составляем акт и передаем оборудование в собственность клиента. Оборудование у нас закупается на сумму не менее $15 тыс. и до $500 тыс. на одного заемщика.

Условия получения Иджары:

Валюта лизинга: сом и доллары. (Установленный запрет Национальным банком КР на потребительские кредиты в иностранной валюте не распространяется на лизинговые компании, по причине того, что они не лицензируются НБКР согласно закону КР "О финансовой аренде").

Срок лизинга: от полугода до 5 лет. Залоговое обеспечение: выступает само приобретаемое лизинговое имущество и поручительство (в исключительных случаях дополнительное обеспечение в виде движимого и недвижимого имущества).

Наличие собственных средств финансирования: от 20% стоимости приобретаемого имущества. Страхование приобретаемого имущества: обязательно. Комиссия за оформление лизинга: 1% от суммы лизинга.

– Есть ли случаи задержек или невозврата средств?

– Таких случаев пока не было. Наша компания всегда тщательно оценивает платежеспособность нашего потенциального клиента. Некоторым приходится отказывать в лизинге.

– На что вы обращаете внимание, принимая решение о выдаче лизинга? Кому, и по какой причине можете отказать?

– Мы обращаем внимание на все факторы, а их много – как объективные, так и субъективные. Мы оцениваем, как развитие и риски самого бизнеса, так и факторы, которые могут повлиять на него после получения в лизинг имущества – например, платежеспособность клиента-предпринимателя, с учетом существующего кризиса. При этом учитываем и то, что наша страна вошла в Евразийский экономический союз, и девальвацию национальной валюты, которую можем наблюдать последнее время. Все это сказывается на платежеспособности как лизингополучателя, так и его клиентов.

Ну и, учитывая специфику нашей компании, мы не можем рассматривать тех клиентов, чей бизнес связан с производством или распространением алкоголя, табачных изделий, оружия, и всем тем, что запрещено Шариатскими принципами.

– Какие сферы деятельности вы сейчас относите к "рисковым"?

– Аналогичные тем, которые имеются в России и Казахстане и, естественно, там они крупнее и сильнее. То есть практически все. И мы предварительно оцениваем, насколько конкурентоспособен наш потенциальный клиент в сравнении с российскими и казахстанскими производителями. Поэтому, считаю, что наше государство должно поддерживать хотя бы ключевые отрасли экономики.

– Поддерживаете ли вы стартапы?

– На данный момент, к сожалению, нет. Пока мы не готовы так рисковать, вкладывая свои средства в только зарождающиеся проекты. Мы рассматриваем их сейчас как бизнес с самой высокой долей риска.  Помогаем перспективному, развивающемуся, растущему бизнесу, который существует на рынке как минимум год. К нам обращаются почти в равных долях – по 15-20% – представители разных отраслей – перерабатывающей, строительной, производственной, сельскохозяйственной, сферы услуг.

"В Кыргызстане всегда нужны деньги"

– Вы отслеживаете динамику – к примеру, за последние полгода число желающих приобрести что-то в лизинг увеличилось или сократилось? Люди готовы рисковать деньгами в кризис?

– Так уж получилось, что наша компания начала операционную деятельность в разгар кризиса. Рынок лизинга на данный момент развит слабо, в том числе и из-за мирового кризиса. Но, согласно проведенному нами исследованию, у него есть перспективы развития. Востребованность в финансировании в Кыргызстане была и есть. В республике наблюдается хронический недостаток финансирования. Бизнес всегда требует денежных вливаний. Вопрос стоит лишь в доступности.

Беседовала Маргарита Лазуткина

www.akchabar.kg

В поддержку исламского предпринимательства | islam.ru

Сегодня все больше мусульман - предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным   поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями между партнерами. Ведь торговля, финансы, производство это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом.

Партнерство (мушарака).

Одним из способов поддержания бизнеса мусульман является создание длительных партнерских отношений, участие в совместных проектах, не противоречащих нормам шариата. К сожалению, в настоящее время сотрудничество среди бизнесменов-мусульман не носит длительный характер. История двух друзей, начинающих свое дело, а затем через несколько лет или месяцев конкурирующих друг с другом и теряющих совместный бизнес, теперь становится обыденной. Успешное и длительное партнерство возможно только при условии, если партнеры заранее обсуждают все соответствующие взаимные обязательства и способ совместного получения и использования прибыли.

Необходимо, чтобы они полностью доверяли друг другу, но одного лишь доверия недостаточно: важно, чтобы условия партнерства были записаны и зафиксированы свидетелями. В Священном Коране по этому поводу есть аят с таким смыслом: «О вы, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге (взаимных обязательствах) на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо» (Сура Аль-Бакара, аят 282).

Несмотря на очевидное кораническое указание, некоторые мусульмане не прибегают к письменному закреплению условий партнерства или устного договора. Они считают, что среди хороших друзей в этом нет никакой необходимости. Конечно, рассуждая так, мы руководствуемся лишь эмоциями и чувством долга, но, к сожалению, наблюдения показывают, что подобное отношение не является положительным ни для бизнеса, ни для дружбы, и в результате можно потерять и то, и другое. Так, в продолжение вышеуказанного аята в Коране отмечается: «Не тяготитесь записать договор (не считайте это ниже вашего достоинства), будь он большим или малым, до указания его срока. Так будет справедливее перед Всевышним, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений».

Однако неудачный опыт деловых партнерских отношений не должен стать препятствием на пути создания новых компаний и объединений. Без партнерства мусульманское предпринимательство не сможет развиваться стабильно, а меры повышенной предосторожности приведут к оставлению попыток начать новый бизнес из-за страха перед риском. Создавая предпринимателям - мусульманам благоприятные условия для открытия совместных предприятий и делая выводы из уже имеющегося опыта, мы научимся быть более честными, открытыми и предприимчивыми в деловой практике и сможем совершать сделки в соответствии с законом, не игнорируя оформления необходимых документов.

Аренда (иджара)

Одним из привлекательных и разрешенных видов бизнеса в исламе представляется иджара, или аренда (оперативный лизинг). Раскроем более подробно суть и преимущества этого одобряемого шариатом бизнеса.

Когда однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел  один бедный человек и попросил милостыню, Посланник (мир ему и благословение Аллаха)  спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?» Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда укрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  попросил принести эти вещи. Когда тот принес, он взял их в руки и спросил, не желает ли кто купить их. Продав эти вещи за два дирхема, он отдал деньги бедняку, посоветовав: «На один дирхем купи еды для своей семьи, а на второй - топор и принеси его мне». Человек принес ему топор, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Иди, заготовь дрова и продавай их. Придешь ко мне через две недели». Тот сделал, как было сказано, и заработал десять дирхемов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал ему: «Это для тебя лучше, нежели предстать в Судный день с печатью просящего милостыню на лице. Просить о помощи разрешено только трем людям: очень бедному человеку; тому, кто должен большую сумму; и тому, кто должен заплатить выкуп за кровь наследникам убитого» (приводится у Абу Дауда и Бай-хаки). Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  в этом хадисе осудил безделье и нищенство и одновременно показал пример возможного способа добывания средств к существованию при помощи средств производства.

Иджара представляет собой покупку и передачу средств производства (имущества) в аренду за определенную плату и на определенный срок. Арендодатель при этом не несет расходов по обслуживанию имущества и его страхованию. Иджара ва ик-тина - то же, что иджара, но с переходом права собственности на имущество арендатору в конце арендного периода; при этом имущество передается по остаточной стоимости на основании отдельно заключенного договора дарения или купли-продажи.

В контракте иджары имущество, как правило, приобретается по заявке клиента и передается в аренду на определенный срок; что касается арендного платежа, он фиксирован как для арендатора, так и для арендодателя (им чаще всего выступает исламский банк). Эта плата обусловлена в контракте и не зависит от дохода или прибыли арендатора. Арендатор по своему усмотрению может использовать арендованное имущество как для своих коммерческих, производственных целей, так и для личных, непроизводственных - скажем, аренды дома, квартиры, машины и т. д.

Следует отметить некоторые ограничения, связанные с операциями аренды или лизинга. Во-первых, в исламской экономике только оперативный лизинг признается законным, а финансовый лизинг (один из альтернативных видов кредитования) запрещен. Как объясняют это различие мусульманские экономисты, аренда имущества не равносильна аренде денег. Арендуемое имущество имеет конкретную потребительскую полезность или выгоду, которую получает арендатор в процессе его эксплуатации.

Эта полезность (например, производственная мощность машин) ощутима и может быть измерена в виде получения конечного продукта или услуги. В процессе эксплуатации полезность уменьшается, соответственно, уменьшается и стоимость имущества, что называется процессом амортизации. Значит, арендный платеж должен включать амортизационные начисления. В случае, когда деньги отдаются в долг, кредитор предполагает, что их пользователь также будет иметь некую выгоду или доход от использования этих денег, но ни один из них не знает на все 100%, какой именно доход принесут эти средства. Поэтому нельзя говорить о заранее определенной плате за использование данных средств, то есть устанавливать банковский процент за кредит.

В ином варианте, когда будет установлена плата за пользование кредитом, заемщик столкнется с элементом гарара (неопределенности), так как он не может заранее с полной уверенностью сказать, какая будет сумма прибыли.

Кроме того, даже притом, что арендная ставка фиксирована для арендатора, это не означает, что собственник имущества или арендодатель будет иметь фиксированную, определенную прибыль от арендных платежей как в случае с платежами по кредиту, которые стабильны для кредитора. Дело в том, что владелец арендуемого имущества несет расходы по поддержанию имущества в рабочем состоянии (техническому обслуживанию), обеспечивает ремонт в случае необходимости с той целью, чтобы полезность имущества не уменьшалась для арендатора.

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит также на собственнике имущества. А любые попытки переложить на арендатора эти расходы либо получить арендную плату сразу за весь период считаются в контракте иджары незаконными. В то же время арендатор имущества не может отказаться от выплаты аренды или требовать уменьшить ее в течение действия договора, мотивируя это тем, что он какое-то время не использовал рабочее оборудование. Независимо от периода эксплуатации или простоя остаточная стоимость оборудования уменьшается стечением времени, следовательно, при отказе выплаты аренды арендодатель будет нести убыток, что является несправедливостью и запрещается в данном контракте.

Необходимо отметить, что в настоящее время в США, Японии и Западной Европе наблюдается интенсивное развитие высококачественного оперативного лизинга-аренды. Отличительной особенностью высококачественной аренды является не только предоставление возможности потребителю выбора нужной ему машины и оборудования, но и предложение потребителю комплекса услуг, в максимальной мере раскрывающих потенциальные возможности сдаваемых в аренду машин.

Популярность аренды обусловлена тем, что подрядчики все больше убеждаются в том, что гораздо выгоднее использовать арендуемые машины вместо того, чтобы покупать их, пусть даже в кредит. При этом открываются возможности использования машин, на покупку которых не имеется средств, становятся доступны передовые технологии, отпадает необходимость иметь собственную ремонтную мастерскую, запасные части, содержать ремонтный персонал, существенно меньше оказываются потери средств от простоев машин в ремонте и пр. В этом заключается частная выгода аренды. К общим выгодам можно отнести сокращение количества используемых машин, увеличение темпов работ, повышение надежности производственных процессов, повышение качества работ, рост прибыли, финансовая стабильность и др.

В России высококачественной арендой как видом бизнеса занимается небольшое количество предприятий. При этом на основе мирового опыта можно утверждать, что в перспективе этот вид бизнеса будет очень выгодным.

Примерами контрактов иджары могут быть аренда различной офисной мебели, оргтехники, прокат технического оборудования, строительной техники и т. д.

Действительно, заказчик получает в свое распоряжение оборудование еще до того, как он выплачивает его полную стоимость. Арендатор получает возможность сразу начать производство продукции и услуг на новом оборудовании и лишь затем постепенно выплатить лизинговые платежи. Если учесть, что амортизация оборудования, переданного в аренду, рассчитывается по ускоренному методу с коэффициентом не более 3, в конечном счете арендатор может сэкономить до 20 % средств, затрачиваемых на его приобретение по сравнению с коммерческим кредитом. Более того, иногда такая сделка имеет преимущество даже по сравнению с прямой закупкой оборудования.

На территории Российской Федерации проживает огромное количество мусульман. Только в Москве и Московской области насчитывается около 2 млн лиц, исповедующих Ислам. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни, приобретает большой интерес и значимость.

Для создания стабильных партнерств и развития бизнеса в целом важно, чтобы мусульманское сообщество было единым и крепким. Только организованное и объединенное сообщество может стать хорошей основой для бизнес среды и гарантировать стабильность и защиту предпринимательства на всех уровнях.

Изучив и сопоставив основные формы  организации  российского и исламского бизнеса, можно сделать вывод о том. Что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать реализации возможностей развития исламского предпринимательства. Вместе с тем необходимо восполнять дефицит компетентной информации на русском языке, раскрывающей особенности мусульманской деловой культуры, в рамках которой находятся этические нормы, регулирующие экономические отношения и предпринимательское поведение, что даст серьезный импульс в продвижении международной торговли и производства, установлении контактов и делового сотрудничества.

www.islam.ru


Смотрите также