Учет факторинга в налоговой отчетности. Факторинг ст 269


Факторинг и 269 статья Налогового Кодекса РФ

Комиссия за факторинговое обслуживание включается в состав расходов Клиента. Но зачастую возникают вопросы по нормированию стоимости факторинговых услуг в соответствии с 269 ст. НК РФ.

            В Письме Минфина от 04.08.08 № 03-03-06/1/437 разъясняется, что если в договоре факторинга размер комиссионного вознаграждения (или иных платежей) Фактору выражен в процентном отношении, то в этом случае для целей налогообложения прибыли указанные расходы организации учитываются в соответствии с 269 ст. НК РФ.

            Но в этом же письме Минфин указывает, что для исчисления указанных расходов необходимо исходить из условий договора. Т.е. если в договоре каждый вид платежа упомянут отдельно с указанием процента, то и учитываются указанные расходы отдельно. Это момент крайне важен для формирования позиции компании по обоснованию исчисления расходов. При этом договор с Фактором должен отражать отдельные виды комиссий по каждому виду услуг Фактора, например, комиссия за финансирование, комиссия за административное управление дебиторской задолженностью и комиссия обработку документов.

            Сумма процентов, начисленных и выплаченных по каждому виду комиссии, списывается в расходы с учетом ограничений, установленных 269 ст. НК РФ.

            В соответствии с Письмом Минфина от 20.07.2006 №03-03-04/1/597 при расчете предельной величины процентов, признаваемых расходом, участвует сумма комиссии без учета НДС. В свою очередь НДС уплаченный Фактору подлежит зачету.

            С другой стороны принципиальным и важнейшим моментом является то, что договор факторинга не содержит такого признания долгового обязательства, как например возвратность, и следовательно не подпадает под понятие «долговое обязательство». В связи с этим позиция налоговых органов по поводу применения 269 ст. НК РФ к факторингу является спорной, что регулярно подтверждается арбитражной практикой.

            Рекомендуем ознакомиться со следующими Постановлениями:

       • Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.08.05г. по делу №КА-А40/7021-05;

       • Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.06 по делу №А12-7809/06-С51-5/38;

       • Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.10.06 по делу №ФО9-9113/06-С7;

       • Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.04.07 по делу №А12-14131/06-С61-5/38;

       • Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.08г. по делу № А40-68705/07-107-398;

       • Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.08г. по делу № А40-3579/08-112-14.

 

            Важным доводом при обосновании позиции клиента служит то, что ГК РФ выделяет факторинг в самостоятельный вид операций, отличающийся от займа и кредита. Факторинг описывается в отдельный 43 главе ГК. Факторинг имеет ряд существенных отличительных черт. Например, факторинг не всегда предполагает возвратность выплаченных Фактором денежных средств. Факторинг предполагает оказание целого комплекса дополнительных услуг от коллекторских до бухгалтерских и маркетинговых и т.д.

            В связи с этим применение норм, относящихся к кредитным или заемным договорам (долговым обязательствам), к договору факторинга неправомерно.

           Также важно отметить, что клиент должен экономически обосновать расходы на факторинг. При обосновании экономической целесообразности и обоснованности можно использовать:

            • необходимость изыскания средств для погашения кредиторских задолженностей с целью избежания убытков Клиента;

 

            • уменьшение сроков оборачиваемости денежных средств;

            • увеличение объема продаж, что приводит к увеличению доходов Клиента и расширению рынка сбыта продукции;

            • снижение валютных рисков при реализации импортного товара;

            • комиссия за факторинг обычно ниже штрафных санкций за нарушение сроков оплаты по договорам с поставщиками;

            • возможность пополнения оборотных средств без предоставления залога, которого может просто не быть у клиента для получения кредита. 

smartfactor.ru

Проблемы факторинга в налоговой отчетности

Налог на прибыль

Услуги фактора — финансового агента — включаются в состав расходов Клиента. Споры могут возникнуть по поводу нормирования стоимости факторинговых услуг в соответствии со статьей 269 НК РФ.

Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов организации в виде указанных вознаграждений, ответил Минфин в письме от 4 августа 2008 г. N 03-03-06/1/437. Для начала разъяснено, что если в договоре факторинга размер комиссионного вознаграждения (или иных платежей) фактору выражен в процентном отношении, то в этом случае для целей налогообложения прибыли указанные расходы организации учитываются в соответствии со ст. 269 НК РФ.

А затем Минфин в этом же письме привел свое мнение, что для исчисления указанных расходов необходимо исходить из условий договора: если в договоре каждый вид платежа поименован отдельно с указанием процента, то и учитываются указанные расходы отдельно. Это обстоятельство взято на вооружение нашей Компанией и в Генеральном договоре на факторинговое обслуживание комиссия финансового агента разделена на 3 независимые комиссии: комиссия за финансирование, комиссия за административное управление дебиторской задолженностью и комиссия за период ожидания.

Сумма процентов, начисленных и выплаченных финансовому агенту по договору факторинга по каждой комиссии, списывается в расходы с учетом ограничений, установленных ст. 269 НК РФ. Комиссии сверх размеров, определенных ст. 269 НК РФ, для целей налогообложения не принимаются (п. 8 ст. 270 НК РФ).

В расчете предельной величины процентов, признаваемых расходом, участвует сумма комиссии без учета НДС (Письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-03-04/1/597).

В то же время необходимо отметить, что договор факторинга не содержит такого признания долгового обязательства, как например возвратность, и не подпадает под понятие «долговое обязательство», поэтому позиция налоговых органов по поводу нормирования факторинговых услуг в соответствии со статьей 269 НК РФ является спорной, что также подтверждается арбитражной практикой.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2011 г. № КА-А40/16965-10 по делу № А40-160420/09-115-1142Постановление Арбитражного суда г.Москвы от 12 марта 2008г. по делу № А40-3579/08-112-14Постановление Арбитражного суда г.Москвы от 29 февраля 2008г. по делу № А40-68705/07-107-398.Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2007г. по делу №А12-14131/06-С61-5/38.Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2006г. по делу №ФО9-9113/06-С7.Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2006г. по делу №А12-7809/06-С51-5/38.

Дополнительным доводом в пользу указанной позиции служит то, что исходя из гражданского законодательства РФ рассматриваемый договор факторинга (договор финансирования под уступку денежного требования) принципиально отличается от договоров кредита или займа.

Так, договор финансирования под уступку денежного требования выделен в ГК РФ в самостоятельный вид, из чего следует, что рассматриваемый договор факторинга отличается от иных видов договоров, предусмотренных ГК РФ, в том числе от кредитного договора и договора займа.

Договор факторинга по сравнению с кредитным договором или договором займа имеет следующие отличительные особенности:

  1. У Клиента отсутствует обязанность вернуть финансовому агенту денежные средства, поступившие в счет уступки денежных требований общества к третьим лицам (должникам), т.е. кредитование в данном случае не осуществляется.
  2. Имеется гарантия оплаты выполненных клиентом работ или поставляемого им товара, обеспечиваемая финансовым агентом.Таким образом, у Клиента снижаются потери от просрочки платежей Дебитором.
  3. Помимо финансирования финансовый агент осуществляет для Клиента администрирование дебиторской задолженности. Соответственно, у Клиента отсутствует необходимость отслеживать оплату выполненных работ (эта функция переходит к финансовому агенту).
  4. Частично финансирование осуществляется финансовым агентом под право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).

Таким образом, исходя из гражданского законодательства, применение норм, относящихся к кредитным или заемным договорам, к рассматриваемому договору факторинга неправомерно.

Считаем так же необходимым предупредить Вас, наших Уважаемых Клиентов, быть готовыми к экономическому обоснованию расходов на факторинговое обслуживание.

У налоговых органов часто возникают вопросы касательно обоснованности произведенных расходов на факторинговое обслуживание у Клиента

В качестве доказательства в части экономической целесообразности и обоснованности можно использовать, например:

  • необходимость скорейшего получения "живых" денег для погашения кредиторских задолженностей с целью избежания убытков Клиента;
  • увеличение скорости оборота денежных средств, увеличение объема продаж, что в итоге приводит к увеличению доходов Клиента и сохранению основных покупателей;
  • также то, что стоимость рубля сегодня больше полученного в будущем, т.е. другими словами, зачастую получение денежных средств в настоящий момент (даже с учетом комиссии за факторинговое обслуживание) может принести компании большие выгоды, в том числе выраженные в увеличении общей доходности бизнеса. Здесь можно провести аналогию с дисконтированием денежных потоков, используемых для оценки привлекательности инвестиционных проектов и финансовых вложений;
  • избежание рисков, связанных с уплатой штрафных санкций и сокращение издержек, связанных с нарушением обязательств по договорам с контрагентами, в размере, превышающем сумму вознаграждения по договору факторинга;
  • заключение договора факторинга, в отличие от кредита, позволяет Клиенту получить в более короткие сроки необходимые финансовые ресурсы, не имея необходимого количества активов.

В данной статье мы описали основные проблемы факторинга, с которыми на наш взгляд, могут столкнуться компании при составлении налоговой отчетности.

Для справки:В соответствии с п.9 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

www.1factor.ru

Статья: Налоговые проблемы по договору факторинга (Брейгина Е.) ("Практическая

"Практическая бухгалтерия", 2009, N 6НАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ДОГОВОРУ ФАКТОРИНГАВ связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся сегодня на рынке, договоры факторинга заключаются все чаще. Для клиента, продающего дебиторскую задолженность банку, договор факторинга является выгодным способом пополнить оборотные средства для дальнейшего развития своей компании. Для банка сделка по финансированию клиента под уступку права требования также выгодна - он получает доход в виде комиссии и сопутствующих платежей.Есть мнение, что договор факторинга - это тот же договор цессии, только дебиторскую задолженность покупает не сторонняя организация, а банк. Это не совсем так. Дело в том, что в юридическом смысле договор факторинга, отношения по которому регулируются гл. 43 Гражданского кодекса, сочетает в себе не только элементы договора цессии, но и элементы договоров кредита и займа.Суть договора факторингаГлавным отличием договоров факторинга и цессии является то, что при заключении договора факторинга не происходит перемены лиц в обязательствах. Кроме того, по договору факторинга финансовый агент передает или обязуется передать клиенту денежные средства в счет его денежного требования к третьему лицу, вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 1 ст. 824 ГК РФ). А финансовый агент должен произвести финансирование именно деньгами. Что же касается налоговых различий учета расходов, Минфин указывает на то, что при учете расходов по договору факторинга необходимо руководствоваться положениями ст. 269 Налогового кодекса, которые нормируют расходы по процентам по долговым обязательствам. В то же время учет расходов, возникающих по договору цессии, не нормируется. Определение договора факторинга (договора финансирования под уступку денежного требования) содержится в п. 1 ст. 824 Гражданского кодекса: по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товара, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. До 26 апреля 2009 г. в качестве финансового агента по договору факторинга могли выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида (ст. 825 ГК РФ). Но теперь в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать любые коммерческие организации (ст. 825 ГК РФ, в ред. Федерального закона от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ). На практике это происходит в следующем порядке. 1. После заключения договора факторинга клиент передает финансовому агенту товарные документы (акты оказанных услуг, выполненных работ), по которым он передает право требования фактору. 2. Не дожидаясь поступления оплаты от поставщика, финансовый агент перечисляет на счет клиента от 60 до 90 процентов стоимости переданного долга. Этот размер устанавливается в договоре и, согласно практике, варьируется от 60 до 90 процентов стоимости долговых требований. При этом из суммы перечисления фактор удерживает свою комиссию и проценты за финансирование. 3. Далее возможно два варианта развития событий в зависимости от вида заключенного договора факторинга. 3.1. Безрегрессивный вид договора факторинга (п. 3 ст. 827 ГК РФ): клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению. Если между финансовым агентом и клиентом заключен безрегрессивный договор факторинга, то фактор не может вернуть клиенту права требования, которые были переданы ему ранее, и сам полностью несет риск неплатежа. 3.2. Регрессивный вид договора факторинга характеризуется тем, что при неполучении оплаты от должника финансовый агент может вернуть клиенту ранее полученное право требования, при этом кредитор должен вернуть полученное финансирование. Возврат клиентом финансирования не означает, что финансовый агент не удержит проценты и комиссионное вознаграждение. Обязательства финансового агента по договору факторинга могут включать ведение бухгалтерского учета для клиента (п. 2 ст. 824 ГК РФ). Также в рамках договора факторинга клиенту иногда предоставляются иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, являющимися предметом уступки, - например, обработка реестров дебиторов клиента, управление его дебиторской задолженностью, обработка платежных поручений, страхование рисков и т.д. Однако главная услуга по договору факторинга - предоставление клиенту денежных средств. И как правило, вознаграждение финансового агента за ее оказание зависит от суммы предоставляемого финансирования и устанавливается в процентах от данной величины. Стоимость дополнительных услуг обычно указывается в договоре в виде фиксированных сумм. Кроме финансирования под уступку права требования, это требование может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (абз. 2 п. 1 ст. 824 ГК РФ). Такой договор состоит из элементов договора займа или кредитного договора и договора залога прав требования. При заключении такого вида договора финансирования право требования передается финансовому агенту для обеспечения исполнения обязательств клиента по возврату полученного им займа или кредита. Финансовый агент должен представить клиенту отчет о суммах, полученных им от должника по основному договору. Если полученные суммы превысят долг клиента, то финансовый агент должен передать клиенту сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.Внимание! До 26 апреля 2009 г. в качестве финансового агента по договору факторинга могли выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Но теперь в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать любые коммерческие организации.Налог на прибыль при факторингеКак известно, расходы организации должны быть в том числе экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). На практике сложно доказать, что заключение договора факторинга экономически выгодно для компании. Это связано с тем, что договоры финансирования под уступку права требования, как правило, являются убыточными. Оперируя этими доводами, налоговики пытаются исключить затраты по договору факторинга из расходов, учтенных для целей налогообложения прибыли. Однако позиция налоговых органов спорна. Так, в п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 320-О-П указано на то, что экономическая обоснованность расходов не может быть оценена с точки зрения их целесообразности и полученного результата, так как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности. Кроме того, в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ установлена свобода экономической деятельности, соответственно, налогоплательщик самостоятельно осуществляет свою деятельность и имеет право самостоятельно оценивать ее результаты. При учете затрат по договору факторинга для целей налогообложения необходимо учесть следующие нюансы. 1. Если комиссионные вознаграждения в договоре факторинга указаны в фиксированных суммах, то такие суммы включаются в состав расходов, принимаемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в полном объеме (ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/772). 2. Если же вышеуказанные платежи выражены в процентах, то, по мнению налоговых органов, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль необходимо применять порядок налогообложения, предусмотренный в ст. 279 Налогового кодекса (Письма УФНС России по г. Москве от 5 мая 2005 г. N 20-12/32441, от 27 июля 2005 г. N 20-12/53139). Но мнение фискалов не верно, так как при факторинге не происходит смены лиц в обязательствах. Так, Минфин в Письме от 17 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/284 отметил, что "положения ст. 279 Налогового кодекса, устанавливающей порядок налогообложения прибыли при уступке (переуступке) права требования, к отношениям по договору финансирования под уступку денежного требования не применяются. При этом расходы, связанные с договором факторинга, в том числе комиссионные вознаграждения по договору факторинга, выраженные в процентах, для целей налогообложения прибыли приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам и учитываются с учетом положений ст. 269 НК РФ". Аналогичная точка зрения отражена и в Письме Минфина России от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/772. Таким образом, предельный размер расходов по договору факторинга, если вознаграждение финансового агента выражено в процентах, необходимо рассчитывать с учетом положений ст. 269 Налогового кодекса. Суммы расходов, превышающие предельно допустимые данной статьей, для целей налогообложения не учитываются (п. 8 ст. 270 НК РФ). Однако следует учесть, что арбитражные суды придерживаются иного мнения. По их мнению, отношения по договору факторинга регулируются гл. 43 "Финансирование под уступку денежного требования" Гражданского кодекса, а правоотношения сторон по договорам займа и кредита выделены в самостоятельные и регулируются гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса. Следовательно, вознаграждение по данному договору не может быть отнесено к долговым обязательствам, о которых идет речь в п. 1 ст. 269 Налогового кодекса. А значит, у налогоплательщика нет необходимости определять предельную величину затрат, учитываемых при налогообложении прибыли с учетом положений ст. 269 Налогового кодекса (Постановления ФАС Уральского округа от 2 ноября 2005 г. N Ф09-4898/05-С7, ФАС Московского округа от 2 августа 2005 г. N КА-А40/7021-05). Если компания решит не учитывать позицию Минфина о нормировании расходов по комиссионному вознаграждению фактору с учетом положений ст. 269 Налогового кодекса, то свое мнение ей придется отстаивать в суде.Учет НДСПо операциям финансирования под уступку права требования налоговая база по НДС определяется в том же порядке, что и при реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 155, ст. 154 НК РФ). Что же касается вычетов по НДС, возникающих по договору факторинга, то следует отметить, что комиссионные платежи в пользу финансового агента подлежат налогообложению НДС. Дело в том, что в ст. 149 Налогового кодекса не поименованы услуги по финансированию под уступку права требования как операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Следовательно, клиент имеет право принять "входящий" НДС по договору факторинга к вычету. При этом необходимо учесть следующие моменты. 1. Если комиссионное вознаграждение финансового агента установлено в фиксированной сумме, то клиент имеет право принять к вычету всю сумму НДС, отраженную в счете-фактуре фактора. 2. Если комиссионное вознаграждение установлено в процентном выражении, то оно нормируется для целей обложения налогом на прибыль. Следовательно, НДС по таким счетам-фактурам необходимо принимать к вычету пропорционально сумме расходов, учтенных для целей налогообложения прибыли. Об этом сказано в п. 7 ст. 171 Налогового кодекса. 3. Если по договору факторинга уступается право требования по операциям, не облагаемым НДС (например, связанным с куплей-продажей векселей), то сумму НДС с комиссионного вознаграждения финансового агента клиент не имеет права принять к вычету. По данной ситуации ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что применение вычета НДС с сумм, уплаченных банку в составе комиссионного вознаграждения по договору факторинга, противоречит требованиям ст. ст. 149, 171 Налогового кодекса. Это объясняется тем, что исполнение банком обязательств по договору факторинга связано с осуществлением обществом операций по купле-продаже векселей, которые не подлежат налогообложению НДС (Постановление от 22 мая 2007 г. по делу N А78-3112/06-С2-17/149-04АП-161/06-Ф02-2849/07). Следует отметить, что при уступке права требования финансовому агенту в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом объекта налогообложения по НДС не возникает (абз. 2 п. 1 ст. 824 ГК РФ). Это следует из п. 1 ст. 146 Налогового кодекса. В нем сказано, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога. В свою очередь, согласно ст. 39 Налогового кодекса, реализация - это передача права собственности. Но при передаче имущества в залог право собственности на него не переходит и, следовательно, объекта обложения НДС у клиента (залогодателя) не возникает. В настоящее время факторинг получает большее распространение, чем заметно подорожавшие кредитные продукты банков. Заключая договор факторинга, компания получает реальное финансирование, процент по которому уже уплачен. Но следует иметь в виду, что, получая ежесекундную выгоду в виде пополнения оборотных средств, компания получает убыток в целом по сделке.Е.Брейгина Аудитор ООО "ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ" Подписано в печать 25.05.2009

www.lawmix.ru

Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2

Ранеемы рассказали вам об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения, когда компания работает по безрегресcному факторингу. Сегодня подробно рассмотрим, как организован налоговый учет операций по продукту факторинг с регрессом.

Итак, схема факторингового обслуживания при факторинге c регрессом выглядит следующим образом:

Бухгалтерские операции проводятся аналогично продукту факторинг без регресса, но в налогообложении есть свои нюансы:

Налоговый учет операций по финансированию под уступку денежного требования (операций факторинга с правом регресса)

1.1. Общие рекомендации Договор факторинга является возмездным договором, так как имущественное представление одной стороны (денежные средства финансового агента) обуславливает встречное имущественное представление другой стороны – право требования Клиента (в т.ч. которое может возникнуть в будущем) и вознаграждение финансовому агенту. Вознаграждение финансового агента представляет собой плату за оказываемые им услуги по выплате финансирования на определенный срок с последующим погашением, а также за оказание иных услуг, предусмотренных договором. Такого рода договор факторинга, где торговые организации выступают в роли Клиента, обязывает компанию оплачивать услуги кредитной организации – комиссионные, и, соответственно, нести расходы. Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 5 марта 2005 года №03-03-01-04/1/91 дает подробные разъяснения по вопросу налогообложения комиссионных расходов Клиента.

1.2. Налог на прибыль Основание: статьи 265, 269 НК РФ. Вознаграждение Фактора по договору факторинга с регрессом состоит из 2-х частей: - комиссия за факторинговое обслуживание; - комиссия за предоставление денежных ресурсов. Исходя из названия и экономической сущности, юридически закрепленной в Генеральном договоре, первая часть уплачивается Клиентом за оказание услуг по управлению дебиторской задолженностью, а вторая часть – уплачивается за предоставление денежных средств, т.е. является ничем иным как процентами по долговому обязательству.

Таким образом, комиссия за факторинговое обслуживание может быть включена Клиентом в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ или в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ как расходы на оплату услуг банка.

Комиссия за предоставление денежных ресурсов Клиенту фактором (процент) подлежит включению в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в порядке, предусмотренном статьей 265 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ. Данный вид комиссии учитывается Клиентом в пределах величины, рассчитанной как проценты, которые Клиент уплатил бы по долговому обязательству, равному сумме выплаченного финансирования, за период от даты выплаты финансирования до даты поступления соответствующих денежных средств на счета фактора, при условии, что размер указанных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным Клиентом в том же квартале (месяце – для Клиентов, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору Клиента предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (в соответствие с НК РФ, статья 269).

1.3. Налог на добавленную стоимость. 1.3.1. Налоговая база. Основание: статьи 154, 155 НК РФ. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), денежные требования по которым уступаются Клиентом Фактору, определяется в общеустановленном порядке, т.е. как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.

1.3.2. Момент определения налоговой базы. Основание: статья 167 НК РФ. Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Использование Клиентом факторинга в своей деятельности не влечет за собой изменений в моменте определения налоговой базы по НДС, при этом Клиент получает средства, необходимые для уплаты в бюджет налога по отгруженным, но еще не оплаченным покупателями товарам.

1.3.3. Налоговые вычеты. Основание: статьи 171, 172 НК РФ. Сумма налога на добавленную стоимость с комиссии Фактора подлежит вычету Клиентом на основании счета-фактуры, выставленного Фактором, в общеустановленном порядке.

В заключении отметим, что данные рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету факторинговых операций сформированы, исходя из анализа законодательных и правовых актов РФ, а также договорной базы НФК.

Если в вашей практике возникают какие-либо сложности, связанные с оформлением документов, советуем обратиться к консультантам факторинговой компании, с которой вы работаете.

www.ifactoring.ru


Смотрите также