Комментарии коммерческого директора ГК "Балтийский лизинг". Балтийский лизинг правила лизинга


2.1 Учет операций у лизингополучателя, передача предмета лизинга на баланс лизингополучателя. Деятельность лизинговой компании ОАО "Балтийский лизинг"

Похожие главы из других работ:

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ИП Зырянова "Дома"

Учет операций на расчетном счете

Индивидуального предпринимателя, в нашем случае АН «Дома», не касается порядок ведения кассовых операций, определенный вышеописанными документами, если: * ИП не работает с наличными денежными средствами, т.е. получает оплату за свои товары...

Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала

Глава 2. Особенности проведения лизинговых операций. Правовое регулирование лизинга и аренды

...

Бизнес-план "ЦФТ-Ритейл банк (на базе Oracle)"

Ведение и учет кассовых операций

...

Бизнес-план "ЦФТ-Ритейл банк (на базе Oracle)"

Ведение и учет валютно-обменных операций

...

Бизнес-план "ЦФТ-Ритейл банк (на базе Oracle)"

Ведение и учет кассовых операций

Выдача и прием наличных средств с использованием аппарата Электронный кассир модели ProCash 5000: - Количество одновременно зарегистрированных аппаратов ЭК - Без ограничений - Количество одновременно зарегистрированных аппаратов ЭК - Три...

Деятельность лизинговой компании ОАО "Балтийский лизинг"

2.2 Учет операций у лизингодателя, учет предмета лизинга на балансе лизингодателя

В соответствии с п. п. 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства (ОС)...

Общая характеристика предприятия "Гранд Сервис"

2.1 Учет кассовых операций

Предприятие ООО «Гранд Сервис» - торговое предприятие. Поэтому, как любое торговое предприятие ООО «Гранд Сервис» имеет кассу для приема, хранения и расходования наличных денег...

Общая характеристика предприятия "Гранд Сервис"

2.2 Учет операций на счетах в банках

учетный политика баланс пассив Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций...

Основы лизинговых операций

2. Виды и формы лизинга. Учет лизинговых операций

Применительно к тем случаям, когда в виде объекта аренды выступают машины, оборудование, приборы и контролирующие устройства...

Проведения аудита лизинговых операций

2 Особенности аудиторской проверки операций лизинга

...

Теоретические и практические аспекты учета и анализа расчетных операций с контрагентами

2.2 Учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками

Товары в розничную торговлю поступают на основании договоров (заказов) от оптовых торговых предприятий или непосредственно от предприятий-производителей. Основную массу товаров розничные предприятия получают от местных поставщиков...

Учет и анализ денежных средств

1.2 Учет кассовых операций

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, в чековых книжках и т.д. Ведение кассовых операций возложено на кассира...

Учет и анализ денежных средств

1.3 Учет кассовых операций в иностранной валюте

Для учета операций в иностранной валюте в организациях создается специальная касса. Кассам устанавливаются лимиты в иностранной валюте. Они должны быть обеспечены всеми инструкциями...

Учет и анализ денежных средств

1.4 Учет операций по безналичной форме расчетов

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям - безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам - платежи в бюджет и во внебюджетные фонды...

Учет и анализ денежных средств

1.5 Учет операций по валютному счету

Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами...

econ.bobrodobro.ru

Комментарии коммерческого директора ГК "Балтийский лизинг"

Корректировка кредитной политики банков, которые снизили темпы прироста портфелей, сказалась на возможностях фондирования лизинговых компаний. Острых проблем лизингодатели пока не испытывают, но тех объемов привлечения, что были в прошлом году, обеспечить уже не могут Фото: архив «Эксперта С-З»Лизинговые компании столкнулись с ужесточением банками условий кредитования, в результате чего возможностей для наращивания нового бизнеса у лизингодателей стало меньше. Помимо ухудшения условий фондирования на темпах роста рынка в этом году скажется и отсутствие эффекта отложенного спроса, который выступал одним из драйверов 2011-го. Однако сокращения портфелей ожидать не стоит, так как новый бизнес будет расти быстрее, чем объемы выбытия.

Прошлый год для рынка стал очень удачным: по предварительным оценкам, объем нового бизнеса лизинговых компаний в России вырос более чем на 70%. Этому способствовали относительно стабильная экономическая ситуация в стране, а также эффект отложенного спроса. В 2008-2009 годах большинство лизингодателей новых сделок не заключали, «разморозка» рынка произошла в 2010-м. На минувший год пришелся пик: часть лизингополучателей возобновили проекты, отложенные из-за кризиса, ряд компаний запускали новые инвестиционные программы.

Однако отложенный спрос уже исчерпан. «В предварительных прогнозах на 2012 год большинство экспертов полагают, что темпы роста отрасли будут умеренными – вряд ли больше 30%. Думаю, это наиболее вероятный вариант развития событий. В то же время существует фактор президентских выборов. Но в первом полугодии он еще не сработает», – предполагает директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.

Банковская зависимостьОтрасль уже столкнулась с последствиями корректировок кредитной политики банков, которые ужесточили требования к заемщикам и снизили темпы прироста портфелей. Острых проблем с фондированием лизингодатели пока не испытывают, но тех объемов привлечения, что были в прошлом году, обеспечить уже не могут. «Основным источником финансирования лизинговых компаний были и остаются банковские кредиты. В период экономической нестабильности условия и требования банков становятся все жестче, поэтому лизинговые компании рискуют столкнуться с ситуацией, которая была в 2008 году, – рассуждает генеральный директор „ПН-Лизинг“ Роман Маланин. – Уже наблюдается тенденция к повышению ставок по кредитам, что не может не отразиться на условиях лизинговых программ. Кроме того, существует постоянный дефицит „длинных“ денег – банки не готовы финансировать лизинговые договоры на срок более пяти лет».

 Пока критической ситуация не выглядит: банкиры признают, что кредитовать все-таки продолжат, но исключительно качественных заемщиков. Так что устойчивые лизингодатели привлекают кредитные ресурсы, но уже по возросшим ценам, а иногда – в рамках сокращенных лимитов. В среднем ставки по банковским кредитам в рублях для надежных лизингодателей поднялись на 2%, соответственно выросла и стоимость финансовой аренды. Вполне вероятно, что произойдет и увеличение размера авансового платежа, так как, во-первых, повысились риски, а во-вторых, компаниям необходимо компенсировать сокращение банковских ресурсов наращиванием собственных средств.

В 2012 году ряд лизингодателей ожидают снижения рентабельности бизнеса. Согласно результатам опроса рейтингового агентства «Эксперт РА», в котором приняли участие руководители и финансовые директора более 40 компаний, в совокупности представляющих более 60% лизингового рынка, 62% респондентов предполагают такое развитие событий. Из них 49% ожидают незначительного снижения рентабельности, а 13% допускают, что падение показателей будет сильным. Треть компаний (30%) уверены, что уровень рентабельности останется неизменным. Оптимистично в отношении динамики показателей рентабельности настроены лишь 8%.

Эффект компенсацииУжесточение банками условий кредитования в определенной степени способно сыграть на руку лизингодателям, так как к ним могут обратиться клиенты, которым отказано в кредите. «В первом и начале второго квартала может произойти небольшой всплеск заключения сделок финансовой аренды. Это связано с тем, что банки уже начали сокращать объемы выдаваемых средств и повысили требования к заемщикам, в результате чего многие предприниматели выбрали лизинг в качестве инструмента финансирования бизнеса, – утверждает генеральный директор „CARCADE Лизинг“ Лариса Власова. – Ведь лизинг – в целом более гибкий инструмент финансирования, чем кредит, и предмет финансовой аренды всегда выступает залогом, поэтому бизнесмену зачастую проще приобрести автомобиль или оборудование на условиях финансовой аренды, чем в кредит».

Главное, чтобы у лизингодателей хватило ресурсов, чтобы этот спрос удовлетворить. Особенно непросто привлекать ресурсы будет небольшим компаниям, которые при общем увеличении рисков банками перейдут в категорию нежелательных заемщиков. А своих средств для финансирования лизингополучателей у них немного. В связи с этим возможно увеличение количества сделок по продаже части портфелей небольшими компаниями, которые окажутся не в состоянии развивать новый бизнес.

«Крупные лизинговые компании окажутся в лучшем положении, однако и у них возможностей для размещения станет меньше, – считает коммерческий директор ГК „Балтийский лизинг“ Владимир Наймарк. – А соответственно, они будут избирательно подходить к одобрению сделок и из поступающих заявок выбирать наиболее приемлемые с точки зрения соотношения рисков и доходности. Этот фактор будет сдерживать рост нового бизнеса лизингодателей. При этом серьезного падения спроса бизнеса на финансовую аренду мы не ожидаем, хотя прошлогодней динамики и не будет».

В этом году у лизинговых компаний, которые решили вопросы привлечения ресурсов, новый бизнес будет увеличиваться быстрее, чем выбытие, что позволит сохранить рост портфеля. Что касается прогнозов по развитию нового бизнеса, то большинство лизингодателей сходятся на цифре 20%. По результатам декабря и января они не отмечают снижения спроса на услуги, как и ухудшения платежной дисциплины клиентов. Но вполне естественно, что категоричных оценок нет ни у кого. «Наступивший год не обещает быть простым. Определенные опасения вызывает ситуация на мировых финансовых рынках, так как непонятно, сколько времени она продлится и как сильно это затронет российскую экономику, – размышляет Роман Маланин. – Кроме того, до сих пор остаются нерешенными вопросы, касающиеся возможной отмены ускоренной амортизации и порядка определения выкупной стоимости предмета лизинга. При благоприятном развитии экономической ситуации можно прогнозировать рост нового бизнеса по итогам первого полугодия в пределах 10-20%».

Западный подходТеоретически в условиях экономической нестабильности для лизингополучателей альтернативой финансовому лизингу может стать оперативный, по сути, представляющий собой аренду оборудования у лизингодателя на сравнительно короткие сроки. При этом предмет лизинга остается на балансе лизинговой компании, она же несет расходы по его обслуживанию. На Западе оперативный лизинг является весомым двигателем отрасли, в России же на него приходится не более 3-5% рынка. Как правило, он практикуется в сегментах железнодорожного и автомобильного транспорта.

«Основные потребители этой услуги в нашей стране – иностранные фирмы или предприятия со значительным иностранным капиталом, – констатирует Сергей Калинин. – По мере внедрения новых методов корпоративного управления, западных показателей эффективности и, соответственно, мотивации топ-менеджеров, с введением отчетности предприятий по международным стандартам доля руководителей, понимающих выгоду применения операционного лизинга, будет расти. А вместе со спросом увеличится и предложение. Сегодня, кстати, в этом сегменте действует еще и принцип корпоративной солидарности, то есть операторами данной услуги также являются западные фирмы».

В России сформировались два типа лизингополучателей, использующих для развития операционный лизинг автотранспорта. Первые – это имеющие собственный автопарк компании сектора FMCG (товары повседневного спроса), которым выгодно эксплуатировать автомобили до истечения сроков амортизации. Вторая категория – российские дочерние предприятия зарубежных концернов, для которых использование операционного лизинга для обслуживания корпоративного транспорта – стандарт ведения бизнеса и требование материнской структуры.

«Малый и средний бизнес реже обращается к услугам операционного лизинга. Связано это в первую очередь с жесткими правилами обслуживания транспорта, вводимыми лизингодателями из-за необходимости обеспечить сохранность передаваемого в операционный лизинг автомобиля или оборудования, – добавляет Лариса Власова. – Кроме того, надо учитывать, что в данном сегменте слабая конкуренция и, как следствие, достаточно высокие цены на услуги операционного лизинга, что также делает его малопривлекательным для мелкого и среднего бизнеса. Дополнительный сдерживающий фактор – традиционный подход к приобретению имущества российских предпринимателей, которые предпочитают в итоге владеть им, а не арендовать.

Сохранить и заработатьПреимущество такого вида лизинга для клиента очевидно – он позволяет оперативно увеличивать существующие производственные или транспортные мощности, когда этого требует рынок. К тому же клиент избавляется от кредитных обязательств на долгосрочный период, от функций по технической поддержке оборудования, что дает возможность сосредоточиться на основной деятельности. Понятно, что цели у финансового и оперативного лизинга различны. «Финансовый лизинг – по сути, механизм приобретения основного средства в собственность. Аренда – временная возможность использования имущества в основном бизнес-процессе. Ею чаще пользуются компании, которым прежде всего нужно выполнить небольшой объем работ», – объясняет заместитель директора по коммерции компании «Интерлизинг» Александр Рябцев.

Поэтому, несомненно, для универсальных лизинговых компаний основной деятельностью останется финансовый лизинг, однако о том, что развивать аренду целесообразно, участники рынка говорят не первый год. Пока оперативным лизингом занимаются в основном специализированные компании. Есть подобный опыт и у универсальных лизингодателей, но пока это чаще всего единичные сделки.

Для развития данного направления необходима дополнительная инфраструктура. Во-первых, компании нужно сформировать парк оборудования, а это инвестиции. «Однако оборудование может первоначально приобретаться под заказ конкретного клиента, учитывая, что по первому лизингу оно будет амортизировано не полностью и впоследствии его можно сдать в лизинг еще раз, – рассуждает руководитель региональных филиалов компании „Райффайзен-Лизинг“ Андрей Донченко. – Также существует возможность его реализации с дисконтом с учетом амортизации по рыночным ценам (в том числе и по договорам обратного выкупа с поставщиками). Тогда как в случае с финансовым лизингом остаточная стоимость оборудования в конце договора лизинга, как правило, стремится к нулю».

Именно с предметом лизинга в данном случае связаны основные риски лизингодателя. Точнее, с тем, насколько верно владелец техники рассчитал сроки эксплуатации и стоимость аренды, при которых инвестиции в оборудование окупились и оно принесло прибыль до момента окончательного износа. Если же удалось «отбить» инвестиции раньше, чем закончился срок его полезного использования, можно говорить о дополнительных доходах.

Понятно, что арендующая сторона заинтересована в сохранности оборудования только на тот срок, в течение которого она его использует. А значит, забота о своевременной техподдержке ложится на плечи лизингодателя. «Велика вероятность, что клиент, не заинтересованный в последующем приобретении оборудования в собственность, будет стараться эксплуатировать его „на износ“, что скажется на состоянии и стоимости техники при возврате лизингополучателю, перспективах ее дальнейшего использования», – комментирует Роман Маланин.

Не исключены и финансовые риски. Как правило, имущество передается в операционный лизинг практически на срок полезного использования – в среднем на два-три года. «Поэтому лизингодатель все равно уделяет большое внимание финансовому состоянию клиента. Естественно, подходы более мягкие, но в любом случае лизингодатель при совершении сделки рассчитывает закрыть договор в те сроки, которые в нем прописаны, а не получить технику обратно в любой момент», – замечает Рябцев.

Есть смысл развиватьсяТо, что сервисную составляющую лизингодатель берет на себя, создавая соответствующие подразделения внутри компании либо передавая эти функции на аутсорсинг, влияет на стоимость услуги в сторону увеличения. Оперативный лизинг стоит дороже финансового еще и потому, что лизингодатель закладывает в цену не менее актуальные риски – вероятность простоя оборудования. «Никто не застрахован от того, что в определенные периоды тот или иной вид техники не будет востребован рынком, – говорит Владимир Наймарк. – А оборудование находится на балансе лизингодателя, который несет издержки по его содержанию. И пока оно простаивает, его стоимость снижается. Поэтому чем короче срок аренды, тем дороже она обходится лизингополучателям».

Участники рынка сходятся во мнении, что оперативный лизинг не является панацеей в условиях нестабильности, но развивать его стоит. «Сейчас очень сложно планировать на длительные сроки – от трех до десяти лет, и не всегда есть уверенность, что ты сможешь обеспечивать лизинговые платежи на десять лет вперед. Поэтому компаниям иногда целесообразнее приобретать технику в краткосрочный лизинг – на срок значительно меньший, чем период полной амортизации, – рассказывает Андрей Донченко. – Может быть, это обойдется дороже, чем при финансовом лизинге, но это логичнее, чем выплачивать полную стоимость по финансовому лизингу или просто арендовать по коммерческим ставкам у коммерческих операторов». Да и при стабильной экономике у компаний существуют потребности не только в приобретении активов в собственность, но и в краткосрочном привлечении дополнительных мощностей, а западный опыт доказывает, что такая услуга востребована рынком, добавляет Донченко.

Некоторые эксперты предполагали, что катализатором развития операционного лизинга в России станет кризис 2008 года, однако подобного не произошло. В настоящее время предпосылок к этому больше, и не только из-за экономической нестабильности, но и вследствие ужесточающейся конкуренции в сфере финансового лизинга, особенно в сегменте крупных сделок, где продолжают усиливаться позиции госкомпаний. Поэтому коммерческие лизингодатели ищут пути диверсификации бизнеса. Вероятно, и они будут усиливать данное направление. «Просто это будет процесс, растянутый во времени, так как лизингодателям необходимо выстроить соответствующую инфраструктуру, взаимоотношения с субподрядчиками (автодилерами, сервисными станциями), технологическую платформу, обучить персонал», – поясняет Наймарк. Так что взрывного роста оперативного лизинга участники рынка не ожидают, но на его постепенное развитие и становление вполне могут рассчитывать.

baltlease.ru

Законодательная база лизинга в РФ

По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.

Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу). В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.

В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:

  • во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
  • во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
  • в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
  • в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
  • в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
  • в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п. 1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).

В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:

  • в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве лизингополучателя- юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
  • в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).

Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:

  • во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
  • во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
  • в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
  • в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
  • В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.

О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).

Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).

С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).

Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).

Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:

  • сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
  • сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
  • вознаграждение лизингодателя;
  • сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
  • иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
  • Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).

В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).

Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности. Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля. № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.

Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.

Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.

Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.

Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).

После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы». Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.

Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:

  • Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т. е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
  • Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
  • В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью — разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.

baltlease.ru


Смотрите также