о Вексельберге. Алексей горьков вэб лизинг


"Горький" банк ВЭБ | Вся правда о...

Как сообщает корреспондент УтроNews, глава Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергей Горьков начал раздавать интервью СМИ по поводу текущих дел кредитной организации. Из его слов можно сделать вывод, что ему за время руководства ВЭБом удалось стабилизировать финансовую ситуацию и банк с уверенностью смотрит в будущее. По мнению господина Горькова, будущее это будет почти безоблачным.  

Так ли это на самом деле? Или первый руководитель ВЭБа делает хорошую мину при в целом плохой игре?

Нелицеприятный ВЭБ-лизинг.

Компания ВЭБ-лизинг – крупнейшая дочерняя фирма ВЭБа. Когда Сергей Горьков пришел в банк, она считалась одной из самых проблемных его структур. Прошел уже достаточно долгий срок с того момента.

Что в итоге? Только за год убытки компании увеличились с 4 до 78 миллиардов рублей. При этом на ВЭБ-лизинг приходится почти 45 процентов всего убытка группы ВЭБ. В 70 регионах страны компания разыскивает более 680 единиц техники, по которой перестали поступать лизинговые платежи, почти 40% объектов находятся в Москве и Московской области (264 единицы), а как следует из данных компании, таких клиентов у нее всего семь. 

Как говорят эксперты, речь о сотрудничестве с очень узким кругом клиентов. Так, на двух самых крупных лизингополучателей компании приходится 38% инвестиций до создания резервов. Вот так господин Горьков наладил положение в своем крупнейшем подразделении?

Что в самом ВЭБе?

В самом ВЭБе ситуация, увы, тоже далеко не самая лучшая. Убытки кредитной организации превышают 110 миллиардов рублей. Только в третьем квартале этого года финансовая "дыра" выросла аж в 20 раз! И это при том, что в качестве "дойной коровы" постоянно выступает государство. 

Так, только в наступающем году министерство финансов РФ сделает банку подпитку в 200 миллиардов рублей, хотя раньше Минфин заявлял о том, что ограничит субсидии до 100 миллиардов.  

При этом Сергей Горьков громогласно заявлял о том, что его организация выправит свое финансовое положение после продажи подконтрольных "Глобэкс" и "Связь банк". Только вот банки эти почему-то не продаются.

А почему не продаются, понятно и несмышленому ребенку. Кто будет вешать на себя долговое ярмо банков, по уши увязших в долгах! Не сработала идея ВЭБа продать часть своих активов стоимостью полмиллиарда рублей.

За этот год ВЭБу удалось реализовать всего три актива на смехотворные по банковским меркам 4 миллиарда рублей. О каком финансовом благополучии может идти речь, если даже потенциальные покупатели обходят ВЭБ за километр?

Ненадежное партнерство.

Не прибавляет стабильности ВЭБу и, мягко говоря, весьма сомнительные проекты, в которые банк собирается и уже собрался вложить свои деньги. Так ВЭБ решил ввязаться в партнерство с олигархом Олегом Дерипаской.

Речь идет сразу о двух проектах. Так, банк в лице его руководства готов выделить более 18 миллиардов рублей на окончание строительства Тайшетского алюминиевого завода (ТаАЗ). Сделка довольно рискованная. Ведь "Русал" Дерипаски и "РусГидро", с которым достигнута договоренность достраивать предприятие на равных паях, еще даже не подписано. 

Из-за этого уже крепко задумались и том, финансировать ли строительство другие потенциальные инвесторы: Сбербанк и банк ВТБ. А вот ВЭБ без раздумий решил нырнуть в мутную воду дерипаскинского проекта.

Еще один кредит – в 7,7 миллиардов рублей – ВЭБ предоставит Олегу Дерипаске на нужды Красноярского металлургического завода. Но зная навыки олигарх "кидать" своих партнеров эта сделка тоже имеет весьма сомнительную перспективу.

Далеко не однозначный партнер ВЭБа другой российский олигарх Сулейман Керимов. Дело касалось того, что Сулейман Керимов вызвался стать посредником между ВЭБ и украинскими бизнесменами при продаже ими активов "Индустриального союза Донбасса". Банк был в долгах как в шелках и его учредители всеми возможными и невозможными способами пытались втюхать его кому-нибудь. 

На эту роль добровольно вызвался ВЭБ в лице господина Горькова. В результате при содействии Керимова, прославившегося своей "честностью", прибрел его как раз ВЭБ. За 8 миллиардов долларов. При том, что все финансовые аналитики давали красную цену не более чем в полтора миллиарда. Хотя…как говорится, красна цена та, за которую берут.

Вот такие операции в кавычках проводит Внешэкономбанк. И когда при всем этом он выйдет на рентабельный уровень, сказать не может никто. Хотя, зачем на это уровень выходить, если государство дало тебе гарантии софинансирования почти на полвека.

Сергей Горьков, как известно, выходец из Сбербанка. Он считался самым близким к Герману Грефу в его команде. В одном из интервью Горьков заявил, что покидать ВЭБ не собирается. С одной оговоркой: по крайней мере, еще год.

А что дальше? Развалив ВЭБ снова вернется в свою альма-матер? Скорее всего. Если только ему не дадут вернуться суровые ребята в погонах.

vspro.info

"Европлан" на ВЭБ | Вся правда о...

ВЭБ приступил к реализации недавно обнародованных планов продать розничный бизнес "ВЭБ-лизинга". По данным "Ъ", один из претендентов — компания "Европлан". Переговоры, по данным "Ъ", ведутся и с другими игроками, но, по оценкам экспертов, для "Европлана" эта сделка наиболее органична. В случае если она состоится, он может стать лидером рынка розничного лизинга.

О том, что "ВЭБ-лизинг" ведет переговоры с компанией "Европлан", подконтрольной структурам Микаила Шишханова и Михаила Гуцериева, по поводу продажи розничного бизнеса, "Ъ" сообщили три источника, знакомые с ситуацией. Переговоры, по их словам, начались после того, как в конце сентября председатель ВЭБа Сергей Горьков заявил, что госкорпорация изучает возможность продать розничный лизинг, поскольку он непрофильный для института развития. Речь — о мелких договорах (в среднем 1 млн руб.) в сфере лизинга автотранспорта.

Возможная сделка с "Европланом" — лишь один из вариантов, оговариваются собеседники "Ъ". Переговоры только начаты, решения нет. Однако, по мнению младшего директора "Эксперт РА" Руслана Коршунова, потенциальная синергия довольно очевидна: если для "ВЭБ-лизинга" розничные автосделки — это бизнес сопутствующий, то для "Европлана" — основной. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", "ВЭБ-лизинг" по итогам первого полугодия является лидером лизинговой розницы в сегменте легковых и грузовых автомобилей с объемом портфеля 57,5 млрд руб. По данным "ВЭБ-лизинга", розница в общем объеме бизнеса составляет 7%. "Европлан" занимает второе место с портфелем в 35,2 млрд руб.

 

По данным "Ъ", стороны ведут переговоры через инвестбанк, его название не раскрывается. "Комментировать детально пока что преждевременно",— сообщила "Ъ" пресс-служба ВЭБа, указав, что обсуждаются различные сценарии развития бизнеса "ВЭБ-лизинга". Источник, близкий к руководству ВЭБа, подчеркнул, что переговоры о продаже розничного бизнеса "ВЭБ-лизинга" ведутся с несколькими компаниями. По его словам, "ВЭБ-лизинг" пойдет на сделку только в том случае, если покупатель предложит приемлемую для продавца цену.

Вопреки словам сразу нескольких источников "Ъ", пресс-служба "Европлана", сославшись на гендиректора компании Александра Михайлова, сообщила, что компания "не вела и не ведет переговоров о покупке или ином участии в лизинговом бизнесе "ВЭБ-лизинга"". Впрочем, в том же комментарии говорится: ""Европлан" планирует поддерживать значительные темпы роста бизнеса на горизонте трех-пяти лет, используя... возможности неорганического роста через сделки слияний и поглощений, если компания увидит подходящие возможности..."

По мнению участников рынка, такая реакция со стороны публичной компании (в декабре 2015 года "Европлан" провел IPO) на начальной стадии переговоров, ведущихся через посредника, необязательно свидетельствует о том, что переговоров нет. По словам управляющего партнера Национального агентства финансовых исследований Павла Самиева, для публичной компании важен информационный фон, а сведения о еще не состоявшейся сделке могут в том числе и негативно повлиять на стоимость бумаг.

Если сделка все же состоится, она может быть выгодной как для "Европлана", так и для "ВЭБ-лизинга". По оценке старшего аналитика группы банковских рейтингов рейтингового агентства АКРА Михаила Доронкина, в случае если по качеству лизинговые портфели обеих компаний сопоставимы (""ВЭБ-лизинг" не раскрывает отдельно качество розничного портфеля"), дисконт к стоимости портфеля будет небольшим. Приобретение всей суммы лизингового портфеля госкомпании в сегменте автотранспорта значительно укрепит конкурентные позиции "Европлана" на данном рынке благодаря как минимум двукратному росту ее бизнеса и выходу на первое место по портфелю и новым сделкам, считает господин Доронкин. Однако, подчеркнул он, это возможно только в случае низкого уровня дефолтности приобретаемого портфеля. Директор группы "Финансовые институты" S&P Global Ratings (рейтингует "ВЭБ-лизинг") Виктор Никольский оценивает портфель "ВЭБ-лизинга" как "неплохой". Сам "ВЭБ-лизинг" ожидает чистую прибыль от розничного лизинга по итогам 2016 года в 1,5 млрд руб. против 1 млрд руб. прибыли по итогам 2015 года. Однако господин Коршунов считает, что приобретать весь розничный портфель "ВЭБ-лизинга" "Европлан" не станет, так как объем розничного портфеля госкомпании существенно превышает (почти в полтора раза) объем всего лизингового портфеля "Европлана". По его мнению, более реальна покупка части портфеля автосделок.  

vspro.info

ВЭБ перегружает отношения с регионами

О новой концепции банка в работе с регионами, заключенных сделках, изменениях на рынке лизинга и многом другом рассказал в интервью Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка.

— Расскажите о нашумевших темах, которые обсуждаются на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Во-первых, ВЭБ подписал соглашения с семью региональными правительствами. ВЭБ в принципе переходит на новую схему работы, когда банк напрямую начинает сотрудничать с регионами. Для чего это нужно и что конкретно обсуждалось, какие достигнуты договоренности?

— В принципе ВЭБ за свою историю профинансировал больше 120 проектов. Как правило, это конечно региональные проекты. Наши проекты находятся в разных российских регионах, начиная от Дальнего Востока и заканчивая Калининградом. Единственное, что мы сейчас вносим нового, потому что ВЭБ обновляется, мы называем это перезагрузка отношений с регионами, потому что регионы зачастую обращались в ВЭБ с какой-то проблемой с проектами, и ВЭБ осуществлял какую-то деятельность. Теперь мы видим, что нам надо создавать платформу постоянного общения. Когда регионы могли к нам прийти не только за деньгами, потому что не всегда деньги решают все вопросы.

Очень важно прийти за консультированием, за самофинансированием, за модерацией, потому что все больше и больше возникают такие новые инструменты, как софинансирование и синдикаты.

Для регионов нужны решать задачи регионального развития с точки стратегий своих региональных проблем. И мы видим, что ВЭБ, в принципе может это делать, новый ВЭБ. И мы бы хотели стать такой модерационной платформой.

— Заключенные соглашения, которые подписываются здесь на форуме, это как раз те соглашения, подписанные в рамках данной перезагрузки.

— Именно про это.

— А как вы планируете сотрудничать, с какими регионами вот в новом формате?

— Мы сотрудничаем сейчас порядка с 70-ю регионами, с которыми есть уже соглашение.

— В новом формате?

— В новом формате предполагает комплексный подход и комплексную работу с регионами, то есть, не в рамках одного проекта. В текущее время возникают ситуации, когда разные институты действуют в разные стороны и нет синергии. Наша идея создавать синергию. Синергия с регионом очень важна. Запускаете вы проект в Красноярке или в Оренбургской области, или на Кавказе, вам нужна поддержка региона, вам нужно правильное понимание что может дать регион, вам нужно правильное вовлечение главы региона в этот проект, потому что по-другому не получается. Поэтому это взгляд такой комплексный, платформенный взгляд. Не просто взгляд одного проекта.

— Сергей Николаевич, вы на форме подписали соглашение с РЖД. Таким образом, работаете и с корпорациями. Если говорить конкретно об РЖД, насколько я понимаю, здесь очень важный, большой вопрос поднимается, это вопрос использования тех вагонов, которые находится на балансе ВЭБ-лизинга. Соглашение гигантское, касается более чем 10 тысяч вагонов. Какие договоренности уже достигнуты и какие еще проекты планируется делать совместно с РЖД?

— Для нас это действительно уникальная сделка, она завершилась позавчера. Наша компания ВЭБ-лизинг передала почти 16 тысяч вагонов Федеральной грузовой компании (ФГК). Это дочка РЖД. Для рынка очень существенный фактор, потому что достаточно большое количество вагонов. То есть, приблизительно 2% количества вагонов всей страны, которые ходят по железным дорогам. А для нас это почти 30% портфеля. Поэтому для нас сделка для ВЭБ-лизинга очень существенная. Интересно, что меморандум мы подписали о сотрудничестве с РЖД сегодня, то есть, после подписания сделки. Обычно бывает наоборот, сначала меморандум, потом полгода-год подписываются сделки. У нас получилось ровно наоборот, и мы поняли, что когда мы делали эту сделку, что не ограничивается только одной сделкой наше сотрудничество. Мы можем много чего сделать вместе.

— Что еще?

— Лизинг оборудования. Потому что всегда считается, что лизинг в основном это транспортные средства: автомобили, железные дороги, самолеты. Почему отдаем в лизинг IT-оборудование. И это целая очень важная составляющая, это ниша, которой мы готовы заниматься. Почему в принципе спецоборудование не передавать в лизинг? И в этом тоже большая задача. Почему спецтранспорт – локомотивы не передавать в лизинг? Почему только вагоны? Это открывает возможности очень существенной помощи компаний РЖД, к примеру, по осуществлению, в том числе своей инвестиционной программы. То есть, таким образом можно дополнительно давать синергию для РЖД. Мы предложили, что мы можем это сделать для РЖД не только в плане вагонов. Мы приняли вчера решение с главой РЖД о создании рабочей группы именно по созданию таких совершенно новых инструментов в лизинге. Мы к этому готовы.

— Это поможет, скажется на финансовых результатах ВЭБа в целом?

— Конечно. Для нас важен новый портфель, который генерирует доход, для нас важна диверсификация портфеля, потому что наш портфель ВЭБ-лизинга очень сильно в транспорте и очень мало в других направлениях лизинга. Традиционно – это самолеты, железные вагоны и автомобили. Здесь лизинг держит первое место в России. Но причем остальной пакет очень-очень маленький. Поэтому нас важно диверсифицировать портфель. Диверсификация портфеля это важный момент ухода от рисков, ну и получение дохода. Потому что с точки зрения дохода для ВЭБ-лизинга и для ВЭБа в целом это очень важно.

— Следующий вопрос касается непосредственной деятельности ВЭБа в финансовой части. Вы недавно удивили рынок сообщением о том, что сумели привлечь кредит от китайских компаний, китайских банков в размере 10 млрд юаней, это примерно 1,5 млрд долларов. Что самое интересное, насколько я понимаю, нет никаких обязательств использовать эти средства конкретно в китайских проектах с китайским участием. Это верно?

— Это верно.

— Тогда это получается достаточно редкая история для рынка. Потому что китайское финансирование это вещь на самом деле достаточно изученная, особенно в крупных проектах. Но как правило, эти проекты связаны так или иначе с китайским контентом. Во-первых, как удалось получить, договориться, эти деньги? Во-вторых, планируете ли вы привлекать новые кредиты из этих источников?

— Я с вами согласен, что сделка уникальная, потому что она не только уникальная размером и несвязанностью с конкретным контентом китайских сделок, скорее всего еще уникальность в том, что это не один банк. Это 10 региональных китайских банков — это синдицированный кредит. Если обычно с китайским банком даже с одним не просто подписать договор, у нас здесь было 10 клиентов, 10 партнеров в заключении сделки.

Мы подошли к этому нестандартно, понимая, что у нас очень хорошие отношения с крупными банками, например с Банком развития Китая, шикарные отношения ВЭБа на протяжении десятилетий. Но эти банки ограничены определенными процедурами. Поэтому мы подумали пойти просто на другой уровень и посмотреть – а есть ли там ниша. И мы ее там обнаружили. Это было немножко новое не только для нас, это было новое и для китайцев, потому что они тоже не ожидали. Но сам по себе кредит в 1,5 миллиарда, это существенный конечно кредит, очень хорошие условия для нас. И при этом мы намерены еще в 1,5-2 раза увеличить этот кредит в ближайшее время, может быть в начале следующего года.

— На тех же условиях?

— Ну условия могут разные, может даже они лучше быть. Я надеюсь будет лучше.

— ВЭБ вам достался в известном состоянии. Понятно, что есть некие потребности в ликвидности на следующий год. Вы не могли бы их уточнить, озвучить с учетом всех тех новых вводных, которые есть.

— В этом году проблемы с ликвидностью решили, как я уже говорил ранее, мы не испытываем проблем с ликвидностью. У нас даже есть запас ликвидности на конец года. С точки зрения следующего года нам нужно будет выплачивать 240 млрд рублей, достаточно большую сумму с точки зрения обязательств. И мы ожидаем конечно определенной поддержки со стороны государства. Она не будет полностью покрывать эту сумму. И мы сейчас изыскиваем возможности каким образом мы будем эту проблему решать. Но я полностью уверен, что мы эту проблему решим.

Источник: vestifinance.ru

mirror-world.ru


Смотрите также