Рейтинговое агентство Эксперт РА (raexpert.ru) Интервью с Кириллом Царёвым, генеральным директором АО «Сбербанк Лизинг». Царев сбербанк лизинг


«Лизинг как удобный инструмент для малого и среднего бизнеса». Интервью с Кириллом Царёвым, генеральным директором «Сбербанк Лизинг»

О том, насколько сегодня востребован лизинг среди представителей малого и среднего бизнеса, какие новые продукты предлагает «Сбербанк Лизинг» для своих клиентов и в каком направлении продолжится развитие лизинга в России, журнал «Retail & Loyalty» беседует с Кириллом Царёвым, генеральным директором «Сбербанк Лизинг».

R&L: Насколько сегодня востребован лизинг среди представителей малого и среднего бизнеса?

К. Царёв: Сегодня лизинг – одна из наиболее динамично растущих отраслей. Представителям малого и среднего бизнеса он позволяет решить вопросы с приобретением автомобильного транспорта для того, чтобы передвигаться самому, перевозить своих сотрудников, доставлять свои товары, а также закупать легкое оборудование. Поэтому сотрудничество с МСБ – одно из важнейших направлений для лизинговых компаний, в том числе для нас. К слову, только в течение первых полутора часов работы ежегодной выставки для предпринимателей независимой розницы и сегмента HoReCa METRO EXPO’18, мы получили около двадцати заявок.

R&L: За счет каких ключевых аспектов лизинг имеет преимущество по сравнению с другими видами сервиса?

К. Царёв: Прежде всего это широта покрытия. Автомобиль в лизинг, по сути, принадлежит лизинговой компании, мы же предоставляем ее широкому кругу клиентов. Более того, у нас есть ряд продуктов, для оформления которых, кроме паспорта и учредительных документов, больше ничего не нужно. Если у компании есть кредитная история, она может получить дополнительный, более широкий перечень продуктов или более низкую стоимость лизинга. Это обусловлено более низкими рисками для нас, по сравнению с недавно созданными компаниями.

Кроме того, производители регулярно предлагают нам скидки на автомобили, в связи с тем, что мы закупаем большое количество их продукции. Поэтому иногда эту скидку «Сбербанк Лизинг» частично предоставляет малому бизнесу.

Наконец, сейчас государство уделяет большое внимание развитию малого и среднего бизнеса и предлагает целый ряд специальных программ. 

R&L:  Какие отраслевые экспресс-решения, направленные на развитие и поддержку МСБ, предлагают банки и, в частности, Сбербанк?

К. Царёв: Сбербанк предлагает целую линейку кредитных продуктов, которые адаптированы под конкретного клиента и его вид бизнеса (онлайн-кредитование, оборотное кредитование, СМАРТ-кредиты). Но, самое главное, что сегодня подать заявку и получить кредит можно онлайн, в том числе и лизинг. Это очень удобно и эффективно.

R&L:  Каковы сроки процесса согласования лизинга?

К. Царёв: Время согласования в зависимости от продукта может занимать от нескольких минут до нескольких часов. Если это какой-то сложный инвестиционный продукт, то, безусловно, из-за большого объема документов и времени, необходимого для их анализа, процесс может растянуться на несколько недель. Отмечу, что сроки принятия решения по продуктам для клиентов малого бизнеса исчисляются часами.

R&L: Какие меры по поддержке малого и среднего бизнеса сегодня принимает государство? Какие преимущества могут получить представители МСБ от лизингового финансирования?

К. Царёв: В первую очередь, это программа Минпроторга, субсидирующая ставку в коммерческом транспорте. Также есть программы по легкой строительной и дорожной технике, для предприятий легкой промышленности. В основном, они ориентированы на средние и относительно крупные компании, реализующих стратегию импортозамещения.

Программа Фонда развития промышленности субсидирует часть аванса, предоставляя клиенту заем на льготных условиях. Функционирует и программа Корпорации МСП по рефинансированию кредитов, так называемый «кредит 666». Таким образом, с одной стороны, существует большое количество программ, направленных на субсидирование процентных ставок с целью сделать кредиты более доступными, с другой – Сбербанк реализует ряд проектов по обучению, в частности, платформу для предпринимателе «Деловая среда». Мы уверены, что малым предприятиям и предпринимателям очень важно получать новые знания и навыки. Но финансовые возможности для этого есть далеко не у каждого. Именно поэтому мы сделали этот сервис бесплатным .

В рамках реализации программы по развитию цифровой экономики за счет появления все большего количества государственных, банковских и иных видов онлайн-услуг увеличивается скорость их предоставления. Это позволяет предпринимателям высвободить время для своего бизнеса. В этом очень большая роль как правительства, так и кредитных организаций, в частности, Сбербанка.

R&L:  Как изменились требования по предоставлению лизинга за последнее десятилетие? На какие ключевые аспекты сегодня делается основной упор?

К. Царёв: За это время произошли кардинальные изменения. Лизинг вырос больше, чем в 10 раз. Он стал намного доступнее и удобнее. Сегодня достаточно прийти в автосалон и выбрать машину. А уже совсем скоро можно будет подавать документы на рассмотрение и подписать договор онлайн. Но, самое главное, что за последние 10 лет кратно снизились ставки. Сегодня и мы, и лизинговые компании сами поставят автомобиль клиента на учет. Появляются такие услуги, как хранение колес, расширенная гарантия, страхование. Перечень всех услуг вы можете получить через одно окно. И мы видим, что клиенты голосуют за такую услугу «ногами и руками». Ежегодно МСБ в лизинге увеличивается примерно на 25%. Лизинг становится все более востребованным и популярным. При этом я уверен, что весь потенциал на этом рынке не исчерпан.

R&L: Как выглядит портрет типичного клиента?

К. Царёв: Все зависит от того, в каких единицах измерять. Если в деньгах или объемах, то «Сбербанк Лизинг» как участвует в очень крупных инвестиционных проектах, где несколько клиентов могут занимать весомую долю (в рамках таких проектов мы финансируем всю структуру: самолеты, корабли, вагоны и т. д.), так и работает с представителями малого бизнеса. Это, как правило, небольшие юридические лица – общество с ограниченной ответственностью или индивидуальный предприниматель – которые приобретают автомобиль как легкий коммерческий транспорт (например, «ГАЗель»), либо для собственного передвижения (например, LADA Largus). Еще одна категория клиентов – небольшие строительные компании. Они, как правило, интересуются самосвалами или тягачами с полуприцепом. В среднем на таких клиентов приходится один-два автомобиля. Всего таких клиентов у нас сегодня более 10 тыс.

Кроме того, «Сбербанк Лизинг» не только помогает клиентам в развитии, но и подсказывает, где есть лучшие предложения, какая-то дополнительная скидка или специальная программа.

Нашу модель продаж можно без преувеличений назвать уникальной. Получить лизинг сегодня можно как в автосалоне или офисе лизинговой компании, так и в любом отделении Сбербанка. Достаточно просто обратиться в ближайшее банковское отделение, где сотрудники предоставят всю необходимую информацию, проконсультируют по любому интересующему вопросу и прямо на месте предоставят лизинг вместе со всем пакетом документов. Этот дополнительный канал достаточно динамично растет. Более 30% наших продаж в малом бизнесе осуществляется именно через него.

R&L: Какие марки автомобилей вы предлагаете клиентам в лизинг и что они чаще всего выбирают?

К. Царёв: Мы предлагаем как отечественные, так и зарубежные марки автомобилей. Программы субсидирования, как правило, в основном направлены на технику, которая производится в России. Но в целом у нас представлена вся палитра – отечественные и импортные легковые автомобили, микроавтобусы и грузовая техника.

Необходимо отметить постоянно растущую долю именно российского автопрома. «КамАЗ» есть, был и остается основным производителем грузовых машин. Несмотря на то что мы предоставляем клиентам широкий выбор марок, лидером среди грузовых автомобилей является «КамАЗ», в автобусах и микроавтобусах – это «ГАЗ».

В легковом автотранспорте спектр востребованных марок гораздо шире. В легком коммерческом транспорте наибольшим спросом пользуется «АвтоВаз», а вот для автомобилей личного пользования в силу большого количества производителей однозначного лидера выделить нельзя – есть спрос и на Nissan, и на Audi и т.д.. в т.ч.  произведенные в России. 

R&L: Какие факторы учитываются при принятии решения о предоставлении лизинга?

К. Царёв: Все зависит от продукта. Для самых простых продуктов достаточно таких характеристик, как благонадежность и возможность внести авансовый платеж. Также при оценке клиента интерес представляет его транзакционная деятельность: если мы находим показатели удовлетворительными, можем снизить сумму аванса для минимума

 

R&L: Какие плюсы и минусы вы бы могли выделить для банков при финансировании лизинга?

К. Царёв: Главный плюс – это качество портфеля. Все мы работаем на высокорисковом рынке, и в случае возникновения у клиента финансовых сложностей наличие у него ликвидного актива позволяет лизинговой компании полностью вернуть свои деньги. При беззалоговом кредитовании банк, как правило, теряет значительные суммы

 

R&L: Какие требования бизнес предъявляет к поставщикам (оборудования, автомобилей)?

К. Царёв: Самое главное – это надежность и чистоплотность поставщика. Товар должен соответствовать всем заявленным характеристикам и быть предоставлен в указанные сроки. А также у компании-поставщика не должно быть никаких проблем с надзорными органами в части отчислений налога на добавленною стоимость.

Каких-либо других дополнительных требований мы не предъявляем

R&L: Расскажите о новых продуктах, которые «Сбербанк Лизинг» представил на METRO EXPO’18?

К. Царёв: На METRO EXPO’18 мы предложили простое классическое решение – специальные условия на приобретение коммерческого автомобиля LADA Largus. Для доставки и перевозки малогабаритных грузов и продуктов питания автомобили данной марки можно приобрести при авансовом платеже в 20% и сроком лизинга 12 месяцев c использованием 12,5% субсидии от Минпромторга. Данные условия позволяют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получить необходимое количество автомобилей практически без переплат. Цена в рассрочку получается практически такой же, как будто если клиент купил ее сразу

Кроме того, в нашем мобильном приложении постепенно будут добавляться различные новые сервисы для клиента, причем не только связанные с лизингом. Клиент сможет получить дополнительный набор услуг: записаться на автосервис, произвести ремонт или замену колеса и т. д.

Также на выставке METRO EXPO’18 мы представили и протестировали прототип, построенный на методологии дизайн-мышления, который позволяет предпринимателям с помощью планшета в виртуальном пространстве рассчитать объем товара в кузове автомобиля. Если эта услуга будет востребована, в нашем приложении появится специальная опция. Для нас критически важно, чтобы клиент получал максимальные комфортные сервисы непосредственно от «Сбербанк Лизинг».

Кроме того, нами была представлена и новая электронная система документооборота E-leasing, которая позволяет полностью отказаться от бумажной волокиты и подписывать договоры в режиме онлайн вне зависимости от расстояния между контрагентами, масштаба бизнеса и вида деятельности.

R&L: Каким вы видите дальнейшее развития лизинга в России?

К. Царёв: Я думаю, что в ближайшем будущем лизинг будет показывать устойчивый рост, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Процентные ставки продолжают снижаться, а это означает, что эта форма кредитования становится более доступной. Лизинговые компании уже сегодня учатся работать все с большим количеством разных сегментов. К тому же за счет внедрения цифровых онлайн-технологий снижается себестоимость. Появляется возможность дать клиенту дополнительную скидку, то есть сделать лизинг еще более дешевым и экономически выгодным.

Кроме того, насыщая лизинг дополнительными программами, мы переходим от простейшей опции предоставления автомобиля к полному пакету услуг по его эксплуатации.

Следующий шаг – развитие операционного лизинга. Клиенту не придется переплачивать, он сможет через 2–3 года вернуть автомобиль обратно. Ведь зачастую транспорт нужен бизнесу лишь для того, чтобы иметь возможность перевозить свой товар в течение нескольких лет.

Поэтому я уверен, что в ближайшее несколько лет мы увидим развитие именно этих трех направлений. 

Источник

Все новости

www.sberleasing.ru

Интервью с Кириллом Царевым, генеральным директором АО «Сбербанк Лизинг»

«Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде»

 – Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале и за весь 2017 год?

– На мой взгляд, ключевым событием 2017 года можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.

 – Как изменились за последние три года каналы продвижения компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, будут доминировать в 2018 году? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными.

– В разных сегментах лизинга эти каналы по-прежнему отличаются. В розничном лизинге силен канал дилеров. Для сегментов крупного бизнеса основным каналом остаются прямые продажи. Нельзя сказать, что каналы претерпели существенные изменения. Они развиваются, в каждом сегменте по-своему. Касаясь перспектив, я думаю, что удаленные каналы станут играть все большую роль в будущем. Это, пожалуй, один из ключевых трендов.

 – Какое влияние на участников рынка лизинга окажет применение ФСБУ «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы использования стандарта?

– Пока судить сложно. С одной стороны, переход на новый стандарт приведет к утяжелению учета, как следствие, к возможному возникновению дополнительных затрат. Хотя для компаний, которые ведут МСФО, эти изменения будут относительно невелики. С другой стороны, повысится прозрачность лизинговой отрасли. Потому как текущий стандарт действительно не позволяет в полной мере оценить финансовое состояние лизинговой компании по ее отчетности. Это будет важный шаг как для всей отрасли, так и для каждой компании: вырастет прозрачность отрасли и прозрачность каждой компании для ее инвесторов и клиентов.

 – Насколько снизились ставки по лизинговым договорам? Какую их динамику вы ожидаете в 2018 году?

– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на динамику снижения ключевой ставки. Весь банковский рынок, а за ним и лизинговый двигаются за ключевой процентной ставкой. Соответственно, ее снижение в 2017 году привело к снижению ставок на лизинговом рынке, ее снижение потенциально в 2018 году будет способствовать дальнейшему снижению ставок на лизинговом рынке.

 – Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет снижение объемов госсубсидий автолизинга?

– Мне кажется, это может негативно отразиться в краткосрочной перспективе и относительно нейтрально – в среднесрочной. Я бы даже сказал, существенно негативно в краткосрочной и умеренно негативно – в среднесрочной. Если, например, как это было в 2017 году, программа субсидирования закончится в ноябре и, по прогнозам, продолжится в январе, то все, кто рассчитывает получить субсидии, в декабре вообще ничего не будут покупать. И мы получим существенный провал. Если субсидия закончится в мае, а следующая будет, допустим, в январе, то субъекты рынка вряд ли согласятся ждать. По окончании программы почувствуется некое разочарование, но через три-четыре месяца интерес относительно восстановится. При этом говорить о том, что отсутствие субсидий вообще никак не повлияет, нельзя. Субсидии побуждают определенных субъектов малого бизнеса покупать машины, которые без субсидий, возможно, они бы купить не смогли.

 – Какие угрозы для автосегмента вы видите в 2018 году?

– Существенных угроз для сегмента я не вижу. На мой взгляд, сегмент станет хорошим барометром того, что будет происходить в малом бизнесе. Если сегмент растет, повышается и настроение у малого бизнеса России; если сегмент стагнирует, настроение участников рынка меняется, и их что-то беспокоит, причем не столько в лизинге, сколько в целом в экономической ситуации или в их бизнес-моделях.

 – В каких сегментах оперативный лизинг недостаточно развит?

– Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде, но, если составлять какой-то виртуальный рейтинг, можно сказать, что на первом месте стоит авиация, а на втором – железнодорожный транспорт. Существенным сдерживающим фактором развития операционного лизинга являются процентные ставки. Чем они ниже, тем выше будет потенциал этого рынка. Когда мы уйдем в ставки лизинга менее 7–8% (надеюсь, что это время наступит), тогда мы увидим существенный сдвиг из финансового лизинга в оперативный. Потому что низкая процентная ставка позволит участникам рынка комфортно работать с большими остаточными платежами.

 – Как будет развиваться, по вашему мнению, сегмент лизинга железнодорожной техники? Какие виды вагонов будут востребованы именно получателями?

– На мой взгляд, рынок железнодорожной техники будет развиваться относительно спокойно. С одной стороны, мы видим, что все основные производства загружены; с другой – нас, как и всех участников рынка, волнует баланс спроса и предложения на рынке подвижного состава. Последний год наблюдается дефицит, который может сохраниться еще первые 6 месяцев 2018-го. Ожидать каких-то значительных новых сделок на рынке сложно, за исключением финансирования существующей программы. Возможно рефинансирование портфелей, что приведет к росту нового бизнеса в отчетности лизинговых компаний без роста лизингового портфеля. Это будет означать, что часть портфеля просто перешла от одной компании к другой. Рынок железнодорожной техники будет основным видом имущества, которое может мигрировать между портфелями лизинговых компаний. Количество клиентов в данном сегменте ограничено, предмет лизинга понятен, и сумма относительно портфелей крупная. Этот рынок наиболее чувствителен к ставкам, и именно он с высокой долей вероятности может рефинансироваться в течение года.

raexpert.ru

Рейтинговое агентство Эксперт РА (raexpert.ru) Интервью с Кириллом Царёвым, генеральным директором АО «Сбербанк Лизинг»

«Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде»

 – Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале и за весь 2017 год?

– На мой взгляд, ключевым событием 2017 года можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.

 – Как изменились за последние три года каналы продвижения компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, будут доминировать в 2018 году? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными.

– В разных сегментах лизинга эти каналы по-прежнему отличаются. В розничном лизинге силен канал дилеров. Для сегментов крупного бизнеса основным каналом остаются прямые продажи. Нельзя сказать, что каналы претерпели существенные изменения. Они развиваются, в каждом сегменте по-своему. Касаясь перспектив, я думаю, что удаленные каналы станут играть все большую роль в будущем. Это, пожалуй, один из ключевых трендов.

 – Какое влияние на участников рынка лизинга окажет применение ФСБУ «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы использования стандарта?

– Пока судить сложно. С одной стороны, переход на новый стандарт приведет к утяжелению учета, как следствие, к возможному возникновению дополнительных затрат. Хотя для компаний, которые ведут МСФО, эти изменения будут относительно невелики. С другой стороны, повысится прозрачность лизинговой отрасли. Потому как текущий стандарт действительно не позволяет в полной мере оценить финансовое состояние лизинговой компании по ее отчетности. Это будет важный шаг как для всей отрасли, так и для каждой компании: вырастет прозрачность отрасли и прозрачность каждой компании для ее инвесторов и клиентов.

 – Насколько снизились ставки по лизинговым договорам? Какую их динамику вы ожидаете в 2018 году?

– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на динамику снижения ключевой ставки. Весь банковский рынок, а за ним и лизинговый двигаются за ключевой процентной ставкой. Соответственно, ее снижение в 2017 году привело к снижению ставок на лизинговом рынке, ее снижение потенциально в 2018 году будет способствовать дальнейшему снижению ставок на лизинговом рынке.

 – Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет снижение объемов госсубсидий автолизинга?

– Мне кажется, это может негативно отразиться в краткосрочной перспективе и относительно нейтрально – в среднесрочной. Я бы даже сказал, существенно негативно в краткосрочной и умеренно негативно – в среднесрочной. Если, например, как это было в 2017 году, программа субсидирования закончится в ноябре и, по прогнозам, продолжится в январе, то все, кто рассчитывает получить субсидии, в декабре вообще ничего не будут покупать. И мы получим существенный провал. Если субсидия закончится в мае, а следующая будет, допустим, в январе, то субъекты рынка вряд ли согласятся ждать. По окончании программы почувствуется некое разочарование, но через три-четыре месяца интерес относительно восстановится. При этом говорить о том, что отсутствие субсидий вообще никак не повлияет, нельзя. Субсидии побуждают определенных субъектов малого бизнеса покупать машины, которые без субсидий, возможно, они бы купить не смогли.

 – Какие угрозы для автосегмента вы видите в 2018 году?

– Существенных угроз для сегмента я не вижу. На мой взгляд, сегмент станет хорошим барометром того, что будет происходить в малом бизнесе. Если сегмент растет, повышается и настроение у малого бизнеса России; если сегмент стагнирует, настроение участников рынка меняется, и их что-то беспокоит, причем не столько в лизинге, сколько в целом в экономической ситуации или в их бизнес-моделях.

 – В каких сегментах оперативный лизинг недостаточно развит?

– Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде, но, если составлять какой-то виртуальный рейтинг, можно сказать, что на первом месте стоит авиация, а на втором – железнодорожный транспорт. Существенным сдерживающим фактором развития операционного лизинга являются процентные ставки. Чем они ниже, тем выше будет потенциал этого рынка. Когда мы уйдем в ставки лизинга менее 7–8% (надеюсь, что это время наступит), тогда мы увидим существенный сдвиг из финансового лизинга в оперативный. Потому что низкая процентная ставка позволит участникам рынка комфортно работать с большими остаточными платежами.

 – Как будет развиваться, по вашему мнению, сегмент лизинга железнодорожной техники? Какие виды вагонов будут востребованы именно получателями?

– На мой взгляд, рынок железнодорожной техники будет развиваться относительно спокойно. С одной стороны, мы видим, что все основные производства загружены; с другой – нас, как и всех участников рынка, волнует баланс спроса и предложения на рынке подвижного состава. Последний год наблюдается дефицит, который может сохраниться еще первые 6 месяцев 2018-го. Ожидать каких-то значительных новых сделок на рынке сложно, за исключением финансирования существующей программы. Возможно рефинансирование портфелей, что приведет к росту нового бизнеса в отчетности лизинговых компаний без роста лизингового портфеля. Это будет означать, что часть портфеля просто перешла от одной компании к другой. Рынок железнодорожной техники будет основным видом имущества, которое может мигрировать между портфелями лизинговых компаний. Количество клиентов в данном сегменте ограничено, предмет лизинга понятен, и сумма относительно портфелей крупная. Этот рынок наиболее чувствителен к ставкам, и именно он с высокой долей вероятности может рефинансироваться в течение года.

Источник

Все новости

www.sberleasing.ru


Смотрите также